Байкал урок. Озере байкал - готовим урок

Для изучении данной темы был использован проектный материал, инновационным приемом является применение компьютерной техники,Интернет-ресурсы. Проблема взаимозависимости человека и природы не новая,она существовала во все времена.Планету может спасти лишь деятельность людей,осуществляемая на природных сообществах,осознания того,что человек не властелин природы,а ее часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»

Для изучения данной темы был использован проектный метод, инновационным приемом является применение компьютерной техники, Интернет - ресурсы.

Проблема взаимозависимости человека и природы не новая, она существовала во все времена. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что эколого-нравственная проблема вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии у каждого человека достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование, которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Актуальность темы урока велика в том, что экологическая проблема взаимодействия человека и природы, обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.

Цели:

Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными материалами.

Средства обучения : настенные карты « Физическая карта России», «Экономическая карта России «, атласы, справочники.

Опорные знания и умения : эндемик озерная котловина, тектонический разлом.

Методы и приемы работы : рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, активиза-

ция опорных знаний в ходе беседы.

На доске написаны лозунги: « Байкал не только бесценная чаша с живой природой но, кроме того часть души нашей. В радостях и печалях на пиру и во фронтовой землянке пели мы про Байкал, черпая из него согласно, наряду с прочими великими источниками, богатырскую силу нашу.

Берегите свои души и песни, роднички и святыньки, дорогие люди!

(Леонид Леонов)

« Байкал бесценный дар природы»

(А. Твардовский)

Подготовительный этап к индивидуальной проектной работе:

1.Инициирование преподавателем идеи проекта, обсуждение содержания, сроков, последовательности выполнения проекта.

2. Распределение тем проекта учащимся.

3.Выбор формы документирования результатов проекта

4. Использование материалов поиска для проведения устного журнала.

Основной этап проектной работы:

  1. Организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.;
  2. Осуществление поиска информации в информационной сети Интернет;
  3. Поиск фотографии посвященных к Байкалу
  4. Оформление буклета посвященного экологическим проблемам Байкала.

Завершающий этап работы :

Защита проектных работ на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку

Беседа о погоде, знакомство с новостями мира.

  1. Актуализация знаний.

1. Что общего в природе Средней Сибири и Северо-востока?

2. Почему в Восточной Сибири господствует лиственница?

3 Сообщение новой темы.

Вступительное слово учителя:

« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и

стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале.

И урок я хочу начать со стихотворения « Байкал»

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М. Сергеев.

На уроке мы рассмотрим главные вопросы, касающие современных проблем озера Байкал, вопросы рассмотрим по плану (вам на дом задавали опережающие задания, подготовить дополнительный материал по озеру Байкал)

Каждому дана индивидуальная проектная работа по следующим темам:

  1. Географическое положение Байкала. Красота озера и история формирования Байкала, происхождение котловин.
  2. Особенности климата. Вода Байкала – объём, качество, цвет, прозрачность.
  3. Природный комплекс Байкала.(богатство и эндемичность живого мира)
  4. Использование богатств Байкала.
  5. Проблемы Байкала.

Учитель: Озера всегда играли большую роль в жизни человека. На их берегах люди издавна строили жилища в их водах добывали пищу, по их водным путям плавали в соседние края и страны. С озерами связаны многие исторические события. На их берегах, водах и льдах происходили крупные сражения и битвы,

которые иногда решали судьбы народов. Например я хочу напомнить вам о Ладожском озере. Это озеро спасло жизнь многих блокадовцев Ленинграда.Этот

город был на блокаде 900 дней. И через это озеро завозилась еда. В этом году мы отмечаем 65 летие Победы.

В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

Ученые привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрач

ность байкальной воды. Туристов со всего света влечет красота Байкала, то суровая, то скупая на краски, то на удивление мягкая и по своему поэтичная.

Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова Бай куль, что означает богатое озеро. В нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны.

Итак мы приступаем к обсуждению тем по плану, во время обсуждения должны вестись записи в тетрадях.

Первый ученик: Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юга-запада на северо –восток.

Байкал – древнейшее озеро на земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности.Его возраст составляет 20-25 млн.лет.Проис

хождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифтовой впадине и по своему строению схоже например, с бассейном Мертвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения.

Байкал самое глубокое озеро в мире (1637 м). Средняя глубина составляет 730 м.

Длина озера 620 км. Ширина от 24-79 км. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхок.

Учитель: А какой климат Байкала? (послушаем выступление)

Второй ученик : Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная.Средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять: -14,-17 С. А лето на берегах озера прохладнее, средняя температура июля 15 С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется переходы атмосферного давления, в результате возникают местные ветры.

В е т р ы

Сарма баргузин верховик

Сарма - ураганный ветер; скорость ветра достигает 60 м/с.

Баргузин – северо-восточный ветер.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река Ангара вытекает из озера Байкал.

Про нее буряты говорят: «Разоряет дочка старика Байкала».

Про Байкал ходят много легенд. И один из них я хочу прочесть.

«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округе собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.»

Вода в озере круглый год холодная. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. Байкал уникален и огромным объемом воды.

Учитель: Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в Байкале известно 1550 видов разновидностей животных и 1085 видов растительных организмов, причем ¾ из них присуще только Байкалу.

Чем характеризуются организмы, обитающие в Байкале?

Третий ученик: Глубоким эндемизмом, т.е они являются эндемиками.

Учитель : 70% всех организмов – эндемики. А что такое эндемики?

Четвертый ученик : Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.

Учитель : Каких эндемиков Байкала вы можете назвать?

Пятый ученик : Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.

Шестой ученик : В Байкале обитает 58 видов рыб. И самая большая рыба, которая водится в Байкале это Байкальский осетр. Его вес достигает 130 кг., длина около 2 м. А самая маленькая рыбка, весом 2 грамма. Это бычок Гурвича. И самая многочислительная рыба в озере Голомянка. Она живет на глубине 1200м. У нее нет чешуи. Она живородящая. 30% массы ее тела это жир. Также самая многочисленная промысловая рыба- это омуль, которая достигает до 50 см.и имеет вес 5 кг.

Учитель : А теперь скажите, почему воды Байкала такие чистые?

Первый ученик : Во первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В третьих, сама вода способна к очищению.

Учитель : Какие меры принимаются для охраны озера, чтобы сохранить этот уникальный памятник.

Второй ученик : Создано на его берегах 2 национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский; заповедники: Баргузин, Байкало-Ленский.

Учитель : Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, сосны, лиственницы. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно - бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона. Естественно, что развития хозяйства Прибайкалья требует рационального использования его богатств охраны и воспроизводства их. Особенно большое внимание в последние годы уделяется будущему уникального во многих отношениях Байкала. Чтобы сохранить чистоту Байкала воды и используя богатства озера не навредить природе, необходимо создать единую систему разумно использования всего бассейна.

Ребята, скажите пожалуйста, какие экологические проблемы существует у озера Байкал? Что предпринимает государство по данному вопросу? Какие меры вы приняли бы по решению проблемы Байкала?

Ответы учащихся :

2. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

3. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.

6. Поднять экологическую культуру населения.

7. Создать заповедник.

Ребята правильно, молодцы.

А теперь такое задание, заполнить таблицу

Учитель : Путин вручая гранты Русского географического общества попечительский совет которого он возглавляет один из 15 грантов РГО был выделен и на исследование Байкала. И цель Путина состоит в том, что не дать погибнуть уникальному озеру и людям, живущим на его берегах.

4.Закрепление.

Работа с карточками:

Карточка №1

  1. Ураганный ветер на Байкале?
  2. Организмы, не встречающиеся больше нигде?
  3. Розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи?
  4. Это северо-восточный ветер на Байкале.
  5. Это самый большой остров на Байкале.
  6. Ученые, изучающие озера?

Ответы: 1.Сарма. 2.Эндемики. 3.Голомянка. 4.Баргузин. 5.Ольхон 6.Лимнологами.

Карточка №2

Что это такое?

  1. Сарма;
  2. баргузин;
  3. Баргузинский;
  4. Селенга;
  5. Залив;
  6. озеро;
  7. Ангара;
  8. Молевой сплав.

Ответы:

  1. Сарма – ураганный ветер на Байкале.
  2. Баргузин – северо-восточный ветер и река.
  3. Баргузинский хребет на северо-восточном берегу озера и на нем Баргузинский заповедник.
  4. Селенга – самая крупная река, впадающая в озеро Байкал.
  5. Залив – впадающая в сушу часть озера, заполненная.
  6. Озеро – замкнутая котловина, заполненная водой.
  7. Ангара – единственная река, вытекающая из озера Байкал.
  8. Молевой сплав – сплав бревен не связанных в плоты.

Карточка №3

  1. Объясните огромную глубину озера Байкал.
  2. Почему Байкал замерзает только в январе?
  3. Почему летом вода в озере холодная? (+12 ۫С)
  4. В чем неповторимость озера Байкал? (3 черты)
  5. Кто «пропел» первый гимн Байкалу, побывав на озере в 1956 году?
  6. Благодаря чему вода в Байкале чистая, прозрачная?
  7. Что происходит с размерами озера?

Ответы:

  1. Озеро находится в тектоническом разломе.
  2. Огромная масса воды долго остывает.
  3. На нагрев вод Байкала необходимо много энергии (большая глубина и объем воды).
  4. Самое глубокое, уникальный органический мир, 80% пресной воды России (20% мировой), прозрачное.
  5. Горы сложены кристаллическими породами, поэтому в реках мало твердых частиц.
  6. Озеро очищают живые организмы – планктон.
  7. Озеро расширяется и углубляется.

Карточка №4

  1. Продолжите выражение «Кто Байкала не видел, тот…(в Сибири не бывал)
  2. Как буряты называют озеро Байкал? (Байгал - далай)
  3. Что означает цифра 1620м? (Максимальная глубина Байкала)
  4. Сколько лет Байкалу? (15-20 млн. лет.)
  5. 332 года – что происходит за это время? (Происходит полная смены вода в Байкале)
  6. 336 – 1. 20%. 40м. Что означают эти цифры?

Ответ: 336 рек впадают, 1 вытекает, 20 % пресных вод планеты находится в озере Байкал, 40 м. прозрачность воды.

7.А.Вознесенский:

Когда ты болеешь, все мы больны,

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

Байкал – заповедная совесть страны.

Учитель: Правительство России принимает меры по закрытию ЦБК на территории Иркутской области и в Бурятии. Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объекта «Всемирного наследия». Иными словами, признано, что сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всех землян. Урок я хочу закончить словами Н.Надеждиной из статьи в газете «Ленская правда»: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна- и взрослые, и дети»

5 . Итог урока.

6.Домашнее задание.

Параграф

Составить из 10-15 слов кроссворд по теме Байкал

Используемая литература

1. Баринова И.И., География России. 8 класс; поурочные планы; журнал «География в школе» 2005 г №2


Тема: Проблемы озера Байкал (8-й класс)

Технология: интегрированного обучения (широкое применение межпредметных связей), личностно-ориентированного, модульного обучения.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-экспедиция.

Форма работы: групповая.

Оборудование: физическая карта России, карта озера Байкал, фотографии озера, два видеофрагмента, четыре пакета заданий для команд, таблички с названиями команд, флажки красного и зелёного цвета, заготовленные таблички с указанием проблем озера.

Цели урока:

1. Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК, показать значение Байкала для России.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения делать выводы из полученных результатов.

3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.

4. Проанализировать изменения, произошедшие в ПК Байкала и выявить их причины; составить прогноз состояния природы озера и предложить меры по сохранению.

5. Формировать навыки коллективной работы, и умение выступать перед аудиторией.

Эпиграф к уроку: Чудо природы во всех отношениях

Л. С. Берг

Ход урока: (вступительное слово учителя)

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из прекраснейших уголков нашей страны, жемчужине Сибири - озере Байкал. «Как он под стать самой Сибири, величественный, открытый и непокорный», писал А. Твардовский. «Чудо природы во всех отношениях» - говорил Л.С. Берг. Он красив в любое время года. Сейчас весна, просыпается природа, просыпается Байкал, освобождаясь от зимнего ледяного покрывала. Давайте посмотрим, как это происходит (видеофрагмент).

(На фоне видеофрагмента - речь учителя):

Байкал… - «святое море», «святое озеро», «святая вода» - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители и русские, пришедшие на его берега уже в 17 веке и путешествующие иноземцы, все преклонялись перед его величественной, неземной красотой.

Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет места на Земле. Мы с рождения, впитываем в себя картины нашей Родины, они во многом влияют на наш характер и определяют нашу человеческую суть. И все-таки у природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особы м тщанием и наделяет особой властью. Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием. Он же наоборот возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, точно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства. Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных нужд и потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, - главное и бесценное его богатство. Не зря в переводе с бурятского «Бай-Гал» означает «богатое озеро». А богатства этого в Байкале 23000 км 3 50 лет можно поить все человечество, 80% пресной воды России содержит озеро и 20% пресной воды мира.

Ну а остальные цифры может быть прокомментируете вы? 1637 м, 40 м, L=637 км, S=37,5 тыс.км 2 , Ш=29-80 км, 70% животных - эндемики (новое слово). (Данные предварительно записаны на доске).

Озеро Байкал включено в список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО (56 объектов из 105 стран). Несмотря на это озеро в опасности, говорит Гринпис России. Под угрозой экологической катастрофы находится уникальная экосистема священного сибирского моря.

Людям уже известна судьба Великих американских озер, которые были настолько загрязнены, что на берегах стояли предупреждающие таблички «Купаться запрещено!». Но американцы сумели изменить ситуацию. Теперь озера чисты. Мы тоже можем многое изменить, но для этого нужно знать проблемы и причины их вызывающие, чтобы сохранить ПК.

Выяснить почему Байкал назван чудом природы, каковы проблемы озера и в чем их причины - это задачи нашего урока, ведь от того как мы научимся решать эти проблемы во многом зависит наше будущее.

Для этого давайте вместе пройдем путь исследования и изучения проблем озера, отправившись в экспедицию на четырех кораблях.

1. Для изучения истории формирования озера и происходящих изменений отправляются ученые корабля «Рифт» (новое слово).

2. Для изучения уникально чистой воды Байкала отправляются исследователи корабля «Кристалл».

3. Причины уникальности животного мира и проблемы этого компонента ПК выяснят ученые корабля «Биолог».

4. Изучение хозяйственной деятельности на Байкале будут заниматься участники экспедиции «Прогресс».

Перед отплытием выберите руководителей. В их обязанности входит следить за выполнением заданий экспедиции и заполнив алгоритм отчета рапортовать об ее окончании выбросив зеленый флажок. Я как руководитель во время экспедиции буду курсировать по акватории озера и в случае затруднения, вы можете обратиться ко мне за помощью, выбросив красный флажок. Корабль, первый справившийся с заданием получает премию.

Итак, работать вы будете самостоятельно. В пакете у вас карточки задания каждому участнику и материал, который поможет в работе: графики, таблицы, фотографии, дополнительная литература, газетные статьи.

Задача каждого участника: выполнить свое задание и доложить о результатах руководителю. На основе чего он заполняет алгоритм отчета и выступает, оценивая после работу участников.

Итак, выберите из предложенных вопросов те, которыми бы вы хотели заниматься. И в путь! Удачи вам.

После выполнения работы - обсуждение результатов. В ходе обсуждения на доске учитель прикрепляет таблички изменений в ПК.

Ожидаемый результат:

Но мы не можем, ребята, остановиться просто на перечислении проблем и причин, их вызывающих.

Озеро в опасности. Что делать, какие же меры принимать?

Необходим жесткий контроль:

1) за стоками;

2) очистные сооружения;

3) перепрофилировать;

4) создание заповедников и национальных парков;

5) борьба с браконьерами.

Над Байкалом нависла еще одна проблема: строительство нефтепровода «Россия-Китай», который будет проложен через бассейн Байкала. Почему это опасно? Какие природные явления характерны для района озера? Какие связи между компонентами природы существуют?

Совершенно верно. Что делать?

В 2002 году экологи России проводили акцию против нефтепровода «Россия-Китай» компанией Юкос. Они обратились ко всем людям, неравнодушным к проблемам нашей страны писать обращения и письма. Они уверяют, что это не бесполезно. Предлагаю вам принять в этой акции участие.

Озеро Байкал – жемчужина Сибири
Цели и задачи урока:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.


Оборудование:

Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, фотографии озера (можно из Интернета).


Ход урока.

2) Прозрачность воды.

3) Химический состав воды.

4) Реки, впадающие в озеро.

5) Реки, вытекающие из озера.

6) Ледовый режим, температура воды.

7) Движение воды.

8) Наука, изучающая природу озер.
3 карточка – историкам .

1) Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2) Когда впервые на берегах озера появились русские?

3) Что такое «Житие протопопа Аввакума»?

4) Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

5) Кто из ученых занимался изучением Байкала?

6) Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время ?

4 карточка – зоологам и ботаникам .

1) В чем уникальность фауны озера Байкал?

2) Какую роль играет планктон озера?

3) Чем уникальна рыбка голомянка?

4) Назовите представителей фауны озера.

5) Какие животные имеют промысловое значение?

6) Что такое эндемики ? Назовите эндемиков Байкала.

7) Каков тип растительности Прибайкалья?


5 карточка – экологам .

1) В чем значение озера Байкал для человека и для природы?

2) Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

3) В чем причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала ?
6 карточка – климатологам .

1) Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2) Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
К карточкам предлагается как источник информации: учебник, хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся информация.

На обсуждение группам дается 10-15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается по подведению итогов задания, т.е. готовится отчет по изучаемым вопросам. Если по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.

После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должен быть краткий план- конспект урока.


4. Домашнее задание .

Выучить параграф учебника по Байкалу.


Дополнительный материал к уроку.
Байкал.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка - просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима Россия,

И ты немыслима Сибирь.

М. Сергеев.


Сибирь.

Край, где несметный клад заложен,

Под слоем – слой мощней вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как донный лед на глубине.

А. Твардовский.


ВАРИАНТ 2.
Я думаю, что на одном уроке ребята не успеют выполнить все вышеперечисленное, поэтому предлагаю провести данный урок несколько по-иному.

1. Дать ребятам задание заранее, предварительно разбив их на группы специалистов, начинают готовиться к уроку за неделю. Таким образом, мы экономим время на уроке, и у ребят есть возможность неторопливо посмотреть различные источники и подобрать более интересный материал.

2. Предложить подготовить не только текстовый материал, но и подобрать к нему иллюстрации, создать слайд-шоу, презентации. Урок станет наглядным и интересным, а, следовательно, более запоминающимся. У ребят появится интерес при его подготовке. Сейчас в Интернете очень много материала по данной теме, поэтому, подготовить такой урок будет несложно.

Содержание

Главная страница

© Кузнецова С.В.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки Байкал – уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества. Байкал – великан, богатырь, красавец под стать Сибири – матушке.


«Балкал – далай» - называют его буряты, что означает «Байкал – море». Нет на Земле другого столь глубокого озера. Его максимальная глубина – 1620 метров, а средняя – 730 м. Дно Байкала на 1167 м ниже уровня Мирового океана, а зеркало его вод – на 453 м выше. Байкал – удивительное озеро


В дину озеро простирается на 620 км при ширине от 24 до 79 км. от 24 до 79 км. Из – за большой глубины и протяженности в Байкале собрано колоссальное количество пресной воды – 1/10 часть пресных вод всей планеты. Полная смена воды в Байкале происходит в течение 332 лет. Характеристика озера


Уникальность воды Байкала Уникальна вода Байкала. По её прозрачности Байкал превосходит альпийские озера. Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден в озере на глубине 40 м! Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден в озере на глубине 40 м! Главная ценность байкальской воды в её гидрохимических свойствах и качестве. Она может быть использована как в бытовых целях, так и в целом ряде производств. Она может быть использована как в бытовых целях, так и в целом ряде производств.


Байкал – самое уникальное озеро на планете Вода Байкала – химически очень чистая, слабо минерализованная (в 1 л менее 0,1 г солей), богата кислородом. богата кислородом. Древний возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно исчезнувших времен. ¾ видов живых организмов озера эндемичны, то есть не встречаются больше нигде.


Эндемики Байкала Голомянка Омуль Бычки Голомянка Омуль Бычки Наиболее интересные эндемики Байкала – голомянка, омуль, бычки – подкаменщики. Голомянка – это розовато – белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи. Голомянка – живородящая рыба, то есть она не мечет икру, а родит живых детенышей.








История освоения Байкала И.Д. Черский И.Г. Гмелин П.С. Паллас В.А. Обручев Л.С. Берг Русские землепроходцы вышли к Байкалу в 17 веке. Первые русские сообщения о Байкале появляются в 1640 г. Любопытные данные о нем содержатся в «Житии протопопа Аввакума», сосланного в Забайкалье и побывавшего на озере в 1656 г. Изучением Байкала занимались многие крупные ученые (Иван Демидович Черский), академики Российской академии (Иван Геогр Гмелин, Петр Симон Паллас, Владимир Афанасьевич Обручев, Лев Семенович Берг).


Происхождение Байкала До сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала. Одни утверждают, что она возникла в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры. Другие считают, что впадина Байкала – следствие медленного прогибания земной коры. Озеро и окружающие его горы находятся в сейсмоактивной зоне. Наиболее сильное землетрясение произошло на Байкале в конце 1861 г., когда образовался залив Провал.




Особенности природы озера Байкал Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. особенно свиреп ветер САРМА. Он налетает с северо – запада со скоростью более 60 м/с и сметает все, что попадается на пути. Узкая и вытянутая котловина Байкала, зажатая между высокими горами, долины рек в прибрежных хребтах влияют на направление ветра над озером. особенно свиреп ветер САРМА. Он налетает с северо – запада со скоростью более 60 м/с и сметает все, что попадается на пути. Узкая и вытянутая котловина Байкала, зажатая между высокими горами, долины рек в прибрежных хребтах влияют на направление ветра над озером.


Особенности природы Байкала По продолжительности солнечного сияния район Байкала превосходит такие известные курорты, как Железноводск, Давос и др., и не уступает странам Средиземноморья. Горная тайга, окружающая Байкал, издавна известна ценными породами деревьев, богатством пушных зверей. Байкальский соболь дает самый ценный мех в Сибири.


Значение Байкала Неповторимая красота Байкала, живописные его берега и острова привлекали и привлекают туристов из нашей страны и зарубежья. Целебный воздух, многочисленные термальные источники могут служить хорошей базой для создания курортов и зон отдыха.


Значение Байкала Неповторимый животный и растительный мир озера делают его «музеем живых древностей». Не зря озеро Байкал вошло в число семи чудес России. Многочисленные заповедники созданные на берегах и островах Байкала сохраняют уникальность всего природного комплекса. Старейшим из всех заповедников Байкала является Б аргузинский заповедник. Многочисленные заповедники созданные на берегах и островах Байкала сохраняют уникальность всего природного комплекса. Старейшим из всех заповедников Байкала является Б аргузинский заповедник.


Экологическое состояние Байкала Сооружение Иркутской ГЭС, Селенгинского картонного комбината, различных промышленных предприятий в Улан – Удэ и Иркутске отрицательно влияет на природу Байкала. К сожалению, и в 50 – 60 – х гг. и даже сейчас далеко не все понимают необходимость бережного отношения к природе. Необходимость сохранения как отдельных компонентов природы, так и всего природно – территориального комплекса. Только разумное, основанное на современных технологиях освоение природных ресурсов Байкала поможет и получить экономические выгоды, и сохранить эту природную святыню для наших потомков.