Сторожевой корабль проекта 11540 ястреб. Отечественное оружие и военная техника

СКР проекта 11540 - это многоцелевой корабль, обеспечивающий противовоздушную оборону оперативного соединения кораблей от судов и подводных лодок противника. Сторожевой корабль этого класса был разработан и построен на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Первым в серии стал СКР "Неустрашимый", который был спущен на воду в 1993 году. Два других заложены - "Ярослав Мудрый" (в некоторых сообщениях он несет имя "Неприступный") заложен в 1991 и "Туман" заложен летом 1993. Данный корабль является дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавших себя сторожевых кораблей проекта 1135, 24 из которых были построены в период с 1969 по 1993 года. СКР проекта 11540 является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов.

Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом "Водопад-НК", производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас - 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°.

Комплекс противокорабельных ракет "Уран" включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР К-35 и автоматизированную систему управления. Ракета K-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете, и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели. Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м выше уровня моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 метров в секунду снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км. Полетный вес - 603 кг.

Комплекс ПВО "Клинок" обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Комплекс состоит из автоматизированной системой управления стрельбой и подпалубную пусковую установку с четырьмя барабанами, каждый с восемью ракетами 9M330 (32 ракеты). Ракета является морской версией ракеты СА-15.

Для получения данных для стрельбы комплекс имеет в составе РЛС обнаружения и интерфейс с корабельной системой боевого управления. В РЛС применена антенна с фазированной решеткой и электронным управлением. Дальность - от 12 до 15 км и высота цели - от 10 до 6000 метров. Ракета снабжена 15 кг боеголовкой, может поражать 4 цели одновременно на скорости до 700 метров в секунду и скорострельности 3 ракеты в секунду.

Ракетно-артиллерийский комплекс ПВО "Каштан" - разработан Тульским Конструкторским бюро. Система обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда. Система выполнена модульной конструкцией. Один командный модуль и два модуля - комбинированная ракетно-артиллерийская установка с боезапасом в 64 ракеты и 600 выстрелов, расположенные с каждой стороны купола спутниковой связи. Командный модуль обеспечивает полностью автономное обнаружение целей, выдачу данных по целям и целераспределение пусковым установкам. Комбинированная ракетно-артиллерийская установка автоматически получает целеуказание, сопровождает цель, вычисляет параметры цели и применяет оружие. Ракеты класса "Земля-воздух" запускаются из контейнера (пусковой установки), артиллерийская установка представляет собой спаренный 30 мм зенитный автомат. Система обеспечивает радиолокационный и лазерный (для ракет) режимы сопровождения целей. Дальность стрельбы - от 1,5 до 8 км и артиллерийской установкой - 0,5-1,5 км для высот от 5 до 4000 метров. Скорость цели до 600 м/с. Скорострельность артиллерийской установки до 1000 выстрелов в минуту.

Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны "Смерч-2". Неподвижная пусковая установка РБУ-6000 установлена на верхней палубе за четырьмя крышками ПУ комплекса "Клинок". Пусковая установка из двенадцати радиально размещенных труб, данные для стрельбы поступают от системы управления огнем "Буря". Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой. Ракеты загружаются автоматически через элеватор. Когда последняя трубка загружена, пусковая установка автоматически переключается на стрельбовой режим. Использовав все ракеты, пусковая установка автоматически возвращается в позицию загрузки. Максимальная дальность стрельбы - 6000 метров и максимальная глубина цели - 500 метров. Вес ракеты - 110 кг и вес боевой части - 25 кг.

Система AK-100 с боезапасом в 350 снарядов, установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Артиллерийская установка AK- 100-MР-145 разработана Конструкторским бюро "Аметист" в Москве, конструкторским бюро "Арсенал" и Промышленной ассоциацией в Санкт-Петербурге. Система включает в себя также вычислительный комплекс с радиолокационным и телевизионным каналом обнаружения и слежения. Артиллерийская установка оборудована оптическим прицелом "Конденсор". Управление стрельбой может быть в автоматическом - от комплекса управления стрельбой, в полуавтоматическом - от оптического прицела "Конденсор" и в ручном режиме, причем подача боеприпасов в ручном режиме обеспечивается через элеваторы и автоматические механизмы подачи. Артиллерийская установка обслуживается командой из 5 или 6 человек. Скорострельность 30 - 50 выстрелов в минуту, дальность 20 километров.

Корабль оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для обеспечения защиты против оружия с тепловыми головками самонаведения. Производит стрельбу 120мм снарядами тепловых помех. Подрыв снарядов может быть в автоматическом или одиночно в ручном режиме. Также корабль оснащен двумя 16-трубными установками ПК-16 для постановки помех оружию с радиолокационными и оптическими системами самонаведения. Производит стрельбу снарядами калибра 82 мм одиночно в ручном режиме. В автоматическом режиме может производить стрельбу одиночно с интервалом от 20 до 100 секунд. Дальность стрельбы от 200 до 1800 метров.

Вертолетная площадка занимает всю ширину кормовой части корабля. В ангаре размещен палубный вертолет Ка-27. Боевой вертолет Ka-27, один из семейства противолодочный вертолетов фирмы Камова, по классификации НАТО - "Helix". Вертолет может действовать в плохих условиях погоды и состоянии моря вплоть до 5 баллов и на расстояниях до 200 км от судна. Вертолет обеспечен РЛС для обнаружения и сопровождения надводных целей, гидролокационную систему для обнаружения и сопровождения подводных целей, систему постановки акустических буев. Системы оружия включают противолодочные торпеды, противолодочные ракеты, глубинные бомбы и донные мины.

Вся история российского военного флота тесно связана с боевыми кораблями, основной задачей которых была сторожевая служба. В настоящее время сторожевые корабли являются самым многочисленным классом во всём российском ВМФ. Данные фрегаты — одни из самых универсальных кораблей, так как круг задач, которые им приходится выполнять, необычайно широк. Сторожевые корабли в случае вражеской агрессии примут на себя первый удар, поэтому их маневренность и вооружение должно отвечать всем современным параметрам.

Причина появления сторожевых кораблей проекта 11540

К концу 1970-х годов перед Советским союзом остро встала задача активной обороны своих морских рубежей. Холодная война, которая хотя и немного затихла после Карибского кризиса, всё ещё заставляла правительство СССР опасаться вражеского нападения, а особенно диверсий, которые могли исходить со стороны США. Для надёжной обороны морских границ требовалось создать новые современные сторожевые корабли, которые не только бы не уступали, а превосходили американские корабли по всем параметрам.

Появление в Европе и США новых моделей сторожевых кораблей заставили Высшее командование военно-морского флота СССР срочно искать выход из сложившейся ситуации. Ответом Европе и США послужил проект 11540, согласно которому на судостроительных заводах должны были производиться военные сторожевые корабли под кодовым названием «Ястреб».

Основные цели, которые ставились перед фрегатами «Ястреб»

Новые сторожевые судна проекта 11540 «Ястреб» планировалось передать в распоряжение Балтийского флота, где они должны были обеспечить превосходство СССР на Балтийской морской арене. Основной целью ещё не созданных сторожевых фрегатов должен был стать полный контроль всей акватории Балтийского моря. Не исключалась также возможность выхода новых сторожевых судов в открытый океан для эскорта гражданского или торгового судоходства и для внезапных ударов по кораблям противника.

Такие глобальные цели потребовали от новых сторожевых кораблей значительного увеличения водоизмещения и размеров, так как их огневая мощь должна была превосходить все существующие на тот момент аналоги.

Первой «ласточкой» в классе стали сторожевые корабли проекта 1135, которые наглядно продемонстрировали, в каком направлении должны развиваться новые сторожевые суда. Проект 11540 планировалось построить, используя базу сторожевых кораблей проекта 1135, но их размеры должны были быть значительно увеличены. Новый проект получил ряд конструктивных изменений, а самое главное – новые сторожевые суда настолько увеличились, что их можно было переместить в класс фрегатов.

Сформировав техническое задание для строительства нового типа сторожевых кораблей, руководство военно-морского флота СССР отправило его на разработку. Это событие произошло в 1981 году. Для разработки проекта 11540 было выбрано Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В начале 1980-х годов доки Советского Союза позволяли построить корабли водоизмещением в 4 тонны в больших количествах.

Новый сторожевой корабль СССР должен был строиться с учётом всех новшеств, которые имелись у всех аналогичных сторожевых кораблей иностранного производства. В качестве образцов, на которые должны были равняться конструкторы, были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий военный корабль типа «Бремен». Кроме того, перед конструкторами ставилась задача по возможности создать такие корабли, которые бы по всем параметрам превосходили зарубежные аналоги.

После окончания разработки, проект 11540 получил название «Ястреб». Это были не просто сторожевые суда, а настоящие многоцелевые фрегаты, радиус действия которых значительно превышал возможности стандартных сторожевых судов, которые производились в СССР до сих пор. После окончания строительства, сторожевые фрегаты нового типа должны были заменить сторожевики предыдущего поколения. Новые фрегаты проекта 1540 должны были выполнять следующие задачи:

  • Осуществлять охрану всех морских коммуникаций;
  • Находить и уничтожать вражеские подводные лодки;
  • Осуществлять дальнее патрулирование;
  • Поддерживать сухопутные войска во время десантных операций;
  • Осуществлять удары по различным береговым объектам противника.

Для более эффективного поиска и уничтожения подводных лодок должен был использоваться вертолёт КА-27ПЛ, который планировалось разместить на базе кораблей проекта 11540. Если фрегаты участвовали в масштабных боевых действиях, в их задачу должна была входить операция по обеспечению флота от ударов боевых кораблей и подводных лодок противника.

История выпуска кораблей проекта 11540

Новые сторожевые корабли, строительство которых началось в советское время, должны были полностью заменить собой боевые корабли проекта 1135. Во второй половине 1980-х годов планировалось сделать новые многофункциональные фрегаты самыми массовыми во всём советском военно-морском флоте. Изначально планировалось построить около 70 подобных кораблей, благо мощностей судостроительных заводов в СССР хватало для осуществления этого масштабного плана. Строительством новых кораблей должны были заняться 7 судостроительных заводов по всей территории СССР.

Первый боевой корабль проекта 11540 получил номер 401 и был спущен на воду в 1988 году, а после двух лет доработок был принят на боевую службу. В 1991 году корабль получил имя «Неустрашимый».

Следующий корабль серии был в 1988 году, его спуск на воду произошёл в плановом порядке через 2 года, однако развал СССР надолго остановил доработку этого фрегата. Только в 2009 году данный корабль окончательно доработали и приняли на службу под именем «Ярослав Мудрый».

Третий и последний корабль серии был заложен в 1993 году, однако недостаток финансирования привёл к тому, что его так и не спустили на воду. В 2016 году последний корабль проекта 11540, представлявший из себя один недостроенный корпус, был утилизирован. Так бесславно закончил свои дни последний корабль проекта 11540.

Особенности кораблей проекта 11540

Корабли проекта 11540 отличались от предыдущей серии сторожевых кораблей своим водоизмещением. По проектной документации все корабли «Ястреб» должны были иметь водоизмещение не менее 3, 500 тонн. Первый фрегат серии имел следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина нового корабля была 117 метров;
  • Ширина – 14 метров;
  • Расходы на строительство первого фрегата проекта 11540 составили 80 млн. советских рублей.

Новый фрегат существенно отличался от сторожевых кораблей предыдущей серии и подходом к своему строительству. Новые технологии, которые использовались при строительстве, были направлены на увеличение мореходных качеств боевого судна и уменьшение вибрации и шума от работающего силового агрегата.

Уже на стадии проектировки в конструкцию фрегата вносились многочисленные изменения, которые касались следующих нюансов:

  • Увеличения мощности двигателей;
  • Наращивания боевой мощи корабля;
  • Компоновки основных узлов фрегата.

Все данные модернизации и изменения привели в конечном итоге к созданию экспортных вариантов данной модели – кораблям проекта 11541 типа «Корсар».

Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»

Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.

Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.

Внешне корабли типа «Ястреб» имеют характерную отличительную особенность – наличие двух мачт и двух дымовых труб. Все основные узлы и системы жизнеобеспечения были сосредоточены в отдельных цитаделях, которых имеется 4 штуки. В случае повреждения одной из них, корабль сохранит свои боевые и прочие свойства.

Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.

Силовая установка фрегатов проекта 11540

Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.

Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.

При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.

Вооружение фрегатов типа «Ястреб»

В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:

  • Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
  • РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
  • Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.

Также в качестве оружия мог рассматриваться вертолёт КА-27, который служил для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Вертолёт мог действовать на удалении до 200 км от фрегата.

Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.

Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.

Судьба проекта 11540 в наши дни

Так как проект 11540 было решено закрыть, корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» так и остались в единичных экземплярах. Первый корабль типа «Ястреб» сейчас находится на длительном ремонте, включающем в себя серьёзную модернизацию. Второй корабль проекта 11540 находится на боевом посту, исправно неся службу в рядах боевых кораблей Балтийского флота. В настоящее время постройка фрегатов признана несоответствующей духу времени, поэтому далее предполагается строить более универсальные корветы.

Сторожевые корабли проекта 11540 служат напоминанием о том, что затягивание сроков постройки самой современной модели может со временем превратить её в никому не нужный хлам.

Таблица 4

Краткие сравнительные тактико-технические элементы новейших фрегатов постройки 1990-х годов*

Тип (проект), название головного

«Ястреб»

пр.11540

«Norfolk»

(тип 23)

«Branden-

burg»

«La Fayette»

«Karel Doorman»

(тип «М»)

.

(тип 100)

«Barba-

ross»

«Люйху»

(тип 052)

.

(KDX2000)

«Гидра»

(MEKO

360)

.

(MEKO

200 ANZ)

ФЛАГ

Россия

Велико-

британия

Германия

Франция

Нидер-

ланды

Испания

Турция

Китай

Южная Корея

Греция

Австра-

лия, Н.

Зеландия

Водоизмещение полное, тонн

4200

4200

4500

3350

3320

4400

3500

4200

3900

3350

3495

Тип главной энергетической установки

ГГТУ

ДГТЭУ

ДГТУ

ДУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

Скорость полная, узлов

27…28

Дальность, миль (при ходе, уз.)

3800

(18)

8000

(15)

4000

(18)

7000

(15)

4000

(19)

4500

(18)

4000

(18)

5000

(16)

4000

(18)

6000

(18)

Экипаж, чел.

Вооружение:

противокорабельное ракетное (тип, боекомплект)

«Оникс»

«Harpoon»

«Harpoon»

«Exocet»

«Harpoon»

«Harpoon»

«Harpoon»

«Иньцзи81»

«Harpoon»

«Harpoon»

зенитное ракетное (тип, боекомплект)

«Кинжал»

«Кортик»

4х4 (64)

«Seawolf» VLS

«Sea Sparrow»

«ASTER15»

«Sea Sparrow»

«Sea Sparrow»

«Sea Sparrow»

«Crotale»

8 (32)

«Sea Sparrow»

«Sea Sparrow»

«Sea Sparrow»

артиллерийское (количество установок (стволов), калибр, мм)

1 – 130

4х6 – 30

1 – 114,5

2х7 – 30

1 – 76

1 – 100

2х2 – 20

1 – 76

1х7 – 30

2х1 – 20

1 – 127

1х12 – 20

1 – 127

3х4 – 25

1 – 100

4х2 – 37

1 – 127

2х7 – 30

1 – 127

2х6 – 20

1 х 127

1х6 х 20

противолодочное (количество ТА Х число труб – калибр, мм)

6х1 – 533

1 РБУ

2х2 – 324

2х2 – 324

2х2 – 324

2х2 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

авиационное (тип вертолета, количество)

Ка-27

«Lynx»

«Lynx»

«Lynx»

«Lynx»

«Sea Hawk»

AB-212

«Чжи 9С»

«Sea Sprite»

«Sea Hawk»

* – представленные в таблице №3 США, Италия, Канада в таблице №4 отстутствуют, поскольку в планах военного кораблестроения строительство новых фрегатов в этих странах пока не предусматривается. В Японии строятся фрегаты нового типа, традиционно классифицируемые как эсминцы, практически не отличающиеся от кораблей типа «Хацуюки»–«Асагири» (за исключением того, что ЗУР и ПЛУР размещены в VLS)

Завершая рассмотрение зенитных потенциалов, следует обратить внимание на стоящий особо ЗРК коллективной (зональной) обороны «Tartor D/Standard MR» на американском фрегате. На зарубежных фрегатах других типов ЗРК такого класса, как правило, не устанавливаются, хотя некоторые единичные серийные фрегаты – например, голландские типа «Jacob van Heemskerk» или французские типа «Cassard» – строились в варианте ПВО с упомянутым американским ЗРК. Опыт Фолклендского конфликта показал недостаточную эффективность ЗРК коллективной обороны и, наоборот, более высокие, нежели предполагалось, боевые возможности ЗРК самообороны: подавляющее большинство сбитых зенитными ракетами аргентинских самолетов приходилось не на ЗРК дальнего (75 км) действия «Sea Dart», а на ЗРК самообороны «Seawolf», причем последний довольно успешно решал также задачи коллективной обороны, то есть прикрывал не только свой корабль, но и соседей. По этой причине мы считаем, что размещение на фрегатах дальнобойных ЗРК, естественно, влекущее за собой «зажим» других элементов (на «Jacob van Неemskerk», например, из-за этого пришлось отказаться от основного артвооружения, а на «Cassard» – пожертвовать одним из вертолетов), наверное, не оправдано. Хотя такие примеры демонстрируют и то, что фрегаты в принципе пригодны для вооружения комплексами, создававшимися под корабли более крупных классов.

О взглядах, определивших артиллерийское вооружение СКР «Ястреб», говорилось выше. Здесь же следует лишь добавить, что на нем легко устанавливается (и это предусмотрено) новая одноорудийная 130-мм АУ (после принятия ее на вооружение) без переработки проекта корабля. В этом случае по артвооружению «Ястреб», находящийся сегодня на уровне или выше такового для большинства зарубежных аналогов, будет, безусловно, превосходить их по всем параметрам: дальнобойности, скорострельности, могуществу боеприпасов и т.д.

Сравнение противолодочного вооружения также иллюстрирует заметное преимущество нашего корабля даже в торпедном варианте зарядки его универсальных ракето-торпедных пусковых установок (УРТПУ). Отечественные 533-мм торпеды – бесспорно, более мощные, чем широко распространенные 324-мм зарубежные (Mk.44, Mk.46, Mk.50) – превосходят и 550-мм французские, и 533-мм итальянские по дальности хода, глубине поражения и по скорости. Важным обстоятельством является и то, что из УРТПУ можно применять не только противолодочные, но и противокорабельные торпеды. Этими возможностями обладают только французские и итальянские фрегаты, однако их противокорабельные торпеды также уступают отечественным. Зато ядерным снаряжением боевых частей торпед не оснащен ни один из зарубежных аналогов. Уникальная возможность применения ядерного оружия ставит «Ястреб» в исключительное положение и еще раз подтверждает тезис о его пригодности к любой модели войны – в том числе и ядерной, возможность которой (не путать с понятием «вероятность»), увы, сохраняется, и никто отменить ее пока не может.

В ракето-торпедном варианте зарядки УРТПУ противолодочными ракетами «Водопад-НК» наш СКР, безусловно, становится еще мощнее. Ни один из зарубежных кораблей, кроме японского «Хацуюки», оружием такого класса не располагает. Установленный на «японце» американский комплекс «ASROC» только по дальности в несколько раз проигрывает «Водопаду», не говоря уже о сравнении ТТХ применяемых в боевых частях торпед: они у нашей 400-мм торпеды несравненно выше, чем у 324-мм американо-японской. Внушительность противолодочного вооружения СКР «Ястреб» усиливает наличие отсутствующей на других сравниваемых кораблях РБУ, решающей задачи обороны корабля в мертвых зонах и активной защиты от торпед.

Авиационное вооружение нашего корабля – вертолет Ка-27 или Ка-29 – по своим летно-тактическим характеристикам (ЛТХ) и бортовому оружию сопоставим только с американским SH-60 «Sea Hawk», поскольку хорошие, но легкие машины «Lynx» или АВ-212 находятся в другом классе и сравнение их с тяжелыми вертолетами не корректно. Поэтому, превосходя по авиационному вооружению все зарубежные аналоги, «Ястреб» уступает только американскому фрегату «Oliver H.Perry» – уже хотя бы потому, что на «американце» их два против одного нашего. Однако наш вертолет серьезно превосходит базирующийся на канадском и японском кораблях лицензионный американский «Sea King».

Приведенное качественное – эвристическое, на первый взгляд – сравнение базируется на многократно выполнявшихся нашими специалистами количественных расчетах. За понятиями «хуже» и «лучше» стоят конкретные цифровые данные, опирающиеся на соответствующие модели и методики. Любопытно, что в плеяде представленных аналогов наиболее «бледно», по нашему мнению, выглядит американский фрегат «Oliver H. Perry». Вызывает удивление тот факт, что американцам удалось «всучить» этот проект доверчивым австралийцам и испанцам. Справедливости ради следует заметить, что фрегаты нового поколения ВМС этих стран заказали уже в Германии. Фрегаты типа МЕКО, видимо, имеют наивысший рейтинг за рубежом, хотя для своих ВМС немцы их не строят.

Мы провели сравнение российского СКР пр.11540 с зарубежными аналогами – «ровесниками» (неважно, что годы их постройки по различным причинам не совпали). Рискнем теперь еще раз кратко сопоставить элементы «Ястреба» с элементами новейших фрегатов зарубежных ВМС, проектирование которых началось значительно позже создания нашего корабля.

Анализ последней таблицы показывает, что фрегаты нового поколения в качественном отношении несущественно отличаются от предшественников. Заметна тенденция к сдерживанию или уменьшению водоизмещения. Стандартным типом ГЭУ становиться дизель-газотурбинная установка, что в отдельных случаях позволяет увеличить дальность плавания. Особый интерес вызывает дизель-газотурбоэлектрическая ЭУ английского фрегата «типа 23», позволяющая резко улучшить этот элемент. Численность экипажей незначительно уменьшается.

Оружие (не вооружение, а именно оружие) почти не меняется. Отмечается лишь рост главного калибра АУ и почти массовый переход на фиксированные ПУ вертикального старта ЗУР, что в нашем флоте было осуществлено почти 20 лет назад.

Наряду с этим, конечно, происходят изменения в архитектуре, особенно связанные с технологией STEALTH (наиболее характерные примеры – «Norfolk» и «La Fayette»). Все более широко внедряется надводная конструктивная защита, в основном с применением бронепластиков типа Kevlar. Совершенствуется радиоэлектронное вооружение, особенно гидроакустическое: широкое распространение на кораблях получили инфразвуковые шумопеленгаторные ГАС с гибкими буксируемыми протяженными антеннами (кабельного типа). Следует заметить, что и на СКР пр.11540 предусматривалось размещение подобной ГАС типа «Кентавр СК», однако разработка последней была застопорена начавшимися еще в период «ускорения» развалом ВПК, и корабль пришлось вооружить обычной буксируемой станцией, входящей в состав комплекса «Звезда-M1».

На этом фоне СКР «Ястреб» сохраняет почти все свои достоинства и преимущества даже без обозначенного в таблице перевооружения (ПКР «Оникс», 130-мм АУ). Единственным, пожалуй, «досадным» элементом является дальность плавания – в современном сравнении уже существенно меньшая. Здесь нельзя не вспомнить требований специалистов ЦНИИ ВК, умевших заглянуть на 20 лет вперед.

Не знаем, насколько это удалось, но мы попытались доказать читателю, что главный герой этого повествования – сторожевой корабль типа «Ястреб» проекта 11540 , – созданный трудом и усилиями отечественных ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военных моряков, имеет все основания стать не рядовым кораблем Российского флота XXI века. Во всяком случае, мы в это верим.

От редакции «Отваги». Так как статья написана еще в 1996 году, то хотелось бы ее дополнить следующей информацией. Постройка сторожевых кораблей пр.11540 была организована на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Было заложено три корпуса: в марте 1987 г. «Неустрашимый», в мае 1988 г. – «Неприступный» и в марте 1990 г. – «Туман». К тому времени уже начался «парад суверенитетов», а в 1991 г. произошел распад СССР, нарушились налаженные связи в оборонной промышленности, назревал экономический кризис. Первый корабль был все же передан флоту в 1993 году. А вот постройку двух других пришлось приостановить при технической готовности соответственно 78% и 28%. Корпуса кораблей законсервировали и поставили на прикол у заводской стенки. Несмотря на попытки достроить один из кораблей по экспортному проекту 11541 «Корсар», интерес к нему потенциальные заказчики не проявили, а потому дело ограничилось лишь проектом и некоторыми подвижками в постройке. Только по прошествии нескольких лет, в 2003 году, было решено достраивать второй корпус по корректированному техпроекту для российского флота. Однако из-за низкого уровня финансирования корабль, получивший новое имя – «Ярослав Мудрый», ввели в строй только в мае 2009 года. Заказ на третий корпус по всей видимости был аннулирован.

Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» ввиду корректировки проекта отличается от головного пр.11540 наличием некоторых систем. В первую очередь он получил на вооружение противокорабельный комплекс «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава», более совершенные средства связи, систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.

Сторожевые корабли проекта 11540

СКР «Неустрашимый»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки с 1986
Годы в строю с 1990
Годы в эксплуатации с 1991
Построено 2
В строю 2
Отменено 1
Основные характеристики
Водоизмещение 3590 тонн (стандартное)
4350 тонн (полное)
Длина 129,8 (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)
Ширина 15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)
Осадка 8,35 м (по бульбу)
4,8 м (на миделе)
Двигатели 2 × маршевый ГТА М-70 или D090
2 × форсажный ГТА М-90
Мощность 2 × 10 000 л.с. (маршевый)
2 × 18 500 л.с. (форсажный)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 30 узлов (полная)
Дальность плавания 3000 миль ходом 18 узлов
3500 миль ходом 16 улов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 214 человек (27 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-212 «Вайгач»
НК «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС типа «Фрегат»
РЛС ЗРК МР-352 «Позитив»
РЛС УО МР-145 СУО «Лев»
Радиоэлектронное вооружение КС Р-782 «Буран»
ГАК МГК-365 «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25
2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16
8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10
БИУС «Трон-11540»
СУО АУ «Лев-145»
СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»
Артиллерия 1 × АК-100
Зенитная артиллерия 2 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 2 × ПУ ПКРК «Уран»
4 × ПУ ЗРК «Кинжал»
Противолодочное вооружение 1 × РБУ-6000
2 × РПК-6М «Водопад-НК»
Минно-торпедное вооружение 2 × 3 × 533-мм ТА
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27
Медиафайлы на Викискладе

Корабли проекта предназначены для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах , поддержки боевых действий сухопутных войск , обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле . Оба корабля на 2018 год входят в состав Балтийского флота . Третий корабль планировалось достраивать по изменённому проекту, но в 2015 году от его достройки отказались, недостроенный корпус будет утилизирован.

История

Конструкция

Корпус и надстройка

Сторожевики проекта представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой , занимающей более половины длины верхней палубы . Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Энергетическая установка

Вооружение

Артиллерийское

Противолодочное

Противокорабельное

Для поражения надводных кораблей и судов на сторожевиках предусмотрено размещение в центральной части корпуса противокорабельного ракетного комплекса «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок , расположенных перпендикулярно продольной оси корабля с углом возвышения 35°. Суммарный боезапас составляет восемь ПКР Х-35 .

Несмотря на то, что ПКРК «Уран» неоднократно упоминался в СМИ в составе вооружения «Неустрашимого», с момента принятия комплекса на вооружение в 2003 году , он так и не был установлен на корабль, вступивший в строй в 1993-м (1990 ). Таким образом, на всём протяжении своего существования СКР «Неустрашимый» не оснащён основным противокорабельным вооружением.

Зенитное

Средства связи включают автоматизированный комплекс связи Р-782 «Буран», а на «Ярославе Мудром» дополнительно установлен комплекс спутниковой связи Р-768 «Центавр» .

Мореходность и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями , способствующими улучшению мореходности .

Второй корабль - «Неприступный» (позднее переименован в «Ярослав Мудрый») - был заложен там же 27 мая 1988 года и спущен на воду в июне 1990 года. 19 июня(июля ) 2009 года вошёл в состав ВМФ России и 24 июля 2009 года над кораблём был поднят Военно-морской флаг Российской Федерации.

После закладки «Неприступного», на «Янтаре», также, было начато строительство третьего корабля - «Туман», но позже было остановлено. На основе недостроенного «Тумана» планировалось создание противолодочного корабля для борьбы с неатомными подводными лодками . Начало достройки намечалось на 2014 год. Как сообщил в сентябре 2015 года журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников: «Командование ВМФ России не будет заказывать достройку СКР проекта 11540 „Туман“. Несмотря на то, что корпус судна уже длительное время находятся на воде, востребованности в нем нет. Он уже не только устарел, но и не вписывается в современную тактику и стратегию развития Военно-морского флота» .

Служба

С момента вхождения в состав ВМФ корабли проекта неоднократно участвовали в различных учениях , в том числе совместных с НАТО ;

Сопровождали официальные визиты Президента РФ В. В. Путина в Лондон и Лиссабон , обеспечивая безопасность с российской стороны;

Заходили с дружественными визитами в порты Франции , Испании , Бельгии и других государств;

За время службы экипажи кораблей проекта неоднократно отмечались различными призами в соревнованиях Балтийского флота и ВМФ России.

В сентябре 2006 года СКР «Неустрашимый» принимал участие в мероприятии по перезахоронению императрицы Марии Фёдоровны (сторожевик встречал и сопровождал корабль КВМС Дании «Эсберн Снаре» с прахом императрицы).

В июле 2010 года сообщалось, что корабли проекта в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной , будут перебазированы на Черноморский флот и будут ориентированы командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота - Чёрном и Средиземном морях . Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога .

С 7 декабря 2011 года по 10 февраля 2012 года участвовал в совместном походе межфлотской объединенной группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» .

25 апреля 2012 года СКР «Ярослав Мудрый», с согласия Командующего Балтийским флотом



PATROL SHIP OF THE PROJECT 11540 «YASTREB»


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11540 «ЯСТРЕБ»


Работы над проектом универсального сторожевого корабля (СКР) водоизмещением от 3 000 до 4 000 т начались в 1981 г. В соответствии с ТТЗ он должен был явиться развитием пр. 1135 и по своим боевым возможностям превосходить все фрегаты иностранной постройки того периода.
В 1981 году ВМФ разработал откорректированное тактико- техническое задание на проект 11540 (шифр «Ястреб»), главным конструктором нового корабля был назначен Н.А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ O.K. Коробков (ранее за проектом наблюдал В.Я. Корсуков).

Многоцелевой корабль пр.11540 «Неустрашимый» предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Технический проект разработан Зеленодольским ПКБ. Изначально предполагалось, что данные СКР будут строиться на семи судостроительных заводах и вся серия составит от 79 до 100 единиц. Однако в силу политических и финансовых проблем эту программу свернули и заложили лишь три корабля, из которых в строй ввели только один. Второй, СКР Ярослав Мудрый, находится в постройке (по состоянию на начало 2000 г. его готовность составляла 45%). Третий СКР Туман (зав. № 403) заложили в 1993 г. на стапеле ССЗ «Янтарь», но вскоре заказ аннулировали и корабль разобрали на металл.
Многоцелевой корабль пр.11540 «Неустрашимый» предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Ракетный сторожевой корабль (СКР) пр. 11540 «Ярослав Мудрый» – многоцелевой корабль, обеспечивающий оборону оперативного соединения кораблей от кораблей и подводных лодок противника. Его основные характеристики: водоизмещение – 4500 тонн, скорость – около 30 узлов, дальность хода – более 5000 миль.
Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и носовым бульбом, в котором размещается антенна гидроакустического комплекса (ГАК). Водонепроницаемыми переборками разбит на 12 отсеков. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. Создан с использованием технологий по снижению акустической заметности, имеет защиту от оружия массового уничтожения. Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили. Предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.
«Ярослав Мудрый», как и головной корабль серии «Неустрашимый», приводится в движение газотурбинной установкой. Но система газовыхлопа кормовых дизель-генераторов «Ярослава Мудрого» оборудована маслоуловителями, которые предотвращают загрязнение забортной воды, что отвечает современным экологическим требованиям.
В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) используется двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG. Она состоит из 2-х форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и 2-х маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага (ВФШ).
Мощность ГТУ 2×20000 л.с. (маршевая) и 2×37000 л.с. (форсажная); скорость полного (экономического) хода более 31 (18) узлов.
Вооружение корабля состоит из одной одноствольной стабилизированной 100-мм башенной автоматической артустановки АК-100 с длиной ствола 59 калибров, расположенной на баке. Боекомплект, состоит из 350 выстрелов, подача осуществляется элеваторами из подбашенного погреба. Установка имеет бронирование толщиной 5-мм.
Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом «Водопад-НК», производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас – 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°. Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны «Смерч-2″.
Комплекс противокорабельных ракет «Уран» включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР Х-35 и автоматизированную систему управления.
Комплекс ПВО «Кинжал» обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием.
Два ЗРАК «Кортик» компактно размещены в двух боевых модулях с 2 шестиствольными 30-мм автоматами с длинной ствола 54 калибра и с 2 блоками по 4 транспортно-пусковых контейнера для ЗУР 9М-311К, а так с системой управления и сопровождения, которые расположены на поворотной части каждого боевого модуля.
БИУС «Трон-Дипломат» – боевая информационно-управляющая система, предназначена для автоматизации процессов боевого управления оружием и радиоэлектронным вооружением корабля при ведении боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля.
В ангаре расположен палубный вертолёт Ка-27, несущий противолодочные торпеды, ракеты и глубинные бомбы.
Пр.11541 «Корсар» – проект экспортного СКР с незначительными изменениями. Разработан в 1990-х гг. Зеленодольским ПКБ.
Головной фрегат «Неустрашимый» построен на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининграде в 1991 г., в состав ВМФ России окончательно вошел в 1993 г. Здесь же были заложены в 1991 г. (»Ярослав Мудрый», ранее «Неприступный») и 1993 г. (»Туман») еще два корабля. По состоянию на 1988 г. «Неустрашимый» стоил 80 млн. руб.
Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2011 год входят в состав Балтийского флота.
Второй в серии сторожевой корабль, «Ярослав Мудрый», ввиду корректировки проекта отличается от головного «Неустрашимого» наличием некоторых систем. В первую очередь – установкой противокорабельного комплекса «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК, предусмотренный техническим проектом, в реальности так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава». Также второй корабль получил более совершенные средства связи и систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.



СКР «Неустрашимый» пришел для капитального ремонта на завод в 2014 году. Дважды переносились договорные сроки ремонта – и по причине выявленного в ходе дефектации большого дополнительного объема работ, и из-за сложности с ремонтом форсажных двигателей украинского производства.
«Сейчас вопрос с двигателями решен, АО «Металлист-Самара» взяло на себя обязательства по выполнению ремонта двигателей, – сказал заместитель начальника Управления судоремонта, гарантийного и сервисного обслуживания (УСГСО) предприятия Андрей Чебровский. – Первый уже находится на испытательном стенде, а к середине февраля будет готов к первому этапу испытаний и второй. Поступят на наш завод они в апреле и в мае, один за другим».
В конце 2019 года сторожевой корабль (СКР) «Неустрашимый» проекта 11540 завершит длительное обновление и будет передан заказчику, сообщил Андрей Чебровский.

СЕРИЯ:
СКР «Неустрашимый» (заводской №401) – 1993 год
СКР «Ярослав Мудрый» (»Неприступный») (заводской № 402) – 2009 год
СКР «Туман» (заводской № 403) – заложен летом 1993 года и разрезан на начальной стадии постройки

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- полное 4350 т,
- стандартное 3590 т;
Длина 129,8 м,
Ширина 15,6 м,
Осадка 8,35 м.
Мощность ГТУ 2×20 000 л.с. (маршевые) и 2×37 000 л.с. (форсажные);
Скорость:
- полного хода 29 уз.,
- экономическая 18 уз.;
Дальность плавания 2900 миль.
Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров.

ВООРУЖЕНИЕ:

4×8 ПУЗРК “Кинжал” (32 ЗУР),
6×1 ПУ ПЛРК “Водопад” (6 ракето-торпёд),
2 ЗРАК “Кортик” (32 ЗУР “Игла-М” и 3000 выстрелов),
1 х 100-мм АУ АК-100
2×6 30-мм АУ АК-630,
1×12 РБУ-6000,
Вертолет Ка-27
БИУС «Трон» и «Дипломат»
РЛС управления огнем «Лев» (МР-214)
РЛС обнаружения ВЦ «Фрегат МА» (МР-750)
комплекс РЭБ«Вымпел-Р2»
пассивные системы РЭП (количество ПУ х направляющих) ПК-2 (2×2- 140-мм), ПК-10 (4 х10 – 122-мм), «Смелый» ГАС с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-1»