"Нам не дано предугадать": анализ стихотворения. Какой силой обладает слово

Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его – стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении – «слово», «сочувствие» и «бла­годать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть – это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, – о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих – это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы – метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении – стихотворений «Silentium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Здесь искали:

  • нам не дано предугадать анализ
  • Анализ стихотворения нам не дано предугадать
  • нам не дано предугадать анализ стихотворения

Тютчев: «Нам не дано предугадать…»

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется — первая строчка написанного 27 февраля 1869 году небольшого стихотворения русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873) . Выражение стало крылатым и обозначает, конечно, не столько силу слова, которое может и убить, сколько человеческое невластье над своим будущим, невозможность просчитать последствия тех или иных поступков, решений, действий, слов, даже жестов. Но, хотя результатов проявления нами сострадания к ближнему «предугадать нам не дано», поэт призывает к нему, потому что жалость, участие, отзывчивость — благодать, то есть чувство, богом данное

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..

Стихотворение Тютчева впервые увидело свет в 1903 году в литературном альманахе «Северные цветы», издавашемся в 1901-1905 годах в Москве под редакцией В. Я. Брюсова. Оно было представлено альманаху Е. И. Свечиной, внучкой княгини Варвары Федоровны Шаховской, в архиве которой хранилось (Княгиня Варвара Фёдоровна Шаховская (урожденная Фесель; 1805–1890) отличалась глубокой религиозностью. Атмосфера общения с ней раскрывается в шутливом письме ей Ивана Гончарова от 8 февраля 1844 года: «Ещё несколько таких дней, как вчерашний, ещё несколько таких писем, как Ваше нынешнее - и я из отчаянного грешника, обуреваемого всевозможными нравственными недугами, обещаю сделаться существом порядочным, годным на какое-нибудь духовное употребление» )

«Нам не дано предугадать » не первая высказанная мысль поэта на тему человеческого бессилия перед судьбой. 11 сентября 1854 года он писал

Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья,
Чрез бездну двух или трех дней?

Тютчев вообще был мастером коротких, глубоких и емких содержанием стихотворений

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,-
Все было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей

Как ни тяжел последний час —
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья,-
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья…

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»

Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.

В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.

Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его , изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.

В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.

Из стихотворения без названия (1869) Федора Ивановича Тютчева (1803-1873).
Нам не дано предугадать.
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается.
Как нам дается благодать.

Я, как психотерапевт, практически ежедневно много пишу. Пишу не стихи или рассказы, а во время сессии с клиентом - сообщаемую им информацию о себе, которая необходима мне для дальнейшей работы. Иногда, на первой встрече, на это уходит до 5 листов формата А4. В своих записях я выделяю предикаты*, выделяю в речи слова и выражения, которые говорят об убеждених, лингвистических конструкциях и являются некоей программой, которая работает на уровне ниже осознания (т.е. не осознается).

В этой статье я предлагаю вам обратить внимание на собственную речь, речь собеседников, родственников или, если хотите, коллег по работе и партнеров по бизнесу. Найдете вы в этом пользу для себя или нет, я не знаю. Но поверьте, в этом есть рациональное зерно. И с помощью изменений в речи, а она всегда описывает картину мира человека (о чем бы он не говорил), можно изменить и сам мир вокруг.

Применяемый нами набор слов является мощным инструментом самопрограммирования! Но для того, чтобы не растягивать эту статью, я решил ограничиться только "вредными" словами.

Ниже будет приведен список вредных слов, употребление которых может привести к программированию вас на несчастье, нездоровье и не эффективности в жизни.

Являясь носителем языка (неважно, какого), каждый из нас имеет совершенно уникальный запас (набор) слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования.
В буквальном смысле: как говорим – так и живем. Что заявляем, то и имеем.
Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.
Доказательств тому приведено уже довольно много, но позволю себе и все-таки приведу еще одно, и оно настолько серьезное, что безоговорочно признано открытием, способным исцелять самые опасные болезни.

Понимаете о чем я? Нет такого человека, кто бы уберегся от слов, которые
программируют болезни, материализуют их в теле или не позволяют их исцелить.

Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.

Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.
Вот и примеры:
лопнуло мое терпение,
я уже голову сломал,
что-то меня гложет,
всю плешь мне проели,
сидит у меня в почках (что-то, кто-то),
мне перекрыли кислород,
не перевариваю (что-то или кого-то),
все соки из меня выжали,
много крови мне попортили,
чихать я хотел,
надоело до тошноты,
просто ножом по сердцу,
меня уже колотит (трясет),
всю шею отсидели,
сыт по горло,
с души воротит,
загоняли меня до смерти,
побывай в моей шкуре,
давят на меня,
найти бы отдушину.

Ну и так далее. Естественно, это не полный список, но я и не предполагал составление оного. Как Вам? Правда же, отличная маскировка? Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет. Ведь звук, как и свет - это волна. Мы волновые ребята.

О том, что происходит, когда мы волнуемся, здесь не буду писать, да и нет цели "обрушить" на вас большое количество информации.

Особенно тщательно изучали вот такой вопрос: органическая речь создает болезнь или сообщает о ней? Оказалось, что именно создает. Другими словами, было предположение, что слова-разрушители появляются в речи человека после возникновения болезни – мол, так бессознательное, которое управляет всеми физиологическими процессами, сигнализирует о сбоях. Однако, нет, не подтвердилось предположение.

В связи с этим можно убежденно говорить, что картина такая: сначала человек включает слова-разрушители (часто не сам, а с помощью родителей, воспитателей, учителей,партии, правительства, ...) в свою активную речь, тем самым закладывает программу конкретной болезни, и только потом возникает болезнь. Не какая-нибудь болезнь, а точно та, которая была заявлена.
И вот еще что примечательно: создав болезнь, слова-разрушители еще более укореняются в активной речи, и совсем не для того, чтобы о болезни сообщать (сигнализировать).

Задача слов-разрушителей совсем другая – поддержать болезнь, дать ей возможность «жить и процветать». Это понятно: органическая речь – это самостоятельная психическая программа, и у нее вполне обоснованная миссия: поддерживать то, что создано.

Ниже приведены обобщенные данные подробных исследований речи многих тысяч пациентов. Конечно, набор слов в разрезе по болезням значительно богаче, чем в приведенном списке, но если вы зададитесь целью установить в собственной речи слова, которые разрушают ваше здоровье, эффективность и благополучие, то приведенные иллюстрации помогут вам в этой продуктивной (и по-настоящему целительской) работе. И будьте уверены: как только вы обнаружите в своем обиходе слова-разрушители, ваша речь от них быстро очистится. Проверено, как обычно, на себе.

И механизм тут простой и понятный: обнаружен – значит разоблачен. Разоблачен – значит обезоружен. Надо ли говорить, что когда уходят слова-разрушители, то уходят и болезни?
Это масштабно доказал метод доктора Пезешкиана.

А вот и обещанный список:
Эти слова и выражения создают и поддерживают болезнь:

Надело до тошноты, сыт по горло, с души воротит - Нервная анорексия

Взвалить груз забот. Нести свой крест. Проблемы, которые сидят на шее -Остеохондроз

Что-то гложет, отравлять жизнь, сам себе не принадлежу, надоело все до смерти - Рак

Заниматься самоедством, язвительно, что-то (или кого-то) не переваривать - Язва

Что-то сидит в почках, моча в голову ударила, нет сил, смертельно устал -Урологические заболевания

Найти отдушину, дать волю своему гневу, перекрыть кислород, чихать на кого-то - Бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром

Высасывать кровь, выжимать соки, это вошло в мою плоть и кровь -Заболевания крови

Принимать близко к сердцу, сердце разрывается, удар в самое сердце -Инфаркт миокарда

Он и не чешется, не хотел бы оказаться в его шкуре, легкоранимый, тонкокожий - Заболевания кожи и аллергия

Ломать голову, рисковать головой, еще головой побейся, сплошная головная боль - Мигрень, метеозавизимость

Хромать на обе ноги, неустойчивый, шаткий, непроходимый -Хронические судороги, подагра

Выпускать пар, лопнуло терпение, поддавать жару, подстегивать -Гипертония

Едкий, мне горько, желчный, чтобы жизнь медом не казалась, никакой радости - Заболевания печени и желчного пузыря, а также ожирение

Глаза бы не видели, страшно смотреть, смотря зачем, свет не мил, непроглядный - Заболевания глаз

Не хочу этого слышать, не говори, замолчи, заткнись, шумно, грохочет -Снижение слуха, глухота

Колотит, трясет, бесит, претит, не морочьте (мрак), лопнуло мое терпение - Депрессия

Сделаю примечание, что нет никакой разницы в том, к кому (или чему) применяются эти и подобные слова и выражения. Сам факт их присутствия в активной речи закладывает (а потом поддерживает) программу болезни или проблемы.

Хочу предложить вам понаблюдать за речью. Нет, не за своей – это без специальной подготовки может оказаться сложным или даже невозможным. Попрактикуйтесь – понаблюдайте за тем, какие слова-разрушители присутствуют в речи ваших близких. Только избегайте «проповедовать».

Будьте, пожалуйста, деликатны: людей, и особенно близких, ранят поучения и наставления. Просто поделитесь информацией. Например, дайте почитать эту или другие статьи по данной теме: предоставьте вашим близким, друзьям или знакомым возможность сделать самостоятельные выводы и принять самостоятельные решения. Помните: индивидуальная речь – это то, во что нельзя грубо вмешиваться!

Здесь, на форуме, работа (если работа) идет в текстовом режиме. И я довольно часто читаю и обращаю свое внимание на выражения психологов типа: "образ вашей проблемы бросился мне в глаза", "мне больно от ваших слов", и т.п. Коллеги - берегите себя!!!

Слова-кандалы
Теперь вы знаете слова-разрушители в лицо, и это означает, что они обезоружены. Теперь, если эти слова и станут проскакивать в вашей речи, то вы мгновенно это заметите и замените «вредителя» на нейтральный (или даже продуктивный) синоним. И очень поможете своему здоровью. Вот так все просто: маски сняты и речь очищается: разоблаченные слова-разрушители из нее постепенно уходят.

То же самое стоит сделать еще с одним набором слов. Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее. К большому счастью, слов-кандалов не так уж и много, и не потребуется особых усилий, чтобы очистить от них свою речь.

Достаточно просто знать, что сообщество кандальных словосочетаний (далее буду писать - слов) состоит из 4-х основных «кланов» (или семей - так их принято называть).
Вот смотрите:

1. Клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ». Эти слова отчетливо указывают на неуверенность в себе, за ними всегда маячит убеждение человека в том, что его способности ограничены, что он серый, неприметный – «обычный».

Слова клана «у меня не получится» в буквальном смысле заставляют стоять на месте – и заживо загнивать (уж простите мне за эти слова) …И все бы ничего, но за мнимой безобидностью этих слов мы даже не замечаем их коварства и не осознаем, что они оставляют или даже заставляют оставаться в том положении, в котором мы находимся. А это не всегда "райский уголок" и чаще некое болото, в котором человек находится по привычке.

Не буду здесь говорить о нашей божественной природе и что набор уникальных способностей, которым мы все наделены от рождения, ни к чему нас не обязывает; и что послание, обращенное к каждому, кто человек: «Ты наделен талантами и несешь за них ответственность» - это вовсе и не к нам.

Посмотрите, вот они, эти слова, за которыми очень удобно спрятаться, притаиться и НЕ выполнить свою уникальную жизненную миссию:
не могу,
не умею,
не уверен(-а),
не получится,
это выше моих возможностей (сил),
не могу обещать,
от меня не зависит,
не возьму на себя такую ответственность.

Одно из самых коварных слов клана «У меня не получится» - это ювелирно замаскированное «постараюсь». Снимите с этого слова фальшивую веру в результат, уберите с него полумертвый энтузиазм – и непременно увидите его истинное лицо. И поймёте, что на самом деле транслирует это слово. Увидели? Все правильно, вот это: «я в себя не верю». Это приходит к нам из детства, когда ребенка хвалили за "старания", а не за сделанное.

2. Клан кандальных слов «Я НЕ ДОСТОИН (-на)». При внешней похожести слова этого клана имеют кардинально другую задачу (по сравнению со словами клана «У меня не получится»). Почитатели слов из клана «Я не достоин», как правило, не стоят на месте, они по-настоящему стремятся к саморазвитию и хорошо понимают, что в этом, собственно, и состоит смысл их жизни. Именно эти люди имеют репутацию замечательных умниц и мастеров на все руки, именно они везут на себе всё и всех, они берут ответственность за все подряд, и только они уверены, что рабочая лошадь, и они сами и есть синонимы (и что критика и понукания, на которые не скупятся едущие у них на шее – это норма).

Как сказала одна моя клиентка, про свою работу: "Лучше всех в колхозе работала лошадь, но так и не стала директором колхоза"

И знаете, не надо быть опытным психологом, чтобы заметить, насколько сильно поклонники слов клана «Я не достоин» боятся получать адекватные себе самим вознаграждения. И дабы не допустить к себе блага, которые так и ломятся к ним в дверь, они воздвигают такие заграждения, что не перелезть через них… Как правило, эти заграждения формируются из моральных норм, что родились в раннем детстве. Но, как говорится "все мы родом из детства".

Показать и помочь избавиться, для их же собственного блага, уверенных в своей «недостойности», что эти нормы устарели, что это нашим родителям и прародителям внушили это в прошлых веках, и есть одна из задачь психолога.

По этой же аналогии можете увидеть и слова клана «Я не достоин (-на)» - и вы все поймете: "еще не время", "хотелось бы, но… мало ли чего я хочу!", "хотеть не вредно", "кто я такой/-ая, чтобы…", "мы, Ивановы, нищие, зато гордые", ...

А еще обратите внимание вот на эти «шедевры» - они настолько легко проникают в речь, что им даже маскироваться не надо:

"Я не могу себе позволить, ничего подобного и никогда!" А сколько синонимов у этого восклицания? Полуцензурных и из откровенного вульгарного арго – просто богатейшее устное творчество.
* понятно, что кандальной эта фраза является только в контексте самоограничения.
А вот когда мы, к примеру, говорим: «не могу себе позволить пренебрегать своим здоровьем» - это, как говорят дети, «не счетово».

3. Клан кандальных слов «НЕ ХОЧУ, НО ЗАСТАВЛЯЮТ». О, ну это наши любимые слова! Судя по частоте их применения, мы их не просто любим, а обожаем:
надо, нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),
должен (должна), требуется, проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы, как может показаться, оно их формирует). Если рассматривать слова "надо" и "должен" в теории транзактного анализа Эрика Берна и сотоварищей, то они принадлежат к нашей Родительской части (внутреннему Родителю), а значит переданы "по наследству". Они всегда внешне мотивированы, и на приеме я обычно переспрашиваю: "кому надо?" и "кому должен?" и часто это формирует паузу. А, действительно, кому я должен зарабатывать деньги? Себе должен? Ведь я у себя не брал в долг. Другое дело "я хочу" и "мне стоит".

Сколько раз в день мы говорим (и слышим от своего окружения) эти слова? Да не сосчитать! А ведь мы не просто говорим – мы отчетливо (и без всяких разночтений) заявляем самим себе и друг другу: «моя жизнь – беспросветная кабала».

И что примечательно: мы так сроднились с этими кандалами, что даже и не пытаемся их хотя бы временно снимать, употребляем их даже тогда, когда говорим о своих личных потребностях, не имеющих ничего общего с обязательствами перед другими людьми (или перед обстоятельствами). Прислушавшись, легко заметите, что слова «мне надо сделать» и «я должен/должна сделать» мы употребляем в дело и не в дело, и тем самым строим громадные кордоны, через которые так не просто пробиться радости (за которую отвечает наш "внутренний Ребенок"). Вот и ходим с озабоченными лицами - и напрочь забываем, что мы и пришли-то сюда, в этот мир, исключительно для того, чтобы жизнью наслаждаться.

4. И заключительная группа семейства слов-кандалов – это клан кандальных слов «НЕВОЗМОЖНО». Их употребление просто-напросто забирает кислород у всего, что мы называем мечтой. К счастью, стремительно уходят времена, когда слово «мечта» (и его производные) сопровождались снисходительной гримасой (мол, отрыв от реальности). Теперь уже никого не надо убеждать, что именно мечтателям и фантазерам мы обязаны всем, чем с таким удовольствием пользуемся: электричеством, телефонией, телевидением, интернетом, самолетами, машинами… можете сами продолжить этот список.

В общем, как говорится, Благословенны Небеса, что они посылают нам мечтателей, чтобы донести до нас и не дать нам забыть, что возможно всё. Всё (абсолютно!), что мы распознаем как внутренний запрос (мол, хочу. Хочу - это и есть слова "внутреннего Ребенка") – это прямое указание на возможность. И на то, конечно, что у всех возможностей есть мощный потенциал воплощения, иначе бы запросы попросту не возникали. Кстати и за наше состояние отвечает "внутренний Ребенок". Это он нас "гоняет" от радости к печали, от удовольствия к грусти.

Вот эти слова:
Невозможно,
Маловероятно,
Никогда,
Не может быть,
Если вдруг (отказ от возможности),
Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),
Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза - самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь),
А вдруг (та же песня),
Не дай бог (из той же оперы).
И самое убойное: нет выбора.

Знайте: кандальные слова - так же как и слова из разряда «органическая речь» значительно уменьшают скорость настройки продуктивной доминанты. А это, понятно, снижает скорость вашего движения к цели.

Как, спросите, избавить свою речь от кандальных слов?

Не буду умничать и говорить, что для этого работают "специально обученные люди" и предлагать Вам сходить на прием к психологу.)

Возможно Вам поможет прием «Позорный столб».

Прием простой: выпишите кандальные слова из этой статьи и вывесьте этот перечень на видное место (например, на холодильник – как самое посещаемое место в доме), и пусть он (перечень) побудет там 7-10 дней. Дольше оставлять не стоит, во-первых, много чести, а во-вторых, за этот срок уже сформируется то, на что нацелен прием - черный список. Черный список – это умелый санитар, и он всегда отлично справляется со своей задачей: удаляет из речи все элементы деструктивных программ.

Пробуйте.

P.S. Заранее благодарю Вас за поддержку в форме "спасибо"! Это мотивирует и вдохновляет на написание новых статей! Желаю Вам удачи и благополучия!

С уважением, Сафронов Александр Викторович.
Практикующий психолог, Действительный Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

* - Предика́т (лат. praedicatum - сказанное) в логике и лингвистике - сказуемое суждения, то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте. Предикат находится с субъектом в предикативном отношении и показывает наличие (отсутствие) у предмета некоторого признака.

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать “.

Метафора – “слово наше отзовется “.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Тема

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “ как нам дается благодать “, метафора “ слово наше отзовется “, анафора “ как-как “.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.7 . Всего получено оценок: 17.