Победит ли стриминг пиратство?

    Проблема пиратства – одна из самых давних и больших в музыкальном деле. Пиратство бывает многих видов, но сегодня мы поговорим о самом прямом – когда кто-то начинает копировать вашу музыку без вашего ведома и не производя никаких отчислений.

    До недавнего времени проблему пиратства большинство людей воспринимало не очень серьезно и представляли ее примерно так: “Ну не купит себе очередной рейпер очередное бентли, в чем проблема-то?”. Но сейчас ситуация изменилась. Еще со времен Bandcamp публикация и прямая продажа музыки фанату стала доступна всем музыкантам, у которых есть интернет. Стриминговые сервисы только развили эту идею и сейчас не нужно ничего, чтобы выложить песню в интернет и начать на этом немного зарабатывать. Многие независимые музыканты, а в период короновируса все музыканты жили на отчисления от стриминговых платформ. Поэтому когда происходит пиратство, то страдают и небольшие артисты. И покупка музыки уже не выглядит как подкармливание роскошной жизни звезд, а как необходимое условие для выживания музыкальной индустрии и поддержание разнообразия.

    С приходом стриминговых платформ, таких как VK, Spotify,Dezeer, Yandex music, Youtube music казалось, что пиратские сайты доживают свои последние дни, а скачивание музыки на торрентах уже вообще вышло из моды. Ведь как просто – установил приложение, платишь копейки, а тебе доступна вся музыка мира. Но оказалось не так просто – стриминг не победил пиратство, а даже породил новый его вид – sream-ripping. Если просто, то это сайт или программа, которая не раздает музыку или видео напрямую, а позволяет скачать себе файлы непосредственно с серверов spotify. Так как эти программы устанавливаются на устройство пользователя, то борьба с пиратами становится практически невозможна – программы запускаемые на устройствах пользователя не используют общий сервер, а работают локально и никак не ведут к своим создателям. Очень скоро рынок заполонят программы-клоны spotify, дающие бесплатный доступ к библиотекам музыки, хотя spotify утверждают, что это невозможно, но такое есть уже и сейчас. А дополнительно появляются пиратские сервисы расширяющие модель монетизации и уже предлагающие свои платные подписки.

    В первую очередь под удар попадает youtube – разные сайты и возможности скачивать с него были уже давно, но как оказалось – в последнее время эта тенденция только развивается. Этой проблемой серьезно обеспокоено и Британское авторское общество, в своем отчете они указали stream-reaping как серьезную проблему для музыкального бизнеса Британии.

    Что самое интересное – основная аудитория пиратских сервисов делится на две части и если первая предсказуемая – подростки от 16 до 24, многие из которых не имеют своих карманных денег и не могут быль легальными пользователями стриминга, то вторая часть это люди от 25 до 34 лет. Тут уже интересно, так как это образованные ребята, уже работающие и для них 160 рублей в месяц не должно быть проблемой. Но и тут есть исследование, отвечающее на эти вопросы. Ответы респондентов показали, что самыми частыми причинами использование пиратских сервисов скачивания музыки являются:

    • Ранее большое количество музыки уже было куплено в стриминге или напрямую и сейчас это просто желание иметь свою коллекцию офлайн;
    • Нет возможности всегда быть в сети интернет;
    • Не везде хороший интернет, для воспроизведения музыки в нужном качестве;
    • Слишком дорогая стоимость подписки;
    • Отсутствие нужных исполнителей в каталоге стриминговых сервисов;
    • Прослушивание только нескольких групп, без поиска новой музыки делают стриминг не выгодным.

    И если кажется, что стримингом пользуются уже практически все, то это все равно не дает отрасли вернуться на прежний уровень. В 2000-ом году общий доход музыкальной отрасли с продажи музыки был 1998 году составлял 14,6 млрд долларов, то в 2018 только 9,6 млрд долларов. Падение практически в два раза. Да музыка стала доступнее, но и доходы отрасли снизились, так как больше всего перешли на стриминг именно те, кто и так платил за музыку ранее. Важно еще помнить, что такое снижение доходов в первую очередь ударит не по лейблам и крупным артистам, а по локальным студиям звукозаписи, музыкальным продюсерам, звукорежиссерам и т.д. огромному количеству людей, вовлеченных в производство музыки.

    Самый оптимальный выход сейчас – это продолжение диверсификации музыкального бизнеса – внедрение рекламных интеграций, продажа стримов, клипы, концерты, мерч. Одним словом зарабатывать там, где пиратство сложнее реализовать и где его легче отследить. Дополнительно – стриминговым гигантам стоит более серьезно отнестись к возможностям копирования музыки и перекрывать эти возможности для разработчиков вредоносного ПО.

    Добавить комментарий