Социальные изменения, их виды. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Общество не стоит на месте, оно постоянно изменяется, прогрессирует или деградирует. Для описания этих процессов используют понятие социальные изменения . Социальные изменения -одна из основных проблем в социологии.

Социальными изменениями называются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем, в обществе в целом.

Социальные изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре.

Социальным изменениям подвержены, прежде всего, социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

Технологические изменения. Появление машин, электричества, новых видов энергии, компьютеров и прочих проявлений научно-технического прогресса приводит к появлению одних и исчезновению других социальных и профессиональных групп, обострению конфликтов, формированию новых социальных ценностей и пр.

Появление новых идеологий, доктрин, программ, которыми руководствуются многие политические партии, общественные движения, осуществляющие существенныесоциальные преобразования.

Адаптация различных социальных групп к изменяющимся социально - экономическим, политическим условиям в рамках существующих социальных систем.

Социальные изменения могут быть краткосрочными и долгосрочными, частичными и социетальными. Различаются структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные социальные изменения. Создание или распад семьи, переход на многоуровневое образование - это примеры структурных изменений. Любые трансформации в отношениях между социальными группами или людьми относятся к процессуальным изменениям. Перераспределение должностных обязанностей в коллективе относится к функциональным изменениям. Смещение ценностно-мотивационных установок от общественно-значимых к личностно-значимым - пример мотивационных изменений. Н.И.Лапин, А.И.Пригожин выделяют инновационный процесс как вид социального изменения.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей и сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Различают постепенные (реформистские) и скачкообразные (революционные) социальные изменения.

Революции бывают: научные (изменяют картину мира в целом), технические, политические, экономические, социальные (изменяют те или иные стороны жизни общества).

В обыденной жизни термин «революция» имеет различные толкования. Например, государственный переворот, состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, не может считаться революцией в строгом социологическом смысле.

Революцией называются только те события, которые удовлетворяют следующим условиям:

1. Революция ведет к широкомасштабным реформам или изменениям. Джон Дани указывает, что, согласно этому принципу, люди, пришедшие к власти, должны на самом деле быть более способны управлять данным обществом, чем те, кого они свергли; лидеры революции должны достичь некоторых из поставленных ими целей.

2. Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция - это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Следовательно, революция - это захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.

Революции отличаются от вооруженных восстаний, которые связаны с угрозой или использованием насилия, но не приводят к существенным переменам. Практически все массовые выступления, происходившие до XVII века, были не революциями, а восстаниями.

Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших экономических, политических и социальных проблем. Об этом свидетельствуют Французская революция 1789 г., Американская революция 1776 г.

То, что происходит после революции, частично зависит от огромного количества событий, которые привели к революции. После окончания революционной борьбы страна может быть истощенной и сильно раздробленной. Остатки свергнутого режима или другие группы, претендующие на власть, могут перегруппировать свои силы и начать все заново. Если окружающие страны настроены к новому правительству враждебно (так было в случае Русской революции 1917 года), его успехи в достижении социальных преобразований могут быть гораздо более ограниченными, чем при активной поддержке окружения. И, наконец, несмотря на то, что революции могут иметь далеко идущие последствия для соответствующих обществ, эти последствия чрезвычайно трудно выделить на фоне других факторов поступательного развития.

По мнению социолога Джеймса Дейвиса, революции с наибольшей вероятностью вспыхивают после продолжительного периода социальных и экономических улучшений, за которым следует период резкого отката назад. Люди опасаются потерять то, чего им с таким трудом удалось достигнуть, и приобретают революционный настрой. Дейвис иллюстрирует свою гипотезу такими фактами, как стачка рабочих пульмановского завода в 1849 г., русская революция 1917 г. и революция в Египте в 1953 г.

Социальная революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Это качественное изменение, затрагивающее основы существующего строя. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества.

Реформа - частичное усовершенствование в какой-то сфере жизни, ряд постепенных изменений, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформа- это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Социальная реформа касается преобразования тех сфер или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с уровнем и образом жизни людей, влияют на здоровье, доступ к социальным благам, участие в общественной жизни (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и пр.).

Приватизация, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменения конституции, переход от монархии к республике, изменение форм голосования и пр. - примеры политических реформ.

Терроризм можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальных планов. В течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего как нарушение общественного порядка. Однако недавно они стали все более склоняться к тому, что терроризм – это новый способ разжигания войны с далеко идущими социальными последствиями. Нападение чеченских боевиков на Дагестан подтверждает это предположение.

Очень часто террористические акты бывают направлены не на свои фактические жертвы, а на массы ни в чем не повинных людей.

Понятие социальных движений охватывает достаточно обширный диапазон различных типов поведения. Но почему возникают социальные движения? Какие факторы побуждают людей предпринимать совместные действия во имя какого-то дела? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые ученые видят корни общественных движений в бедственном положении народа, а более конкретно – в социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргумент достаточно убедительным. Они отмечают, что во многих обществах имеется значительный “резерв” социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищета широко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко.

9.2.Теории социальных изменений

Среди теоретических моделей, использовавшихся для осмысления общих механизмов изменений на протяжении человеческой истории, по своей важности и значимости наиболее выделяются несколько.

Социальный эволюционизм , концепция, пытающаяся установить связь между биологическими и социальными изменениями. Согласно эволюционизму (О. Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм), общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным.

Теория депривации . К. Маркс придерживался мнения, что капиталистическая эксплуатация ведет к постепенному обнищанию рабочего класса; с течением времени условия станут настолько невыносимыми, что рабочие будут вынуждены признать социальную природу своего бедственного положения и свергнуть своих угнетателей. Тем не менее, Маркс признавал и то, что крайнее обнищание и эксплуатация не обязательно приводят к революционному взрыву. Он указывал, что страдания представителей низших классов (пролетариев) могут быть настолько интенсивными, а социальное отчуждение – столь значительным, что будет способно “подавить” все их общественное и революционное сознание. Хотя в трудах Маркса содержатся доказательства “прогрессирующего обнищания”, или абсолютной депривации, он также признавал существование относительной депривации, допуская, что по мере развития капитализма положение рабочего класса может улучшаться. Однако он считал, что разрыв между собственниками и рабочими будет расширяться и создавать у последних все обостряющееся ощущение их сравнительно невыгодного положения.

Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации.

Представители технологического детерминизма Д.Белл, О.Тоффлер решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (научно-техническая революция 50-60 годов XX века информационно-компьютерная революция конца XX века).

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски считают, что изменения в социальной организации общества не всегда приносят человечеству счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества, прежде всего, зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры.


Похожая информация.


Понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Наиболее важными факторами социальных изменений выступают:

  • изменения среды обитания;
  • динамика численности и структуры народонаселения;
  • напряженность и конфликты из-за ресурсов или ценностей;
  • открытия и изобретения;
  • перенос или проникновение культурных образцов других культур.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ , которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. Согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.

Экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое , что становится возможным благодаря проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и др.). Любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. Например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считая ее «локомотивом истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

Среди немарксистских теорий необходимо выделить теорию социальной революции . По его мнению, ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза, поскольку революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Согласно теории циркуляции элит Вильфредо Парето , революционную ситуацию создает деградация элит, которая находится у власти слишком долго и не обеспечивает нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Тедаlappa объясняет возникновение социальной напряженности в обществе разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого, что приводит к появлению социальных движении. И наконец, теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в случае, когда процессы политической и культурной модернизации общества осуществляются в разных сферах жизнедеятельности неравномерно.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, только в других условиях и на другом уровне.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения и спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. Примером может служить периодическая смена у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. В качестве примера волновых процессов можно привести цикл техногенных инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Самым сложным из циклических социальных изменений является спиралевидный тип, поскольку предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне» и характеризует социальную преемственность различных поколений.

Помимо циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Одной из таких наиболее цельных теорий жизни общества является циклическая теория , созданная российским социологом Н.Я. Данилевским. Все культуры мира он подразделял на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы.

В своем классическом труде «Россия и Европа» Данилевский, используя исторический и цивилизационныи подходы к анализу общественной жизни, выделил 13 культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и др. Основу выделения «самобытных цивилизаций» составляет своеобразное сочетание в них четырех главных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. При этом каждая из названных цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком.

Аналогично рассуждал немецкий социолог Освальд Шпенглер. который в работе «Закат Европы» выделил в истории человечества восемь специфических культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. В его понимании цикл жизни каждой культуры проходит два этапа: восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития общества.

Позднее его английский последователь Арнольд Тойнби в своей книге «Постижение истории» несколько модернизирован циклическую модель исторического процесса. В отличие от Шпенглера с его «лоскутным одеялом отдельных культур», Тойнби считает, что мировые религии (буддизм, христианство, ислам) объединяют в единый процесс развитие отдельных цивилизаций. Динамику исторического процесса он связывает с действием «закона вызова и ответа», согласно которому общество развивается благодаря тому, что способно адекватно отвечать на вызовы складывающихся исторических ситуаций. Тойнби выступает противником технического детерминизма и видит развитие общества в прогрессе культуры.

К циклическим теориям также относится социокультурная динамика П. Сорокина , в которой дается весьма пессимистический прогноз развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Валлерстайна (р. 1930), согласно которой, в частности:

  • страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики:
  • капиталистическая мир-экономика, зародившаяся около 1450 г.. в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу экономического цикла — фазу кризиса.

В настоящее время социологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить свое равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией , означающей непредсказуемость общественного развития.

В современной отечественной социологии все более утверждается точка зрения, согласно которой исторический процесс в целом и переход общества из одного состояния в другое в частности всегда предполагает многовариантность, альтернативность общественного развития.

Виды социальных измений общества

Социология выделяет социальные и культурные изменения, происходящие в современных обществах.

К социальным изменениям относятся сдвиги в социальной структуре:

  • возникновение новых социальных групп, слоев и классов;
  • уменьшение численности, места и роли «старых слоев» (например, колхозников);
  • изменения в области социальных связей (характер взаимоотношений и взаимодействий, отношений власти, лидерства в связи с возникновением многопартийности);
  • изменения в области телекоммуникаций (мобильная связь, Интернет);
  • изменения в активности граждан (например, в связи с признанием права частной собственности и свободы предпринимательства).

Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:

  • изменение роли представительного учреждения (Государственной думы) и правительства РФ;
  • формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
  • официальное признание Конституцией идеологического плюрализма.

К социальным изменениям относятся также культурные изменения. Среди них:

  • изменения в области материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
  • изменения в области социальных норм — политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
  • изменения в области коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).

Социальное развитие общества

С проблематикой социальных изменений тесно связаны понятия « » и « ». Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию присущи три характерные черты:

  • необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
  • направленность — те линии, на которых совершается это накопление;
  • закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Процессом, противоположным прогрессу , является регресс, он означает возвращение к предшествующему уровню развития общества. Если прогресс рассматривается как глобальный процесс , характеризующий движение человечества на всем протяжении общественного развития, то регресс — процесс локальный, затрагивающий отдельное общество в исторически небольшом отрезке времени.

В социологии для определения прогрессивности того или иного общества обычно использовались два наиболее общих критерия:

  • уровень производительности труда и благосостояния населения;
  • степень свободы личности. Но в последнее время российские социологи все чаше высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате сегодня в социологии выявился третий критерий социального прогресса — уровень нравственности в обществе , который может стать интегративным критерием социального прогресса.

Завершая данный вопрос, отметим, что современные теории прогресса обращают внимание на то, что для спасения цивилизации необходима человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Н. Бердяев, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Перспективы развития современной цивилизации будут позитивными только в том случае, если в центре внимания в XXI в. окажутся не машины, а люди. Перспективными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в концепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов - вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии - от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный - в период развития страны и менее удачный - в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем - организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

  • 1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.
  • 2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.
  • 3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.
  • 4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.
  • 5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…». Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик».

Социальные изменения - фундаментальный социальный процесс, обусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменений лежат культурные трансформации духовной жизни общества.

В течение последних трех столетий в мире наблюдается только одно направление социальных изменений - вестернизация, т.е. усвоение обществами, претерпевающими изменения, ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные изменения - объективный процесс; воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может его лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере исказить течение.

Воздействие социальных изменений на здоровье любого общества универсально повреждающее. Примеры многих обществ, включая российское, наглядно демонстрируют повреждающие эффекты вестернизации на общественное здоровье. Это:

- уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции;
- рост общей и нервно-психической заболеваемости, изменение ее структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелым течением и исходами, прежде всего - психосоматических заболеваний;
- рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией;
- рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости уменьшения производственных затрат и согласия людей работать во вредных и опасных условиях;
- появление значительных по объему маргинализированных социальных групп - беженцев, бездомных, безработных;
- рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств - и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционными путями);
- экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья;
- неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности (экономика, право, промышленность и пр.).

Факторы, действующие на здоровье населения в условиях социокультурной трансформации общества, вызывают у больших масс населения состояние, получившее название стресса социальных изменений . В нем можно выделить морально-психологическую и экономическую составляющие.

Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятивного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсюда быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широких слоев населения.

Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения . Это связано с тем, что социальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тогда как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к социальным изменениям, - «консервативный синдром», - и не только из-за угрозы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности - сайт. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений выступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской культуре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчеркивает Т. Парсонс.

Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюмпеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические реформы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэкономических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономического стресса населения - сайт. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться переносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неуспешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономического стресса.

На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следующим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укрепляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некоторые прежде низкостатусные группы меньшинств - религиозных и/или национальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жизни в бедности.

Распределение внутрисемейных ролей меняется в направлении аболиционизма, т.е. освобождения женщин от неквалифицированного домашнего труда и равного распределения властных функций в семейной группе. Снижается социальный престиж представителей старшей возрастной группы, поскольку младшие поколения утрачивают ценности жизненного и социального опыта, приобретенного в иных общественных условиях.

Наиболее ярко социальные изменения проявляются в территориальных общностях, поскольку они выступают основным видом социальных общностей, где реализуются изменения. Глубокие трансформации претерпевают социальные организации; даже сравнительно небольшие социокультурные изменения требуют крайне выраженных изменений в организациях.

Несмотря на столь тяжелые популяционные эффекты социальных изменений, исторический анализ показывает удивительно быстрое восстановление численности и здоровья популяции после реализации необходимых для общества изменений. В последнее десятилетие специалисты Всемирной организации здравоохранения говорят о возможности избежать негативных последствий вестернизации на здоровье населения путем аккультурации, т.е. сбалансированного сочетания элементов западной и собственной (нативной) культуры.

В развитии общества на рубеже третьего тысячелетия произошли настолько глубокие социальные изменения, что человеку из недавнего прошлого современный социум мог бы показаться какой-то иной, совершенно неземной цивилизацией. При этом он был бы потрясен не сколько вещными атрибутами жизни современных людей, как бы они ни были непривычны и сложны, столько самим устройством общественной системы. Еще, скажем, двести лет тому назад природа общества была принципиально непонятной и рассматривалась в основ­ном как божественная данность. При этом стабильность и устойчивость, отсутствие перемен воспринимались многими народами как величайшее благо. На этом фоне нынешняя человеческая цивилизация представляется причудливо изменяющимся и постоянно обновляющимся социальным явлением. Иногда возникает достаточно явственное ощущение присутствия в нем некой животворящей силы, придающей определенную форму бесформенному, стройную структуру – бесструктурному, перманентное движение – почти мертвому. И, как это ни удивительно, такой весьма самодостаточной силой является именно социальная технология, планирующая, проектирующая, обновляющая, оформляющая, структурирующая и создающая новые проблемы, которые ей же самой приходится разрешать.

То, что ныне происходит в сфере социальных технологий, можно однозначно определить как технологическую революцию, вызванную к жизни совокупностью постоянно набирающих силу факторов, которые все сильнее охватывают мировое социальное пространство. К ним, как показывает анализ, относятся следующие очень важные факторы технологизации современного социума.

1. Быстро обновляются все сферы общественной жизни значительной части населения планеты, цивилизация обретает динамику социальных изменений, постоянно сужаются зоны традиционализма. Практически на наших глазах социальные инновации из спорадических, дискретных и относительно редких характеристик современного общества превращаются в имманентное его свойство, которое становится постоянным, тотальным и необратимым. При этом алгоритмы социального познания и практической деятельности людей перестали уже быть "долгоиграющими", а всеобщая смена и перманентное обновление превращаются теперь в основные средства обеспечения устойчивого общественного развития.

2. Всемирный процесс глобальной демократизации общественных систем, особенно интенсивно развернувшийся с начала семидесятых годов XX ст. и получивший название "третьей волны", стремительно приводит социум к росту значимости личности, утверждению плюрализма мнений, терпимости к чу­жой позиции, падению тоталитарной и авторитарной форм организации общества и соответственно к разрушению жестких и устоявшихся догматических социально-деятельностных систем. На смену эпохе детерминированности технологии и ее монизма приходит эпоха технологической свободы и плюрализма.


3. Наблюдается динамичный процесс перехода авангарда современных обществ (т. е. высокоразвитых западных стран) в информационную, более высокую фазу развития. Индустриальная цивилизация, таким образом, постепенно уходит в прошлое. И хотя этот процесс еще достаточно противоречив и неравномерен, информация, ее потоки, институты и виртуальная реальность все глубже проникают во все сферы современного общества и не только определяют его сущность, но и становятся жизненно важным и необходимым ресурсом его дальнейшего развития. Социальное познание и практика все в большей степени превращаются в переработку огромных массивов разнообразной социальной информации, которые опосредуются субъектами социальной деятельности от ее объектов.

4. Быстрыми темпами развивается так называемая третичная сфера современного общества, которая включает науку, культуру, образование, здравоохранение, рекреацию, обслуживание и защиту прав человека. К концу XX ст. стали явными весьма масштабные перемены и в сфере занятости людей, связанные с тем, что впервые за всю историю человечества основная часть населения наиболее развитых стран активно покидает сферу сельского хозяйства и промышленности и переходит в сферу обслуживания. Индустриальные технологии, таким образом, постепенно утрачивают свою былую значимость, а основным объектом технологизации все больше становится не только социальная сфера общества, но и социальное пространство в целом.

5. Ускоряется гуманитаризация общественной жизни, возрастает значимость гуманитарного фактора в развитии общества, социальные и гуманитарные аспекты оттесняют на второй план чисто технические и производственно-технологические. Значительные изменения в социальной структуре современного общества обеспечивают вхождение в его активную и социально значимую деятельность гуманитарной части населения, которой в ближайшие годы предстоит доминировать в социальном составе населения большинства стран мира.

6. Явно ощущается достижение планетарного предела в раз­витии цивилизации, когда возникают реальные препятствия для ее развития вширь, а возможности космической, по сути, еще пионерской, деятельности полностью пока не сложились. Человечеству становится уже тесно в нынешних границах планеты. Но с этим приходится пока мириться, а также сдерживать познавательно-практическую экспансию и направлять основные усилия на углубление социального познания и более эффективное преобразование ограниченного социального пространства. В этой связи наблюдается смена акцентов в социальной деятельности – перемещение их с макропроцессов на микропроцессы.

7. Значительно обостряются глобальные проблемы современной цивилизации, которые фактически ставят под вопрос само существование современного общества и могут быть разрешены только совместными усилиями всех стран и народов. Человечество больше напоминает "слона в посудной лавке", бурная жизнедеятельность которого может привести не только к "битой посуде и разрушению лавки", но и к собственной гибели. Поэтому на смену глобальной экспансии неизбежно приходит глобальный конструктивизм, а на смену созидательной удали – созидательная осторожность.

8. Усиливаются также процессы социальной интеграции и диффузии цивилизаций, общественных и культурных систем. Эти процессы дают возможность обеспечивать взаимодействие рационального и иррационального, знания и оценки, оценки и практики, практики и знания. Кроме того, заметными темпами происходят мутации и заимствования технологических систем, а также расширяются возможности применения социальных технологий.

Следует особо подчеркнуть, что социальные технологии, место и роль которых в жизни современного общества так возросли, сами стали предметом изучения различных научных дисциплин, таких как социология, философия, психология, политология, праксеология и др. К тому же эти науки столь "отяжелели" от технологического знания, что возникла настоятельная необходимость формирования самостоятельной сферы научного знания – теории социальных технологий, которая должна, прежде всего, стать теоретической основой социально-инженерной деятельности.

Наряду с этим в странах, идущих от тоталитаризма к демократии, от командной экономики к рыночной, проблема социальных технологий приобретает особое значение. По сути, там происходит историческая смена парадигм (или типов) социально-технологической деятельности. Основные задачи, стоящие перед этими странами на современном этапе, заключаются прежде всего в отказе от технологий, которые приводят к подавлению личности посредством авторитарных (тоталитарных) общественных механизмов, и освоении накопленного мировой общественной наукой и практикой огромного опыта проектирования, разработки и внедрения социально-гуманистических технологий, необходимость в которых становится все более острой и очевидной.

Преодоление тотального кризиса в украинском обществе не без основания связывают с кардинальным повышением эффективности и качества социального управления, масштабным расширением процессов самоорганизации и самоуправления, позволяющих наполнить идею правового, демократического и социального государства реальным содержанием, а также придать ему современные и цивилизованные формы. Короче говоря, сама жизнь выдвигает на повестку дня в качестве основных проблем разработку и внедрение инновационных социальных технологий в целом и технологий социального управления и самоуправления в частности.

Вместе с тем, в условиях переходного периода исключительно большое значение приобретает овладение не только технологиями социальной адаптации, приспособления к новым рыночным условиям и способами выживания как коллективов, так и отдельных индивидов, но прежде всего технологиями обновления общественной системы и всех составляющих ее элементов. Такой широкий социально-технологический подход в максимальной степени соответствует сущности и целям современной фазы трансформации нашего общества. Произошло довольно четкое позиционирование социума на конструктивные перемены. Эпоха национально-освободительной и народно-демократической революций с их разрушительно-критическими, во многом стихийными процессами практически завершилась. Страна начинает, хотя и медленно, но все увереннее переходить к созидательным и конструктивным формам общественной модернизации. В этих условиях социально-технологический подход начинает существенно и все более активно воздействовать на механизмы обновления общества и его подсистем. Сейчас уже всем становится понятным, что принятие Верховной Радой Украины "хорошего закона" или издание Президентом Украины "хорошего указа" еще не ведет автоматически к необходимым социальным переменам. На этом пути, прежде всего, нужна серьезная технологическая проработка той или иной сферы общественного реформирования, причем везде нужны эффективные и выверенные практикой социальные технологии, основанные на принципах рационализма и гуманизма.

Таким образом, в развитии социальных технологий наметился своеобразный "прорыв", который и дальше будет нарастать. По всей вероятности, социальная технологизация уже начала превращаться в одну из ведущих тенденций мирового общественного развития. При этом расширение сферы применения многообразных социальных технологий неизбежно выдвигает на первый план довольно сложную проблему подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных менеджеров, инженеров и технологов, которые способны разрабатывать, проектировать, конструировать, внедрять социальные технологии и обеспечивать их эффективное функционирование на всех уровнях организации общественной системы. Здесь речь идет не только о знаниях в области теории социальных технологий, которые динамично обновляются, а об особом типе социально-технологической культуры современных специалистов, заключающейся в овладении ими новой парадигмой научного мышления и видения социальной реальности как динамической, многомерной, нелинейной и стохастической.

Предлагаемое учебное пособие, хотя и является пионерским в отечественной социально-педагогической практике, в концентрированном виде отражает развивающуюся и крепнущую тенденцию к технологизации современного общества и превращению социологической науки из средства простой фиксации происходящего в активный фактор гуманизации общества, его всесторонних социальных преобразований. Главная цель преподавания этого курса в высших учебных заведениях состоит в том, чтобы помочь студентам осмыслить содержание, характер, структуру и основные аспекты технологической функции социологии, овладеть социальными технологиями как системой знаний, принципами технологического мышления и отношения к социальной реальности, а также способами ее научно обоснованного изменения. Отсюда и вытекает целый комплекс задач: овладение понятийно-категориальным аппаратом теории социальных технологий, ее принципами, методологией и основными концепциями; ознакомление с историей социальных технологий, отечественными и зарубежными достижениями в этой области; освоение способов социального проектирования, прогнозирования и планирования, а также проверки и внедрения социальных технологий и выработки на этой основе навыков социально-инженерного мышления; изучение видового разнообразия социальных технологий, уровней и методов технологизации современных общественных систем; осмысление важнейших закономерностей, тенденций, проблем и противоречий технологизации общества и его подсистем, ответственного и реалистичного отношения к нему.

Вместе с тем следует подчеркнуть и особую сложность этого учебного курса, так как его изучение требует предварительных глубоких знаний в области таких научных дисциплин, как социология, политология, психология, культурология и теория социального управления, элементы которых есть во всех разделах и темах данного курса. Немаловажен и тот факт, что этот учебный курс нельзя просто запомнить и адекватно воспроизвести на экзамене. Он требует формирования свойственного для социальных технологий принципиально нового стиля мышления, в основе которого лежат тяга к нововведениям и реформам, стремление видеть современное общество системно и во всем многообразии его сущностей. И, конечно же, социально-технологическая парадигма предполагает, прежде всего, бережное и гуманистическое отношение к объектам социальных технологий – обществу, его различным структурам и людям.

При изложении учебного материала, представленного в этом пособии, авторы широко использовали труды не только отечественных, но и зарубежных исследователей, изданные в последние годы.