Важнейшие реформы во франции в 19 веке. История Франции (кратко)

Во второй половине XIX в. во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи.

Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 года

Обострение франко-прусских отношений в конце 60-х гг. XIX в. привело к войне, которую желали правительства обеих стран. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии.

Наполеон III плохо подготовился к боевым действиям, хотя его военный министр уверял: «Мы готовы, у нас в армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах последнего солдата». На самом деле никто не знал даже точного количества солдат и боеприпасов, в войсках царил хаос.

Развязка наступила быстро: 2 сентября 1870 г. Наполеон III с 83-тысячной армией сдался в плен у местечка Седан. Известие о седанской катастрофе потрясло всю Францию. Виновником поражения все считали императора. 4 сентября восстал народ Парижа. Произошла буржуазно-демократическая революция, которая уничтожила Вторую империю и установила Третью республику.

На первый план политической жизни выдвинулся историк и политик Тьер. 10 мая 1871 г. его правительство подписало во Франкфурте-на-Майне мирный договор, по которому Франция понесла огромные потери. Она отдала Германии богатые области - Эльзас и Лотарингию - и обязалась уплатить 5 млрд франков контрибуции.

Парижская Коммуна 18 марта - 28 мая 1871 года

Во время франко-прусской войны, в марте 1871 г., Париж потрясла еще одна, уже пятая по счету революция. Ее основной причиной стал конфликт между правительством Тьера, с одной стороны, рабочими, частью интеллигенции, мелкой буржуазией - с другой. Исстрадавшиеся от обстрелов, голода и холода рабочие Парижа потребовали установлений новой власти - Коммуны и перестройки всего общества в интересах низших классов.

У рабочих были свои отряды - свыше 200 тыс. солдат национальной гвардии, т. е. вооруженных граждан. Национальную гвардию власти сформировали еще осенью 1870 г. для обороны страны. Ее руководящим органом являлся Центральный комитет (ЦК).

Крупные собственники не могли чувствовать себя спокойно рядом с полуголодными и вооруженными парижанами. Поэтому власти приказали ночью 18 марта 1871 г. разоружить рабочих и арестовать их руководителей. Но солдаты, окруженные толпами мужчин, женщин и детей, отказались стрелять в народ, и операция провалилась. Правительство Тьера бежало в Версаль. Власть в Париже перешла сначала к ЦК национальной гвардии, а 26 марта к избранной населением Коммуне Парижа. В ней преобладали интеллигенты и рабочие.

Коммуна была первым опытом государственного управления пролетариата. Вместо прежних органов управления были созданы новые. Всю власть, законодательную и исполнительную, осуществлял один орган - Совет Коммуны. Служащие не назначались, а избирались. Часть предприятий была передана рабочим коллективам, был сокращен рабочий день, отменялись долги по квартирной плате, бедняки переселялись в дома богачей.

Значение Коммуны очень высоко оценивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а ее опыт использовали русские большевики, видевшие себя наследниками парижских коммунаров. Противники Коммуны считали ее действия вредными и непродуманными, повлекшими за собой кровавую резню.

Между тем войска Тьера 2 апреля начали наступление из Версаля на Париж и 28 мая захватили последнюю баррикаду. 30 тыс. человек было убито, десятки тысяч арестованы, осуждены, сосланы.

Причины поражения Коммуны заключались прежде всего в военном превосходстве версальцев. Кроме того, коммунарами было допущено немало ошибок. Они позволили правительству покинуть Париж, не установили контроль над французским банком, который продолжал перевод денег в Версаль, не наладили прочной связи с другими городами и крестьянством. Не было согласия и в самой Коммуне.

Политическое развитие Третьей республики в 1871- 1918 гг.

Хотя революция 4 сентября 1870 г. и установила во Франции Третью республику, страной еще несколько лет правили монархисты, поддерживаемые крупными собственниками и католической церковью. Но в 1875 г. была принята новая конституция, оформившая буржуазно-демократическую парламентскую республику.

Под давлением снизу правительства Франции осуществили ряд демократических преобразований. Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения. Улучшилось положение рабочих. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900), вводился один выходной день в неделю (1906), стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.). В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.

Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства. Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.

Внешняя политика

После поражения в войне 1870- 1871 гг. главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX - начале XX в. Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне.

С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. В Юго-Восточной Азии в результате десятилетней войны были порабощены Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. В Африке Франция установила контроль над Тунисом и Марокко, захватила большой остров Мадагаскар и обширные территории в западной и экваториальной частях континента. Франция стала второй после Великобритании колониальной державой. Ее владения занимали площадь около 10 млн кв. км, в них проживало свыше 50 млн человек.

Экономическое развитие

В конце XIX - начале XX в. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое. На ее экономике крайне тяжело отразились последствия проигранной войны с Пруссией и недостаток собственного промышленного сырья. Отрицательно сказывалось громадное численное преобладание слабо механизированных мелких предприятий над хорошо оснащенными крупными фабриками.


С другой стороны, в конце XIX в. во Франции возникают и играют все большую роль могущественные промышленные и финансовые компании. Объединения «Комите де форж» и «Шнейдер-Крезо» господствовали в металлургической промышленности, «Рено» и «Пежо» - в автомобильной. В химической промышленности сильные позиции занимал концерн «Сен-Гобен». Большое развитие получила банковская система.

Большая часть населения Франции проживала еще в сельской местности. Объем сельскохозяйственного производства возрастал, но и в этой области Франция отставала от наиболее развитых стран. Миллионы крестьян обрабатывали свою землю вручную. Крупных хозяйств (50-200 га) было намного меньше, чем мелких (до 1 га).

Произошло глубокое расслоение сельского и городского населения по размерам богатства. На долю 15 тыс. миллионеров (0,1 % всех собственников) приходилось 25 % богатства страны.

Рабочее и социалистическое движение

С 1870 по 1914 г. заработная плата в среднем увеличилась на 30 %, но временами она падала, цены росли, а обычный трудовой день составлял 11 -12 часов. Французский рабочий зарабатывал меньше и жил хуже, чем английский и американский. Политические права и свободы были ограничены. Рабочие добивались улучшения своего экономического положения и расширения политических прав.

Известными пролетарскими вождями были Жюль Гед и Поль Ла фарг - сторонники, хотя и не последовательные, марксистской теории социализма. Интересы рабочих активно защищал видный публицист и историк Жан Жорес, непримиримый противник капитализма и войны. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса он видел путь к освобождению не в революции, а во всеобщей забастовке и мирных преобразованиях.

В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию - Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.

Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок. Власти отвечали суровыми репрессиями, иногда даже посылали войска против бастующих. Но рабочее движение уже стало силой, с которой нельзя было не считаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В состав Коммуны Парижа вошли видные руководители рабочих Огюстен Авриаль и Эжен Варлен, поэт Эжен Потье, художник Гюстав Курбе, ученый Гюстав Флуранс - всего 86 человек. На стороне Коммуны боролись венгр Лео Френкель, поляк Ярослав Домбровский, русские революционеры Елизавета Дмитриева и Михаил Сажин. Шарль Беле, председательствовавший на первом заседании Коммуны, заявил, что республиканская Франция должна стать «поддержкой слабых, защитницей трудящихся, надеждой угнетенных всего мира и основой всемирной республики».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

На протяжении столетия, от Великой буржуазной революции 1789 г. до конца 19 в., французское искусство занимало ведущее место в мировом искусстве. Это было закономерно и обусловлено передовой ролью Франции в политической и общественной жизни Европы, классовая борьба между дворянством, буржуазией, пролетариатом протекала в классически ясных формах. Выдающиеся достижения французского искусства были связаны с революционными идеями эпохи, в них нашли отражение героические события и образы людей времени взятия Бастилии и заседаний революционного Конвента в 1789-1793 гг., революции 1830 и 1848 гг., пламенных дней Парижской коммуны 1871 г.

Конец 18 в. - начало 19 в.

Буржуазная революция 1789 г. открыла новый период в истории Европы и вместе с тем новый этап в развитии искусства. Свершившаяся во Франции буржуазная революция запоздала по сравнению с Англией, но по результатам своим была более значительной, так как принесла полную победу буржуазии над феодальным обществом. Огромную роль в деле подготовки революции играло искусство, и прежде всего сформировавшийся в предреволюционные годы классицизм.
В нем нашли выражение непреклонная революционная энергия, страстная вера лучшей части французского общества в справедливость, равенство и счастье. Обращение к гражданственным идеалам античности, свойственное классицизму, помогло создать иллюзии о всеобщности идеалов, за которые шла борьба, «скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное, содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».

В годы революции широкое распространение получила графика, отображающая ход исторических событий, а также сатирический народный лубок (раскрашенные гравюры), часто обращающийся к яркому образному языку символов. Революция выдвинула новый вид массового искусства - декоративное оформление революционных празднеств, являвших собой своеобразный синтез различных искусств. Участники праздников одевались в античные тоги, шествия сопровождались танцами и песнями, в которых стихийно прорывалось народное творчество. В это время рождаются «Марсельеза» Руже де Лиля, грозная, исполненная революционного пафоса «Карманьола», романтически взволнованный марш Госсека.

Первая треть 19 в.

Поражение Наполеона и реставрация династии Бурбонов привели к разгулу реакции и обострению политической борьбы. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего - противоборствующие: романтизм и классицизм.

Живопись
В живописи господствующим официальным направлением все еще остается классицизм, вырождающийся в реакционный, догматический академизм. Неумолимо клонящийся к упадку, он неожиданно находит новые силы в лице Энгра, талантливейшего ученика Давида.

Энгр. Одна из центральных фигур искусства 19 в.-Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) становится убежденным и упорным вождем классицизма. Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции. Первая - его постоянные поиски прекрасного идеала и обращение к античности и мастерам Высокого Возрождения в тематических классицистических картинах. Вторая, обусловленная необычайной остротой глаза художника, подмечающего самые характерные черты в окружающих его людях, приводит его к созданию подлинных шедевров реалистического искусства - замечательных портретов как в живописи, так и в рисунке.

Середина 19 в.

Середина 19 в. ознаменована нарастанием демократического и пролетарского движения во Франции. Революционная волна 1830 г. потрясла политическую систему государства. Еще большее этапное значение имели революция 1848 г., когда впервые на историческую арену вышел рабочий класс, как огромная самостоятельная сила, и, наконец, Парижская коммуна 1871 г. - величайший образец величайшего пролетарского движения XIX века.
Развернувшиеся классовые битвы, обострившиеся социальные проблемы вызвали рост новых тенденций во всех областях культурной жизни. В этот период создается теоретическая программа реализма, получившая практическое воплощение в произведениях графики и живописи, а несколько позже - в скульптуре. Менее плодотворным оказалось это время для развития архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Архитектура
Концентрация капиталистического производства во второй половине 19 в. сопровождалась ростом крупных городов, промышленных центров, путей сообщения. Увеличение городского населения вызвало расширение массового жилищного строительства и внесло ряд изменений в строительное дело. Появляются новые виды технических и инженерных сооружений: заводы, фабрики, мосты, электрические станции, вокзалы, банки, биржи, институты, библиотеки. Возводятся «репрезентативные здания» - театры, музеи, правительственные и административные учреждения. Стиль позднего классицизма с ордерной системой, тормозящей развитие новых тенденций, сменяется эклектическим использованием отдельных приемов и форм разных стилей прошлого.

Последняя треть 19 в.

Поражение Парижской коммуны и усиление реакции вызвали глубокие изменения в художественной жизни Франции. Противоречие между господствующей буржуазной культурой и культурой демократической, обозначившееся с первых шагов утверждения капиталистического общества, в последней трети 19 в. стало необычайно резким и обостренным. Последовательное развитие реалистической демократической культуры и ее подъем на новую социально-эстетическую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Под покровительством же официальных буржуазных кругов пышно расцвело салонное искусство, в котором побеждает красивость, светская утонченность, любовь к занимательным и игривым сценам. Оно прославляло буржуазные и монархические режимы либо уводило в мир античных легенд и аллегорий, утративших гражданственную доблестность классицизма, вызвавших появление различных вариантов слащавых «венер» и «истин». Усилились условно-стилизаторские, подражательные стилям прошлых веков направления с преобладанием мистико-символических тенденций.

Господствующим направлениям буржуазного искусства противостояло реалистическое искусство, продолжающее развиваться в условиях идеологической борьбы, преследований и жесточайшей цензуры.
Реализм в искусстве конца 19 - начала 20 в. не был однороден. В традиционной манере работали мастера демократического направления, подобные Бастьен Лепажу (1848-1884), который изображал крестьян в полных искренности жанровых картинах («Любовь в деревне», 1882, Москва, ГМИИ; «На сенокосе», 1877, Париж, Лувр), или Леону Лермитту (1844-1925), автору правдивых картин, посвященных жизни тружеников («Расплата со жнецами», 1882, Париж, Музей современного искусства). Большую группу составили художники, устремленные к новым средствам художественного выражения, развернувшие борьбу против буржуазной пошлости мещански ограниченного реакционного салонного искусства - Эдуард Мане, Огюст Роден и другие. Мане был в числе активных участников «Салона отверженных» - выставки произведений, отвергнутых официальным жюри в 1863 г. и вызвавших скандальные нападки со стороны буржуазной критики.

Франция 19 века

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности «новых» господ и «героев» франции. «Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных»,- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.

Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального «объективного» фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

Ги де Мопассан

Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

произведения: новеллы- «Пышка», «Старуха Соваж», «Помешанная», «Пленные», «Плетельщица стульев», «Папа Симона».

Альфонс Доде

Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.

произведения: роман «Тартарен из Тараскона», несколько небольших рассказов.

Ромен Роллан

Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

произведения: роман «Жан Кристофф», повесть «Пьер и Люс».

Гюстав Флобер

Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.

произведения: романы- «Госпожа Бовари», «Саламбо», «Воспитание чувств», «Бувар и Пекюше» (не закончен), повести- «Легенда о Юлиане Странноприимце», «Простая душа», «Иродиада», также создал несколько пьесс и феерию.

Стендаль

Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

произведения: романы- «Пармская обитель», «Арманс», «Люсьен Левен», повести- «Виттория Аккорамбони», «Герцогиня ди Паллиано», «Ченчи», «Аббатиса из Кастро».

Кризис XVIII в. На протяжении XVIII в. во французском обществе и государстве происходило углубление кризиса, приведшего в его конце к взрыву революции. В изменениях нуждалась хозяйственная жизнь страны, развитие которой тормозило сохранение поземельной зависимости крестьянства от крупных землевладельцев. Торговля и промышленность нуждались в освобождении от чрезмерного контроля со стороны королевской власти. В середине XVIII в. Франция потеряла почти все заморские колонии и проиграла все войны (кроме Войны за независимость североамериканских колоний), в которых участвовала.

Особенно болезненно меняющееся французское общество воспринимало сохранение старого сословного деления на привилегированных и непривилегированных подданных короля. Весьма плачевным было финансовое положение государства. Налоги были собраны за несколько лет вперед, а казна оставалась пустой. Торговый договор с Великобританией оказался выгодным только французским виноторговцам, но ударил по французской промышленности и вызвал увеличение безработицы в городах. Неурожай 1788 г. довершил картину народных бедствий. Именно попытка королевского правительства решить финансовый вопрос заставила прибегнуть к полузабытому средству - созыву представительного собрания, именовавшегося во Франции Генеральными штатами.

Начало революции. Король созвал Генеральные штаты, чтобы решить финансовые проблемы казны, а депутаты решили значительно расширить круг своей деятельности и, провозгласив себя Учредительным собранием, занялись переустройством всей жизни страны. Революция началась летом 1789 г. и на первых порах протекала сравнительно спокойно. Был создан национальный представительный орган - Национальное собрание, которое заставило короля Людовика XVI смириться с принятием Конституции и крутым изменением порядков в стране, прежде всего - утверждением свободной частной собственности. Законы, принятые в первые годы революции, были очень хорошими, передовыми, правильными и разумными, но они подходили для общества, находящегося в спокойном состоянии. Они не решали проблемы экономики, находящейся в состоянии кризиса.

Для ситуации, сложившейся во Франции к началу 1792 г., было характерно неустойчивое равновесие разных политических составляющих. Прежде всего, королевское окружение не желало смириться с очевидным поражением. Людовик XVI не мог править как монарх, ограниченный Конституцией, не в таких традициях он был воспитан. При всей мягкости и добродушии он считал себя королем «милостию Божией» и не был способен превратиться в короля «милостию Закона». Поэтому он только ждал случая, чтобы покончить с порядками новой Франции.

Французская революция XVIII в.

Напряженность в обществе. Среди противников короля через три года после начала революции тоже не было единства. Крестьяне так и не получили землю в собственность и продолжали бунтовать. В результате в городах (особенно в Париже) стало катастрофически не хватать хлеба. А так как правительство перестало следить за ценами, хлеб страшно подорожал. Все это еще больше усиливало напряженность в обществе. Финансовое положение продолжало ухудшаться. Подорожали все товары, а правительство по-прежнему было в стороне. Городских бедняков (санкюлотов), многие из которых остались без работы, это обрекало на голод. Хлеб был их главным продуктом питания, а снабжение хлебом в городах ухудшалось и ухудшалось. К дверям булочных привязывали веревки, и люди, держась за них, чтобы соблюдать очередь, стояли ночи напролет.

Революционные партии-«клубы». Члены Национального собрания, депутаты-единомышленники взяли за правило собираться вместе, чтобы обсудить свои позиции и линию поведения на предстоящих заседаниях. Такие объединения получили название клубов. Депутаты самого влиятельного клуба собирались в помещении библиотеки монастыря Св. Иакова. Их стали называть якобинцами. Сначала среди них были люди разных политических взглядов, и постепенно некоторые группировки выделись из якобинского клуба.

Умеренные политики, такие как Лафайет, Мирабо, Барнав выступали за конституционную монархию в том виде, как она сложилась к осени 1789 г., и старались не допустить других изменений. Их стали называть конституционными монархистами (фейянами). Фейяны выражали интересы вольнодумствующего дворянства и финансистов-предпринимателей (в первую очередь банкиров).

Среди якобинцев выделилась группа республиканцев (сторонников республиканской формы правления). Их возглавили журналист Ж. Бриссо и философ Ж.А. Кондорсе. Лидеры этой группы прибыли из региона-департамента Жиронда. Их стали называть жирондистами. Жирондисты опирались на торговцев и промышленников крупных провинциальных городов, на возникающие средние слои общества. В политике жирондисты старались следовать «правильным» идеям, а не требованиям жизни. В начале 1792 г. они выступали за «экспорт» революции в соседние страны, за ведение революционной войны во благо французской торговли и промышленности.

Те, кто составлял руководство якобинского клуба в 1792 г., выступали за соблюдение прав народа, как политических, так и экономических. Якобинцы считали себя защитниками народа и старались прислушиваться к требованиям парижской улицы. Наиболее яркими фигурами среди них были Максимилиан Робеспьер и Жорж Дантон, причем вначале лидерство принадлежало именно последнему.

Дантон (1759-1794), молодой адвокат из провинции, прославился как вдохновенный оратор-импровизатор. Энергичный и жизнелюбивый, он отличался прекрасными организаторскими способностями, умел вдохновить и повести за собой толпу. В личных делах и в политике показывал себя не всегда разборчивым в средствах. Как государственный деятель он был незаменим в кризисных ситуациях, а страна как раз подошла к такому рубежу.

Читайте также другие темы части V «Борьба за лидерство в Европе на рубеже XVIII-XIX вв.» раздела «Запад, Россия, Восток в конце XVIII-начале XIX века»: