Драгоценные камни из стекла. Имитация драгоценных камней из стекла

Стекло - наиболее дешевый и распространенный заменитель драгоценных камней. В конце XVIII в. Штрасе предложил рецепт особого свинцового стекла, удачно заменяющего драгоценные камни: 38,2 % кремнезема, оки-си свинца 53,0 % и поташа 8,8 %. Кроме этого в смесь добавляли буру, гли-церин и мышьяковистую кислоту. Этот сплав назван стразом. Для него характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Такое стек-ло использовалось для имитации бриллиантов. Позже научились изготов-лять цветные стразы. Для получения рубинового цвета в стеклянную мас-су добавляли 0,1 % кассиевого порфира, сапфирового - 2,5 % окиси ко-бальта, изумрудного - 0,8 % окиси меди и 0,02 % окиси хрома. Были раз-работаны рецепты для получения имитаций гранатов, аметистов, шпинели.

В настоящее время стекла, имитирующие драгоценные камни, широко используются в ювелирных изделиях.

Итак, химический состав и физические свойства синтетических и соот-ветствующих им природных камней одинаковы. Однако синтетические камни - это продукт труда человека, и изготовить их можно сколько угодно.

Природные камни - творения природы, число их ограниченно, обнаружить и добыть - трудно. Именно поэтому драгоценный камень в десятки, а иногда и в сотни раз дороже своих синтетических аналогов, несмотря на то, что синтетические камни по качеству и цветовым характеристикам часто значительно превосходят природные камни.

Ювелирные камни - прекрасное творение природы и человека. Природа не поскупилась, создав глубокое спокойствие сочно-зеленых изумру-дов, умиротворенность синих сапфиров, пылкость красных рубинов, ска-зочную или страстную изменчивость белых и черных опалов, нежность ро-зовых и голубых топазов, безбрежное море цветов, оттенков, рисунков. Человек, вдохнув в них свою душу, бережно, с любовью обработав их, придал им завершенность, законченность, превратил их в настоящие про-изведения искусства, призванные нести людям радость, наслаждение, вдохновение, а не горе и слезы, не быть предметом наживы и обогащения, а свидетельством богатства и огромной духовной мощи народа.

Применяющиеся в качестве имитации стекла могут быть различной прозрачности (прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие в тонких сколах, непрозрачные) и окраски. Физические свойства их зависят от состава, в основном от содержания свинца. Показатели преломления прозрачных стекол 1,44 - 1,77; твердость 5 - 7 по шкале Мооса; плотность 2 - 4,5 г/см 3 .

Стекла изотропны, но со временем у них может появиться оптическая анизотропия. Дисперсия 0,010, в стеклах с большим содержанием свинца может быть выше.

Стекла можно отличить по присутствию газовых пузырьков различной формы, иногда свилей, сгустков красителей. Кроме чисто стеклянных имитаций применяют сдвоенные (дублеты) и строенные (триплеты) кам-ни, склеенные из стекла и натурального камня, из слабо- и густоокрашенных камней, из природного и синтетического камня. Такие подделки пре-красно видны под лупой или микроскопом: на поверхности склеивания наблюдаются пузырьки, расположенные в одной плоскости.

Стекла (и пластические массы) применяют для имитации полупрозрач-ных и непрозрачных камней: бирюзы, хризопраза, сердолика и др. Плот-ность и твердость их невысоки.

Авантюриновое стекло от авантюрина отличается физическими свойст-вами, а также наличием правильной трех- или шестиугольной формой включений медной стружки.

Имитация драгоценных камней , а именно синтетические камни в наши дни становятся более популярными. В силу того обстоятельства, что природные драгоценные камни дорого стоят и очень редки, всегда будет существовать рынок имитаций и дешевых подделок. В общем и целом назначение имитаций - обманывать людей. Их изготавливают из натуральных и синтетических материалов, которые внешне похожи на настоящие, дорогие драгоценные камни.

Имитации известны вот уже 6000 лет. Так, египтяне использовали голубой фаянс (глазурованную ) для имитации бирюзы. Римляне выдавали цветные стекла за изумруды и рубины. Во времена королевы Виктории для имитации минеральных драгоценных камней, а также и , использовались разные материалы, включая стекло и смолы.

Стекло для имитации камней

Стекло - самый подходящий материал, потому что его можно выкрасить почти в любой цвет и огранить, придав ему внешнее сходство с настоящим драгоценным камнем. Однако между стеклом и драгоценными камнями есть существенная разница. Как правило, стекло гораздо мягче драгоценного камня, за который его выдают, и поэтому, гораздо легче царапается.

В стекле могут быть пузырьки и воронки, которые легко обнаружить с помощью лупы. Геммолог без труда отличит стекло по его единственному показателю преломления (1,5-1,7), потому что драгоценных камней с единственным показателем преломления, равным этому значению, не существует.

Имитация бриллиантов

Один природный драгоценный камень можно использовать для имитации другого, более дорогого, драгоценного камня. Так, например, цитрин можно использовать для имитации топаза, а не имеющий цвета кварц или стекло - для имитации самого бриллианта. Бесцветное стекло нельзя признать хорошей имитацией бриллиантов, ибо оно недостаточно твердое и лишено свечения и сияния.

Другими имитациями бриллиантов являются кубический диоксид циркония (фианит) и появившийся сравнительно недавно . Он примерно такой же твердый, как и алмаз, по шкале Мооса его твердость составляет больше 9. Основное отличие заключается в том, что у алмаза один показатель преломления, тогда как у муассанита их два. В более крупных кристаллах муассанита это проявляется в виде удвоения фасетов павильона, если смотреть через камень, но маленькие камни муассанита, вставленные в ювелирные изделия, отличить непросто.

Известны также и другие имитации бриллиантов, включая алюмоиттриевый гранат и титанат стронция, но все они либо не имеют сверкания (шпинель, , топаз) или же наоборот сверкают слишком ярко (титанат стронция, рутил), либо очень мягкие или слишком хрупкие. Имитации можно отличить от бриллиантов благодаря тому, что они значительно хуже проводят тепло. Проверка камня с помощью прибора, измеряющего теплопроводность, сразу же натолкнет геммолога на мысль о подделке.

Составные камни: дублеты с верхним слоем из граната и склеенные изумруды. В качестве имитации камней выступают и так называемые составные дублеты. Этот способ стал применяться уже несколько веков назад и получил широкое распространение в XIX в. Слой драгоценного камня наклеивают на плотную основу. Однако чаще всего за основу берется обычное стекло, которое покрывают кварцем или другим не очень дорогим минералом.



Например, кусок зеленого стекла, поверх которого положен тонкий слой красного граната, может быть использован в качестве подделки изумруда или зеленого граната. Дублет с верхним слоем из граната состоит из двух частей, что легко может быть установлено благодаря разнице в блеске. К тому же в стекле могут присутствовать характерные для него пузырьки, которых нет в гранате.

Если смотреть на этот «камень» через верхнюю площадку, он кажется зеленым, но если смотреть на него сбоку или погрузить его в воду, становится заметным красный слой граната. Изменяя цвет нижнего, стеклянного, слоя, можно изготовить имитации драгоценных камней всех цветов. Другим композитом является склеенный изумруд, изготовленный из двух слоев бесцветного кварца, между которыми заключен тонкий слой желатина или зеленого стекла.



Составные камни: дублеты и триплеты опала.К особой категории составных камней относятся опаловые дублеты и триплеты - тонкие «бутерброды», в которых благородный опал присутствует в виде тончайшего слоя. Дублеты опала (они состоят из двух слоев) изготавливают, склеивая кусочек благородного опала, демонстрирующего игру цвета, с подложкой из неблагородного опала, кварца, халцедона, стекла или пластика. У триплетов опала, помимо подложки, есть и верхний, защитный, слой из .

Имитация опалов

Игра цвета, которой отличаются благородные опалы, - результат интерференции света на внутренней сферической структуре минерала. В 1974 г. французский ученый Пьер Жильсон впервые продемонстрировал , полученный в лаборатории. Опалы Жильсона можно отличить от натуральных камней по их пятнистости и похожим на мозаику «связкам» между цветными зернами. Американский ученый Джон Слокум синтезировал стеклянный опал, известный как «камень Слокума». Под микроскопом цветовые пятна в камнях Слокума выглядят несколько сморщенными.

Глава 6. Имитация драгоценных камней из стекла

Стекло - наиболее дешевый и распространенный заменитель драгоценных камней. В конце XVIII в. Штрасе предложил рецепт особого свинцового стекла, удачно заменяющего драгоценные камни: 38,2 % кремнезема, оки-си свинца 53,0 % и поташа 8,8 %. Кроме этого в смесь добавляли буру, гли-церин и мышьяковистую кислоту. Этот сплав назван стразом. Для него характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Такое стек-ло использовалось для имитации бриллиантов. Позже научились изготов-лять цветные стразы. Для получения рубинового цвета в стеклянную мас-су добавляли 0,1 % кассиевого порфира, сапфирового - 2,5 % окиси ко-бальта, изумрудного - 0,8 % окиси меди и 0,02 % окиси хрома. Были раз-работаны рецепты для получения имитаций гранатов, аметистов, шпинели.

В настоящее время стекла, имитирующие драгоценные камни, широко используются в ювелирных изделиях.

Итак, химический состав и физические свойства синтетических и соот-ветствующих им природных камней одинаковы. Однако синтетические камни - это продукт труда человека, и изготовить их можно сколько угодно.

Природные камни - творения природы, число их ограниченно, обнаружить и добыть - трудно. Именно поэтому драгоценный камень в десятки, а иногда и в сотни раз дороже своих синтетических аналогов, несмотря на то, что синтетические камни по качеству и цветовым характеристикам часто значительно превосходят природные камни.

Ювелирные камни - прекрасное творение природы и человека. Природа не поскупилась, создав глубокое спокойствие сочно-зеленых изумру-дов, умиротворенность синих сапфиров, пылкость красных рубинов, ска-зочную или страстную изменчивость белых и черных опалов, нежность ро-зовых и голубых топазов, безбрежное море цветов, оттенков, рисунков. Человек, вдохнув в них свою душу, бережно, с любовью обработав их, придал им завершенность, законченность, превратил их в настоящие про-изведения искусства, призванные нести людям радость, наслаждение, вдохновение, а не горе и слезы, не быть предметом наживы и обогащения, а свидетельством богатства и огромной духовной мощи народа.

Применяющиеся в качестве имитации стекла могут быть различной прозрачности (прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие в тонких сколах, непрозрачные) и окраски. Физические свойства их зависят от состава, в основном от содержания свинца. Показатели преломления прозрачных стекол 1,44 - 1,77; твердость 5 - 7 по шкале Мооса; плотность 2 - 4,5 г/см 3 .

Стекла изотропны, но со временем у них может появиться оптическая анизотропия. Дисперсия 0,010, в стеклах с большим содержанием свинца может быть выше.

Стекла можно отличить по присутствию газовых пузырьков различной формы, иногда свилей, сгустков красителей. Кроме чисто стеклянных имитаций применяют сдвоенные (дублеты) и строенные (триплеты) кам-ни, склеенные из стекла и натурального камня, из слабо- и густоокрашенных камней, из природного и синтетического камня. Такие подделки пре-красно видны под лупой или микроскопом: на поверхности склеивания наблюдаются пузырьки, расположенные в одной плоскости.

Влияние состава поверхностного слоя стеклянного электрода на характер его функции

Ученые для некоторых щелочно-силикатных стекол получили данные, характеризующие зависимость электродных свойств этих стекол от их состава...

Золь-гель метод

Золь-гель метод

Европий. Трехвалентный европий -- достаточно распространенный редкоземельный активатор кристаллов , стекол и органических растворов ...

Золь-гель метод

Важнейшими параметрами активированных стекол, характеризующими эффективность преобразования энергия возбуждения в свечение, являются квантовый и энергетический выходы люминесценции. Если для редкоземельных ионов...

Поиск оптимального содержания пигмента в покрытиях на основе алкидного лака ПФ-060

Объемы строительства в России требуют применения новых экологически чистых высокоэффективных отделочных материалов на основе недефицитных составляющих...

Синтетические ювелирные камни

В настоящее время существует ряд способов изготовления синтетических камней. Синтез драгоценных ювелирных и технических камней по способу М.А...

Имитация (лат. imitatio) – это подражание кому-либо или чему-либо; подделка. Как все редкостное, дорогое и пре­красное, драгоценные камни издревле вызывали много­численные попытки их искусственного воспроизведения. Уже Плиний писал о стеклянных имитациях различных драгоценных камней, а также об изготовлении триплетов. В 1758 г. австрийский изобретатель, химик Иозеф Штрасс смешиванием и сплавлением зеленого кремня, окиси железа, глинозема, извести и соды, получил бес­цветную массу, которую оказалось возможным гранить и шлифовать, после чего она начинала сверкать, как насто­ящие алмазы. Основой многих фальшивых камней и се­годня служит чистый, неокрашенный стеклянный сплав, получивший название по имени Иозефа Штрасса – страз. Широко используется для имитации драго­ценных камней и бутылочное, и оконное стекло, опти­ческий кронглас (щелочно-известковое стекло), оптичес­кий флинтглас, а также боросиликатное стекло. В качестве красящих веществ служат марганец, никель, медь, железо, хром и др. Другой способ имитации – дублирование, в результате чего получаются дупле­ты и триплеты. Существуют и другие типы подделок или подражаний. Например, имитировать природный опал можно, нагревая стекло и затем быстро его охлаждая (об этом писал еще Плиний), в результате чего оно покрыва­ется трещинками. Имитируют природные драгоценные камни, синтетические камни и различные искусственные продукты.

Подделка камней – изготовление искусственным путем камней, имитирующих природные минералы – драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Это синтетические камни, имитации камней. Ос­новой многих драгоценных камней служит красивый, чистый, неокрашенный стеклянный сплав (см. страз). Их можно гранить и шлифовать, после чего они приобрета­ют способность сверкать, наподобие природных минера­лов. Другой способ подделки – дублирование. Он за­ключается в том, что верхнюю (лицевую) часть, сделан­ную из настоящего драгоценного камня, наклеивают на нижнюю (тыльную) часть, состоящую из стекла, горного хрусталя или синтетического материала.

Вот основные способы имитации:

Дуплеты – имитации драгоценных камней, получае­мые из двух компонентов. Были известны еще в древнем Риме. Сегодня изготовляют дуплеты с применением опала: тонкий слой опала наклеивается на опаловую матку. Также применяют сапфировые, рубиновые и гранатовые дуплеты, когда тонкая пластинка соответству­ющего камня наклеивается сверху на стекло или синте­тическую шпинель. Их называют: дуплет сапфир-стекло или сапфиро-синтетическая шпинель и т. д. Изумруд имитаруют делая из бесцветного берилла: ограненный берилл разрезается пополам и склеива­ется с зеленой промежуточной прокладкой. Используют также бледный изумруд со связующим интенсивно окра­шенным клеем.

Искусственные смолы – материалы, используемые в качестве имитации янтаря, а также в украшениях для одежды (из них изготовляют пряжки, пуговицы и пр.)

Керамические массы – материал типа фарфора или гончарной керамики, с помощью которого мас­тера ювелирного производства удачно имитируют непро­зрачные драгоценные камни, особенно бирюзу. Кроме того из фаянса, майолики, фарфора изготовляют ныне модные украшения: броши, кулоны, браслеты, кольца, а также различные комплекты и гарнитуры.

Оптический кронгласе – щелочно-известковое стекло, используемое для имитации драгоценных камней.

Оптический флинтгласе – английский хрусталь, стек­ло, содержащее свинец; применяется для имитации дра­гоценных камней.

Полудуплеты – имитации крупных драгоценных камней, склеенные из двух таких же камней меньшего размера. Поскольку стоимость драгоценных камней воз­растает пропорционально квадрату их массы, такая ими­тация, выданная за один крупный камень, будет стоить гораздо дороже, чем оба составляющих ее мелких камня.

Резол – синтетический термореактивный полимер, представляющий собой вязкую жидкость или тверд растворимый и легкоплавкий продукт от светло-желто до черного цвета. Применяется для имитации янтаря.

Рейнкизель (рейнский кремень) – стекло, содержащее в белой или бесцветной стеклянной массе разноцветные вкрапления (шлиры). В настоящее время используете как имитационный материал в бижутерии.

Рубиновые дуплеты – имитация природного рубина путем наклеивания тонкой пластинки рубинового камня на стекло или синтетическую шпинель.

Сапфировые дуплеты – имитация природных сапфи­ров путем наклеивания тонкой пластинки сапфира на стекло или синтетическую шпинель. Их называют соот­ветственно сапфир-стекло или сапфир-синтетическая шпинель.

Смолы – сложные по химическому составу вещества, вырабатываемые смолопроизводящими деревьями и син­тетическим путем. Различаются мягкие и твердые смолы. Твердые смолы обладают такой же твердостью, как гипс, некоторые из них немного тверже, другие – несколько мягче, но большинство из них царапается ножом. Быва­ют прозрачные и непрозрачные. Один из видов твердых смол – янтарь – широко используется для произ­водства разнообразных видов украшений. Некоторые смолы применяют для имитации янтаря. Индийские мас­тера при изготовлении браслетов и некоторых других декоративных изделий используют шеллак, окрашивая смолу в желтый и др. цвета.

Титановое стекло (флинтгласе) – стекло, в ко­тором окись свинца заменена окисью титана. Использу­ется для имитации природных минералов.

Триплет – имитация драгоценных камней, со­стоящая из тонких слоев природного камня, который вклеивается между двумя кусочками горного хрусталя. Например, триплет кварц-опал-кварц. Подделки под дра­гоценные камни были известны уже в Древнем Египте и Риме времен Плиния. Плиний писал об изготовлении триплетов: «Настоящие от поддельных отличить очень трудно, так как изобретен способ фальсифицировать геммы определенного рода, используя для этого подлин­ные камни. Так, научились столь искусно склеивать из трех разных гемм сардоникс, что обнаружить это невоз­можно, хотя его черный, белый и суриково-красный цвета на самом деле все принадлежат различным кам­ням».

Фаянс (франц. faience, от назв. итал. города Faenza – Фаэнца, где производился фаянс) – керамика из беложгущихся глин, покрытая бесцветной глазурью с белым плотным мелкозернистым, непросвечивающим в тонком слое черепком. Из фаянса изготовляют броши, кулоны, серьги, браслеты, гарнитуры, чаще всего распи­санные красками и покрытые глазурью, или декориро­ванные налепами (лепкой). Фаянс служит отличным ма­териалом для имитации природной бирюзы.

Фенопласты – пластмассы на основе феноло-формальдегидных смол. Легко поддаются обработке и окра­шиваются в любые цвета. По внешнему виду могут ими­тировать (см. Имитация) природные камни, в том числе жемчуг, коралл, преламутр, стекло и другие материалы. Применяются для изготовления бус, серег, колец, бро­шей, браслетов и др. недорогих украшений.

Флинтгласс (свинцовое стекло) – материал, исполь­зуемый для имитации драгоценных камней. Состоит из окислов калия или натрия, окиси свинца. Для имита­ции бриллианта иногда применяют свинцовое стекло та­кого состава: 38,2% кремнезема, 53,3% окиси свинца, 7,8% карбоната калия и небольшое количество др. ве­ществ. Этот состав дает очень высокие показатели пре­ломления света. Раньше такой материал называли стра­зом. Из флинтгласса делают дешевую стеклянную бижутерию. При умелой огранке камни из флинт­гласса красивы. Добавка свинца увеличивает преломле­ние света и дисперсию. Но эти имитации мягки, в связи с чем в процессе носки при трении быстро теряют полировку, царапаются, страдают от сернистых окислов, присутствующих в атмосфере. Со временем украшения приобретают коричневатый оттенок.

Фосфорное стекло – стекло, в состав которого входят те же компоненты, что в кронгласе, но часть крем­незема заменяется окисью фосфора. Используется для имитации драгоценных камней.