Формы огранки камней и названия. Огранка драгоценных камней: Классические виды клиньевой огранки

Красотой наделяет камень сама природа, но для того чтобы эта красота проявилась, необходимо придать самоцвету форму. Этим занимаются огранщики. Огранка драгоценных камней придает им блеск и цвет, она выражает яснее оптические эффекты и сильно влияет на стоимость готового изделия. Какие же бывают виды огранки драгоценных камней?

Виды огранки драгоценных камней

Прежде чем разбираться с этим вопросом, выделим, на что же все-таки может повлиять огранка. В зависимости от характеристик минерала для использования его в ювелирном деле применяются различные типы огранки камней. Они будут влиять на то, как камень себя покажет и сколько он будет стоить. Например, для алмазов самая лучшая огранка - это круглая, или бриллиантовая. Но такая форма обладает некоторыми недостатками, в частности, при ее получении спиливается значительная часть минерала. А поэтому он сильно теряет в весе, а, следовательно, и в цене.

Иногда такая огранка видоизменяется для того, чтобы оставить как можно больше исходного материала. При этом декоративные свойства также страдают. Поэтому их разделяют на подгруппы.

Для некоторых камней, обладающих оптическими эффектами, в частности, кошачьим глазом и астеризмом используется огранка кабошон. Она является одной из самых древних и позволяет раскрыть наилучшие характеристики цвета камня, при этом делая его блеск тусклым, а сам минерал непрозрачным. Кабошоном также ограняют камни из категории поделочных и полудрагоценных.

И для изумрудов была придумана своя огранка. Дело в том, что этот камень обладает несколько иными характеристиками, чем бриллиант. Изумруды в природе нередки, имеют крупную форму, а главным критерием их оценки является цвет.

Помимо того, что огранку нужно правильно подобрать, выполнить ее также важно качественно. Как правило, ограняются минералы, твердость которых достаточна для того, чтобы их можно было полировать. При этом чем камень тверже, тем труднее выполнить его огранку. Бриллианты ограняются только алмазами.

Виды ограночной обработки

Помимо форм, огранка отличается также и видами:

  • фацетная огранка;
  • гладкая шлифовка;
  • смешанная.

Фасетная огранка состоит из множества мелких граней, благодаря чему и обретает свои основные черты. Применяется для прозрачных камней и имеет множество форм, большинство из которых можно объединить в две основные группы: бриллиантовая круглая огранка и ступенчатая угловатая.

Бриллиантовая огранка считается наивысшим показателем искусности мастера шлифовки. Ступенчатая применяется для камней, которые имеют средние тона цвета, так как в этом случае получается лучше его передать.

Гладкая шлифовка может быть выпуклой ровной, в виде кабошона или шара. Используется для огранки таких камней, как малахит, агат и другие непрозрачные. Применяется с целью оживить поверхность, раскрыть красоту неприметного минерала, отшлифовать его.

Кабошон, в свою очередь, привлекает внимание своей формой. Обычно тот или иной тип подбирается в зависимости от рисунка и других характеристик минерала.

Работа ювелиров по огранке камней

Смешанная огранка представляет собой смесь двух других, может быть разных форм, например, круглой, овальной, конической, многоугольной. Существуют и фантазийные типы, а также формы, подражающие каким-либо предметам, если того требует дизайнерское решение всего украшения.

Формы огранки

Помимо основных трех видов, они также имеют дополнительное разделение на подвиды и формы. Существуют как разные формы фасетной огранки, так и смешанной. Вот основные типы огранки драгоценных камней.

  • Кабошон. Эта технология известна еще с древности. В те времена от камня отрезали кусок и придавали ему форму круга или овала путем шлифовки. Поступают так и сейчас в отношении минералов, которые не пропускают свет и для которых прозрачность не имеет особого значения. При этом нижняя часть камня может быть как выпуклой, так и ровной. Это делается для того, чтобы максимально скрыть недостатки камня и подчеркнуть его достоинства. С помощью кабошона можно придать камню необходимый оттенок. Вогнутая нижняя поверхность сделает его светлее, а ярким становится камень, ограненный двойным кабошоном с выпуклой нижней частью. Такой эффект, как звездчатость также лучше всего проявляется в кабошонах, потому что основным условием для появления звезды является именно криволинейная поверхность камня. В некоторых случаях эта огранка является лучшим решением при условии, что фасетная не подходит из-за каких-либо дефектов поверхности минералов.
  • Бриллиантовая, или круглая огранка. Этот тип огранки был изобретен в Голландии в XVII веке, и основной задачей его было показать бриллианты в наиболее выгодном свете. Такой тип представляет собой две многогранные пирамиды с одним основанием: снизу пирамида полная, сверху - в усеченном виде. Верхушка выполняется в виде многоугольника. Мелкие камни чаще всего имеют 17 граней, это самое минимальное количество для такого вида огранки. Распространенной считается огранка с 57 гранями: 23 на павильоне, то есть нижней части, и 33 сверху. Большие минералы могут иметь даже 240 граней. Обычно этот способ применяется для огранки алмазов и позволяет показать их игру света и блеск во всем великолепии. Как правило, огранка используется не только для бриллиантов. Ее очень часто применяют и для других драгоценных камней, а также для имитаций алмаза. Например, известная компания Сваровски первая начала использовать эту огранку для обработки самого известного заменителя бриллианта - фианита.

Другие виды

  1. Овальная огранка. Используется чаще всего для серег, колец, браслетов, ожерелий и подвесок. Является разновидностью круглой огранки, которая в шестидесятые годы широко вошла в обиход ювелирных украшений. Имеет грани-клинья большой площади и вытянутую форму, что делает более выраженным блеск и переливы оттенков. Находясь в кольце, визуально удлиняет и утолщает пальцы.
  2. Маркиз. Этот вид огранки был назван в честь маркизы де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV. Что интересно, несмотря на то, что в русском языке это звучит как мужской титул, на самом деле происхождение названия, используемого для формы драгоценных камней, относится к женскому роду. По форме она больше напоминает лодочку, но ее происхождение несколько другое - эта огранка должна была увековечить кокетливую улыбку маркизы. Такое кольцо с камнем также визуально удлиняет пальцы. Однако в этом случае с украшением надо быть аккуратными, потому что клиновидные концы уязвимые и очень хрупкие.
  3. Огранка груша. Вид обработки камней, который в себе объединяет несколько, в частности, огранку маркиз и круглую. Используется чаще всего для серег, кулонов или ожерелий. Имеет один суженый конец, который должен быть защищен в оправе. Как и все остальные огранки подобного типа, удлиняет палец или шею, в зависимости от изделия.
  4. Принцесса. Как и круглая огранка, принцесса передает игру света в камне, но при этом имеет форму прямоугольника. Придумана она была в конце шестидесятых годов и с тех пор является весьма популярной. При обработке таким способом самородок теряет меньше исходного веса и соответственно стоит несколько дешевле. Принцесса чаще всего используется для колец, в этом случае углы должны быть защищены, так как являются очень хрупкими.
  5. Изумруд. Огранка представляет собой прямоугольник и применяется для самоцветов большого размера и очень высокой чистоты. Это связано с тем, что в этом случае любой недостаток невозможно будет скрыть. Несколько уступает огранке в форме круга или принцессе по сиянию, но превосходит их по яркости отдаваемых вспышек света. Используется для колец, браслетов, подвесок, ожерелий и серег. Именно ею ограняются изумруды.
  6. Ашер. Представляет собой квадратную разновидность изумруда, но имеет больше ярусов и граней. Была придумана братьями Ашер, пик ее популярности пришелся на 30-е годы. Количество граней варьируется и зависит от веса камня. Используется для колец, серег, браслетов и ожерелий.
  7. Радиант. Камень имеет вид шестиугольника-квадрата или прямоугольника со срезанными углами. Включает черты огранок принцессы и изумруда. Используется для того, чтобы показать прозрачность камня, игру цвета, блеск, но в основном большие размеры. Чаще всего применяется для мужских украшений, например, перстней, визуально укорачивает пальцы. Может также использоваться для серег и кулонов.
  8. Сердце. По технике близка к грушевидной, играет на свету. В основном используется для романтических подарков. Очень важно соблюдать пропорции, иначе камень будет хрупким.
  9. Триллиант. Представляет собой вид треугольника с равными сторонами и острыми или сглаженными углами. Была придумана в Голландии. Это самый молодой способ по сравнению с другими основными видами. Количество граней различное, так же как и их форма, которая может быть разной в зависимости от замысла мастера и размеров самоцвета.

На самом деле разнообразие типов огранок не ограничивается основными видами. Достаточно много их вариаций или же вовсе фантазийных форм. В некоторых случаях могут выполняться под заказ и необычные формы камней.

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую , фасетную и смешанную .

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую , и фантазийную .

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре) , часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион . Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза : у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.

Относится к полудрагоценным камням. Хотя есть среди топазов камни с именами, знаменитые экземпляры по праву считающиеся драгоценными камнями. Согласно легенде, этот драгоценный камень был обнаружен на острове Топазон, находящемся в Красном море неподалеку от Эфиопии. А первооткрывателями самоцветов были моряки, потерпевшие кораблекрушение около туманного острова. Именно этот участок земли, где впервые был найден минерал, и дал название камню.

Сегодня слезы ангела , так еще называют топаз, привлекают внимание ювелиров и дизайнеров одежды. Украшения с топазом радуют нас своей неповторимостью. Самые именитые модельеры используют сверкающие россыпи в своих коллекциях, ими украшают предметы гардероба и даже обувь. Такие стильные новинки – мечта любой модницы.

Топаз: физические свойства

Согласно показаниям шкалы Мооса, твердость топаза равняется 8. Этот минерал с большим удельным весом, а плотность его составляет 3,5. Высокие значения плотности и твердости означают, что его можно поцарапать, разве только алмазом, а на хрустале или кварце он сам может оставить след. Топаз имеет блеск и слегка похож на горный хрусталь. Сами по себе кристаллы топаза правильной геометрической формы и огранку обычно исполняют в виде ромбической призмы, пирамиды. Сам минерал может быть либо мелкозернистым, либо залегать в виде крупных частиц, вес которых достигает десятки килограмм.

Еще одно физическое свойство топаза – способность к электризации, происходит это в результате трения, сжатия и нагревания. Сила явления напрямую зависит от условий произрастания, некоторые топазы достаточно просто сжать пальцами или слегка потереть чем-либо о грань, и в веществе возникнет разность напряжений. Некоторые природные топазы содержат газовые включения, которые в виде пузырьков или трещинок располагаются внутри.

Какого цвета может быть топаз?

Натуральный фторсиликат алюминия бесцветен , но если в его кристаллическую структуру вклиниваются посторонние элементы, например, железо, титан, хром или ванадий, он приобретает легкий оттенок. Такие примеси становятся причиной появления розовой, голубой, желтой или полихромной окраски. Но в природе также встречается разновидность очень темного винно-красного камня, напоминающего рубин. Самыми редкими считаются фиолетовые камни. Цвет топаза чистый и глубокий, этим он отличается от других полудрагоценных камней.

Несмотря на то, что именно цветные топазы ценятся более всего, у них есть одна особенность, являющаяся основополагающим фактором условий их хранения. Под воздействием интенсивного ультрафиолетового излучения топазы «стареют», этот термин подразумевает полное обесцвечивание. Таким образом, ювелирные изделия с топазом лучше не оставлять на пересечении прямых солнечных лучей. К счастью, после пребывания в абсолютной темноте окраска топаза может восстанавливаться.

Не только топаз обладает желтой модификацией, но и другие минералы, например, цитрин , который часто маскируется под своего полудрагоценного и достаточно твердого аналога. А это не что иное, как обычный кварц. Только опытные ювелиры могут находить отличия. Естественно, химическую природу кристаллов точно определяют физико-химическим путем. К тому же, топазы, в отличие от цитринов, славятся медовой насыщенной окраской. Главное отличие этого минерала – уникальные оптические характеристики.

Самые известные месторождения топаза

Месторождения топазов встречаются по всему миру, в зависимости от места расположения и условий произрастания изменяется их химический состав, а значит и цвет. Камни, найденные на поверхности, подвержены интенсивному влиянию солнечных лучей, поэтому они всегда бесцветны. Чем глубже залегает месторождение, тем интенсивнее окраска камней.

Большие драгоценные залежи на сегодняшний день найдены на острове Шри-Ланка, в Индии, Бирме, Японии, Монголии, Великобритании, США, Мексике, в некоторых странах Европы. Но самые качественные и дорогие разновидности добывают в Бразилии. Раскопки находятся в Оуро-Прету и Диамантине. Всемирно известный источник – шахта Минас-Жерайс, именно здесь добывают кристаллы гигантских размеров. В России месторождения сосредоточены в разных местах: на Урале, в Якутии, Забайкалье и в Сибири. Наибольшую ценность представляет продукция винно-желтого, розового, темно-красного и фиолетового цветов, которую находят по берегам рек Каменки и Санарки.

Сколько стоит топаз?

Как и все драгоценные камни, топазы измеряют каратами. Их цена варьируется в широких пределах и начинается с 5 долларов за карат. Лидируют по стоимости красные топазы, похожие на рубины, цена за карат подобной роскоши равна 700 долларов. Розовато-желтые сверкающие камни, найденные в Бразилии, также ценятся дороже остальных, цена за один карат варьируется в пределах 100-300 долларов. Самые доступные – бледно-голубые и бесцветные камешки, хоть они не менее качественные и красивые.

Поскольку структура топаза допускает большой диапазон изоморфных замещений, то при определенных условиях можно вводить в кристаллическую решетку различные добавки. В частности, в бесцветный от природы кристалл вводят небольшие количества титана и гидроксильных групп, при этом он становится розовым. Но отличить искусственно подкрашенный камень от получившего окраску естественным путем невозможно.

Существует также способ облучения, который насыщает нежно-голубые кристаллы дополнительными дефектами и придает им более насыщенный синий цвет. Эти камни очень красивы и считаются воплощением небесной голубизны или сочности аквамарина . Подобная продукция маркирована особыми наименованиями: голубые известны, как «Sky Blue» , темно-голубые – «Swiss Blue» , а темно-синие – «London Blue» .

Виды огранки топаза

Топаз иногда используют в первозданном необработанном виде, что свойственно далеко не всем полудрагоценным камням. Природа закладывает свою удивительную огранку, которая выглядит богато и красиво. Но камни также и обрабатывают, им придают бриллиантовую, изумрудную или фантазийную огранку.

Чаще всего используемая технология зависит от цвета материала: голубым и желтым разновидностям предпочтительно придают форму овала, груши, триллиона, розовым и коричневым топазам – ступенчатую овальную или клиньевую.

После обработки грани становятся настолько идеальными и скользкими, что камни могут очень легко выскользнуть из рук. Полировка позволяет раскрыть всю эстетическую ценность природного минерала.

Самые дорогие топазы мира

Самым большим официально зарегистрированным топазом в мире считается камень размером в 31 тысячу карт. Называется он , был найден в Бразилии и хранится там, по сей день.

В топ десятку самых крупных и дорогих драгоценных камней, известных во всем мире, входит Американский Золотой Топаз. Это экземпляр ограненного желтого топаза, размер которого достигает 22892 карат, а масса более 4,5 кг. Большой кусок породы также был добыт в Бразилии. Сегодня данный экземпляр является музейным экспонатом и выставлен на обозрение в Национальном заведении естественной истории в Вашингтоне. Однако эксперты держат в тайне точную цену этого уникального камня.

Топаз Азул – это Голубой топаз , именно так переводится словосочетание с португальского языка. Он имеет очень насыщенный цвет аквамарина, такой оттенок очень редкий для стандартных бледно-голубых топазов, а потому этот экземпляр известен во всем мире. Данную драгоценность миру тоже подарила Бразилия. Неизвестно, сколько весил великан до процесса огранки, но сегодняшний его размер составляет 8225 карат. Специалисты не исключают тот факт, что такой насыщенный синий цвет удалось получить после термической обработки. Но это не умоляет оценочную стоимость уникального камня невиданной красоты. Данный шедевр пополнил двадцатку моделей Королевской Коллекции Европы и неоспоримо является внушительной ценностью.

Известен исторический факт того, что в 1965 году на одном из небольших Волынских месторождений в Украине был обнаружен винно-желтый кристалл , масса которого равнялась 117 кг. Однако, на сегодняшний день, его судьба остается неизвестной.

Сверкающие топазы настолько роскошны, чисты, что в истории известны случаи имитации с их помощью более дорогих камней. Знаменитую португальскую корону украшал огромный алмаз «Браганца », весивший 1680 карат. И только через несколько столетий специалисты обнаружили, что этот камень не что иное, как большой топаз.

Известен также топаз «Сказка» , который считается королем в царстве уникальных минералов не за счет самого большого размера, хотя его вес и достигает 2,2 кг, а за счет уникальных включений флюорита в центральной части, которые напоминают форму соцветий одуванчика. Сегодня драгоценный самоцвет хранится в Москве и оценен в 200 тысяч рублей.

Топаз - магический камень

У этих величественных камней очень сильная энергетика, поэтому подходят изделия из топаза сильным духом личностям. Можно смело использовать такое изделие в качестве талисмана. Считается, что его положительное действие способно исцелять человека от различных болезней, внушать оптимизм и дарить хорошее настроение.

В древности топаз считали камнем благоразумия и безмятежности. Даже философы современности говорят об этом талисмане, как о камне мудрости и либерализма. Он делает человека рассудительным, отгоняет злые мысли и способствует развитию интуиции. Несомненно, топаз – один из немногих явлений природы, которые позволяют человеку исцелиться и душой, и телом.

Топаз и знаки зодиака

Не существует знаков зодиака, с представителями которых конфликтовал бы данный минерал. Однако, он создает дружественную идиллию со Скорпионами, Овнами, Раками, Козерогами. Он помогает скромным по натуре людям раскрепоститься, а вспыльчивым натурам – утихомирить свой гнев. Данный камень, словно щит, укрепляет уязвимое биополе человека.

Лечебные свойства топаза

Сторонники нетрадиционных методов лечения считают, что энергетика камня полезно влияет на сердечно-сосудистую и костную системы человека, состояние крови и гормональный фон в целом. Медики вынуждены лишь согласиться с этим необъяснимым явлением, которое действительно наблюдается на практике. Известны случаи, когда топаз помогал излечивать паралич, анемию, артриты суставов и болезни позвоночника, экзему, эпилепсию и различные отклонения женской половой системы. Процесс лечения прост, он не требует каких-либо особых физиологических процедур с использованием кристаллов. Достаточно просто иметь при себе изделия с топазом. Непосредственная близость камня укрепляет иммунную систему человека, а женщинам позволяет бороться с бесплодием. Однако положительный эффект будет заметен не сразу, а только через продолжительное время.

Применение топаза

Естественно, топаз, как драгоценный камень , находит широкое применение в ювелирном деле. Это красивое украшение считается универсальным и не требует соблюдения вечернего образа, как аристократичный бриллиант. Он подойдет к любому наряду.

Ювелиры - квалифицированные мастера, способные увидеть в мутном осколке минерала прекрасный драгоценный камень и придать ему великолепную форму. Виды классической огранки драгоценных камней сегодня используются многими мастерами каменного дела и включают в себя три основных типа огранки - кабошон, круг и фацетная - которые, в свою очередь, подразделяются на 250 разновидностей. Конкретный тип обработки подбирается ювелиром в зависимости от определенных факторов: размера и вида минерала, его чистоты, твердости, оптических свойств и умений и навыков самого мастера.

Ниже представлен список видов камней, используемых мастерами всего мира.

Кабошон

Самый древний вид огранки драгоценных камней, при которой минералу придается выпуклая форма без фацетов. Обычно такой тип обработки используется для огранки непрозрачных либо полупрозрачных вставок, минералов с эффектом «кошачьего глаза». Огромную роль играет качество полировки и шлифовки камня, поскольку главным требованием к кабошонам является идеально гладкая поверхность.

Круг

Круг - классическая огранка драгоценных камней. Виды другими способами появились значительно позже ее. Впервые круглая огранка была придумана в 1900 годах. Именно в это время были изобретены алмазные пилы, которые дали мастерам-ювелирам возможность работать с алмазами и с их помощью обрабатывать другие алмазы, превращая их в бриллианты.

Круглая огранка камней и ее виды, разнящиеся в зависимости от количества граней, помогают создать уникальные и оригинальные украшения. Оптимальным видом считается огранка в 57 фацет - она придает бриллиантам блеск и показывает всю красоту и игру света в их гранях. Наиболее максимально такая огранка ценится при перекупке камней. Небольшие камни обрабатываются в 33 грани или 17 граней.

Большая потеря веса камня - характерная особенность данного типа огранки. Обработка минерала забирает порядка 50% первоначальной массы.

Овал

Виды огранок драгоценных камней включают в себя одну из разновидностей круглой обработки - овал. Ювелиры используют ее в основном для круглых самородков. Впервые овальная огранка появилась только в 1960-х годах.

Груша

Несмотря на столь необычное название, камни, обработанные таким образом, больше напоминают каплю. Боковые фацеты выполнены в виде клиньев, верхняя площадка гладкая, что обеспечивает игру света. Таким образом обрабатываются как средние, так и крупные камни. Груша подразделяется на такие виды огранок ювелирных камней, как бриолет и капля.

Маркиз

Данный вид обработки драгоценных камней был назван в честь маркизы де Помпадур - фаворитки короля Людовика XV. Кокетливая улыбка всемирно известной красавицы была увековечена в овальной огранке драгоценностей с продолговатыми, заостренными кончиками. По форме обработанные таким образом камни больше похожи на лодочку.

Ограненные под «маркиза» камни очень хрупкие: их удлиненные кончики легко можно сломать, поэтому такие украшения носятся очень аккуратно.

Багет

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя прямоугольную обработку - багет. По сути, он является показателем качества, поскольку показывает как минусы, так и плюсы камня. Во вставках такой формы невооруженным глазом можно заметить внутренние дефекты или ошибки огранки. По этой причине при выборе подобных украшений желательно обращать внимание на качество обработки камня.

Принцесса

Для «принцессы» характерна необычная игра света в камне, но при этом она выполняется в квадратной либо прямоугольной форме. Впервые появилась в 1960-1970 годах. Стоимость такого камня меньше, поскольку во время огранки он практически не теряет в весе. Бриллианты обрабатываются в форме «принцесса» для украшения обручальных колец. При помещении камня в оправу стараются закрыть прямые углы, поскольку они являются наиболее хрупкими.

Октагон

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя восьмигранную обработку. Самой популярной считается изумрудная огранка, защищающая минералы от сколов и повреждений, показывая с выигрышной стороны чистоту и оттенок камня.

Изумруд

Такой тип огранки представляет собой прямоугольник со срезанными углами и большими фацетами. Используют его в основном для обработки крупных камней идеальной чистоты, поскольку спрятать изъяны самородка за большим количеством граней невозможно. Не так играет светом, как круглая огранка или огранка «принцесса», но по яркости и силе преломляемых вспышек значительно их превосходит.

Триллион

Самая эффектная огранка драгоценных камней. По форме напоминает треугольник с клиньями. В зависимости от дизайна готового украшения, характеристик самоцвета и фантазии и умения ювелира могут меняться количество фацетов и форма камня, то является преимуществом триллиона. Впервые такой вид огранки был придуман в Амстердаме, а на сегодняшний день он является самым популярным в мире.

Сердце

Сложные и дорогостоящие виды огранок драгоценных камней включают данный тип - сердце. Используют его только при изготовлении эксклюзивных украшений. Красота каменного сердца зависит от мастерства ювелира, поэтому при выборе таких изделий в первую очередь смотрят на ровность контура.

Кушон

Нередко такой вид огранки драгоценных камней именуется античной, или антиком. Ювелиры прибегают к нему в тех случаях, когда требуется сохранить изначальный вид минерала. К примеру, практически все бриллианты огранялись именно в такой форме.

Радиант

Внешне камень, которому придали такую огранку, похож на квадрат или прямоугольник с обрезанными углами. Радиант объединяет в себе черты таких огранок, как "изумруд" и "принцесса". Ювелиры применяют его для минералов, которые должны быть показаны во всей красе: игра света, цвет, чистота, прозрачность и размеры камня демонстрируются при такой обработке. Такая огранка имеет больше мужественный и брутальный характер, поэтому ее нередко выбирают для создания мужских украшений. Визуально такие изделия укорачивают фаланги пальцев.

Ашер

Квадратные виды огранок драгоценных камней включают такую разновидность, как Ашер. Он во многом похож на Изумруд, но имеет большее количество фацетов. Изобретена такая огранка была в 1902 году в Бельгии братьями-мастерами по камню Ашер, наиболее популярна она стала в 1930 годах. В зависимости от размера камня изменяется количество граней. С ограненными в таком виде камнями изготавливаются изделия в стиле ар-деко.

Зачем обрабатываются драгоценные камни?

Огранка - механическая обработка полудрагоценных и драгоценных самоцветов, проводимая с целью придания камням нужной формы и строения, которые обеспечивают полное проявление особенностей материала. Во время процесса обработки на поверхности камня формируются правильные геометрические поверхности, которые складываются в нужную фигуру.

Огранка создает игру света, при которой демонстрируется оптимальное восприятие блеска и цветовой палитры самоцветов. Большое количество граней и их расположение гарантируют переливчатый световой эффект. Формирование и расположение фацетов и поверхностей многократно преломляет и отражает световые лучи, фокусируемые камнем. Цветовые переливы дают составляющие оттенки спектра, на которые раскладываются преломленные лучи.

Ограночная технология и обработка драгоценных и полудрагоценных камней с ее помощью подразумевает под собой два основных элемента: вид граней и внешнюю форму камня. Виды и формы огранки драгоценных камней на сегодня многочисленны, однако сам процесс придания самоцвету нужной формы очень трудоемок и длителен. Минимальное число фацетов составляет 30, а в сложных формах оно может достигать 240. При этом каждая из них должна быть выполнена под идеально правильным углом и с ровной поверхностью.

Исключая игру света в камне, огранка должна соответствовать нескольким критериям. Это:

  • Шлифовка материала.
  • Минимальная потерянная масса.
  • Проявление формы и колорита.
  • Соответствие камня всему украшению по цвету, форме, стилю.

В зависимости от типа камня, его размера и назначения готового украшения ювелир подбирает определенную форму огранки. Для некоторых видов камней - к примеру, изумрудов и бриллиантов - имеются свои формы огранки, для других используются любые типы.

Придать любому украшению благородный и привлекательный внешний вид может огранка драгоценных камней. Виды и способы обработки самоцветов изобретались и совершенствовались веками, и каждый из них обладает своими характерными особенностями. Без огранки любой, даже самый дорогой и будет казаться безделушкой. Только в руках настоящего мастера-ювелира самоцвет получает вторую жизнь и радует людей своей красотой, изяществом и неповторимостью.

Поскольку в постах о ювелирных камнях постоянно мелькают различные виды огранок, мне показалось разумным, посвятить этому пост.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Император Август, древнеримская камея
Древняя инталия

Прозрачные Виды огранки самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.

Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.