Мнение после опроса по экологии. Социологическое исследование экологического состояния окружающей среды

Подводя итоги уходящего года, который, как известно, был объявлен Годом охраны окружающей среды, Блогер против мусора приглашает вас принять участие в опросе. По его результатам мы узнаем, как общество воспринимает экологическую ситуацию в своём регионе и изменилась ли она в положительную (а может быть и в отрицательную) сторону за этот год.

Нам важно ваше участие!


1. Как бы Вы оценили экологическую ситуацию в нашем населенном пункте, местности?
Экологическая ситуация благополучная. Экологических проблем нет;


Затрудняюсь ответить.

2. Как бы Вы оценили экологическую ситуацию в стране в целом?;
Экологическая ситуация благополучная. Экологических проблем нет;
Есть отдельные экологические проблемы;
Экологическая ситуация близка к катастрофической;
Затрудняюсь ответить.

3. По Вашему мнению, что сегодня представляет наибольшую экологическую опасность для окружающей среды в нашем регионе? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Бытовые отходы;
Транспорт;
Промышленные отходы;
Вырубка лесов и парков;
Промышленные предприятия;
Объекты энергокомплекса (АЭС, ГЭС, ТЭЦ);
Ничего из этого не представляет опасности;
Другое (укажите);
Затрудняюсь ответить.

4. По Вашему мнению, как изменилась экологическая ситуация за последние год-два в нашем населенном пункте, местности?



Затрудняюсь ответить.

5. По Вашему мнению, как изменилась экологическая ситуация за последние год-два в стране в целом?
Экологических проблем стало значительно меньше;
Некоторые экологические проблемы решены, некоторые остались нерешенными;
Экологических проблем стало значительно больше;
Затрудняюсь ответить.

6. Как, на Ваш взгляд, изменится экологическая ситуация в нашем населенном пункте в ближайшие 2-3 года: улучшится или ухудшится?
Произойдет существенное улучшение ситуации;
В чем-то ситуация улучшится, в чем-то ухудшится;
Произойдет существенное ухудшение ситуации;
Ситуация в целом не изменится;
Затрудняюсь ответить.

7. По Вашему мнению, от кого, прежде всего, зависит улучшение экологической ситуации в нашем населенном пункте? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Федеральная власть, правительство в целом;
Сами люди;
Местная власть (города, района);
Региональная власть (губернатор, глава администрации региона);
Специальные правительственные службы (Минприроды, экологическая полиция, МЧС и др.);
Предприятия;
Общественные организации, в том числе экологические;
Затрудняюсь ответить.

8. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: техногенные катастрофы на предприятиях нашего города/района
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

9. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: ухудшение качество воздуха
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

10. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: ухудшение качества питьевой воды
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

11. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: ухудшение состояния лесов, парков
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

12. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: появление новых свалок/ рост количества мусора во дворах/ придомовых территориях
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

13. По Вашему мнению, в чем состоят приоритеты экологической политики России? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Ликвидация свалок бытовых и промышленных отходов, организация переработки мусора
Внедрение экологичных технологий на производстве и сокращение промышленных выбросов;
Восстановление лесов;
Улучшение качества питьевой воды и состояния водоемов;
Расширение сети национальных парков и заповедников;
Охрана редких животных и борьба с браконьерством;
Затрудняюсь ответить.

14. В апреле 2013 г. глава Минприроды России Сергей Донской назвал ключевые направления деятельности министерства. Какие инициативы Министра Вы считаете наиболее важными? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Борьба со свалками бытовых и промышленных отходов;
Снижение выбросов озоноразрушающих веществ;
Эффективная борьба с лесными пожарами;
Ужесточение ответственности за браконьерство;
Реабилитация озера Байкал;
Затрудняюсь ответить.

15. Что из ниже перечисленного Вы лично готовы предпринимать для улучшения экологической ситуации в вашей местности? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Соблюдать чистоту на улицах;
Соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и парках;
Бережно относиться к воде в быту;
Осуществлять раздельный сбор мусора;
Участвовать в посадках деревьев в лесах и парках;
Экономить энергию в быту;
Пользоваться экологичными видами транспорта/ использовать экологичное топливо;
Затрудняюсь ответить.

16. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: осуществлять раздельный сбор бытового мусора
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

17. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: сдавать в магазины использованные пластиковые бутылки из-под напитков за небольшую компенсацию
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

18. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: сдавать старую бытовую технику в специальные пункты приема для дальнейшей утилизации
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

19. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: собирать и сдавать макулатуру в специализированные пункты приема
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

20. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: собирать и сдавать использованные батарейки в специализированные пункты приема
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

21. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: повышение качества питьевой воды для населения
Скорее будут способствовать;

Затрудняюсь ответить.

22. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: создание системы по переработке мусора, упаковки и бытовой техники
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

23. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: создание новых заповедников и национальных парков
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

24. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: восстановление популяции редких видов животных и повышение штрафов за браконьерство
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

25. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: внедрение экологичных технологий на производстве
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

26. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: масштабная ликвидация мусора в Арктике
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

27. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: Ежегодный экологический рейтинг городов (рейтинг выявляет ключевые проблемы городов и формирует пути их решения);
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.


Комплексная анкета

по выявлению состояния экологической культуры учащихся.

I. Мотивационный компонент:


  1. Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?
· требования учителей;

· любовь к природе;

· стремление быть полезным;

· сознание личной причастности к делу охраны природы;

· требования родителей;

· пример других людей;

· интерес к экологическим проблемам;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_______________________________________________________________


  1. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?
· да

· не совсем убежден;


  1. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
· да, считаю;

· скорее да, чем нет;

· скорее нет, чем да;

· нет, не считаю.


  1. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?
· постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;

· иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях ;

· не интересуюсь этими проблемами;

· делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике;

· занимаюсь в природоведческом кружке;

· провожу исследования в природе;

· затрудняюсь ответить.


    Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
· не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;

· не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;

· экологическая деятельность – это очень трудно;

· большая загруженность другой работой;

· осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;

· я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

· затрудняюсь ответить;


  1. Что обычно определяет Ваше поведение в природе?
· никогда не задумывался над этим;

· бережное отношение к растениям и животным;

· стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;

· осознание долга за сохранение всего живого;

· стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;

· стремление насладиться красотой природы;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_______________________________________________________________

II. Аксиологический компонент:


  1. Какую ценность имеет природа для общества человека?

  1. Какую ценность имеет природа лично для Вас?

  1. В чем заключается общечеловеческая ценность природы?
· в том, что она является главным условием жизни человека

· в том, что она критерий прекрасного в жизни;

· в том, что она дает человеку пищу и одежду;

· в том, что она источник вдохновения в деятельности человека;

· в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_________________________________________________________________


  1. Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?

  1. В чем заключается нравственная ценность природы?

  1. В чем заключается познавательная ценность природы?

  1. В чем заключается эстетическая ценность природы
III. Гностический компонент:

1. Что такое экология?

· наука о взаимодействии человека и природы;

· система знаний об экосистемах;

· наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;

· сведения об экологических проблемах;

2. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?

3. Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?

· всегда;

· иногда;

· очень редко;

· никогда.


  1. Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?

  1. Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?

  1. Оцените свой уровень экологической культуры
· высокий;

· средневысокий;

· средненизкий;

· низкий;

· затрудняюсь оценить.

МЕТОДИКА 5.

Диагностика педагогов.

На сколько лично ваше поведение экологично.

Если решили заниматься экологическим образованием, подумайте, а насколько лично ваше поведение «экологично»? в быту, во время отдыха на природе? Попробуйте искренне (для себя) ответить на следующие вопросы и проанализировать свои ответы . Ставьте баллы от 0 до 3.

1. Часто ли вы общаетесь с природой, и возникает ли у вас потребность в таком общении?

2. Можете ли вы назвать источники экологической опасности, находящиеся вблизи вашего МОУ, вашего дома?

3. Как эти источники экологической опасности могут повлиять на здоровье ваше и ваших детей.


  1. Как оценивают специалисты экологическую ситуацию в вашей местности?

  2. Одинаково ли вы относитесь ко всем животным или испытываете к некоторым неприязнь? Почему? Проанализируйте причины своего отрицательного отношения к некоторым животным. Возможно, были случаи, когда вы говорили ребенку, взявшему в руки червяка или лягушку: «Сейчас же выбрось эту гадость и вымой руки!»
6. Экономите ли вы электричество, воду, тепло, бумагу? Можете ли объяснить необходимость их экономичного использования.

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

6. Отражается ли в сказках взаимодействие человека и природы (каких)?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

7. Раскрывается ли взаимодействие человека и природы в современных народных праздниках? Каких?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

8. Считаете ли Вы, что народные загадки вносят свой вклад в формирование экологической культуры?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

9. Существует ли, по Вашему мнению, взаимопомощь человека и природы в русской народной сказке «Гуси – лебеди»?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

10. Согласны ли Вы с тем, что передача по наследству народных знаний способствует развитию экологической культуры?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

11. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

12. Часто ли Вы слышите такие пословицы, как:

«Земля – источник изобилия»;

«Родная земля и в горсти мила»;

«Апрель с водой, а Май с травой»


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

13. Интересны ли Вам неродные приметы?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

14. Прислушиваетесь ли Вы к народной мудрости?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

15. Используете ли Вы при общении друг с другом загадки, пословицы, поговорки, приметы?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.


СПАСИБО ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ!

1.4.Тесты

МЕТОДИКА 1.

«Природа и я»

(отношение к природе).

1. Природа вокруг тебя: что в ней главное? (назови до 10 слов, имен существительных)

2. Ты в природе (опиши свое отношение к природе, что ты ощущаешь, находясь на природе?)

3. Твой портрет на фоне природы. Опиши его.

4. Какой ты по отношению к природе, ее проблемам?

5. Каким бы ты хотел видеть свои отношения с природой через 10 лет?

6. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая профессия была связана с природой?

7. Какое место занимает природа в твоей жизни?

МЕТОДИКА 2.

Личностный тест.

(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите .

Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.

Мое отношение к природе


№ п/п

Вопросы

Ответы и баллы

«Да»

«Нет»

По-разному

1

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

2

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

0

2

1

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

2

0

1

5

Цените ли вы разнообразие в природе?

2

0

1

6

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

7

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

8

Все ли в окружающей природе вас интересует?

1

2

0

9

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

2

0

1

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию , когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах?

2

0

1

20

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

2

0

1

22

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

2

0

1

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

2

0

1

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интересне6е, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.

МЕТОДИКА 3.

Проективный тест.

(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).

Задание: закончить начатую фразу.

1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________

2. Встретив в лесу браконьера, я

3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что

4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря

5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

ПО ЭКОЛОГИИ

Друзья! Мы предлагаем вам принять участие в социологическом опросе среди школьников с целью усовершенствования учебного процесса по изучению природы своего края. Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа, пометив его ٧ .

Постарайтесь отвечать искренне, так как результаты не отразятся на вашей успеваемости.

1.Считаешь ли ты, что люди преувеличивают значение отрицательного воздействия технического прогресса на природу?

Нет, я согласен с ними

Иногда они преувеличивают

Да

2.Наблюбал ли ты в природе факты того, что люди сознательно причиняют вред природе?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

3.Было бы тебе интереснее изучать природоведение, экологию если бы увеличилось количество уроков – экскурсий в природу?

Да

Немного интереснее

Нет

4.Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя на уроке природоведения или экологии вопрос ты ищешь в дополнительной литературе?

Да, довольно часто

Редко

Нет

5.Поддерживаешь ли ты разговор сверстников, если он касается отношения к природе?

Да

Только на интересующие тебя темы

Нет

6.Что ты испытываешь, если твой приятель сломал молодой саженец дерева в парке?

Тебя это возмущает, и ты обсуждаешь с ним этот факт

Ты испытываешь к товарищу некоторую неприязнь, но переживаешь «про себя»

Этот факт не отражается на ваших отношениях

7.Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?

Нет

Отчасти

Да

8.Зависит ли твое настроение на прогулке от того, что она происходит в экологически загрязненной зоне парка?

Нет

Да

Затрудняюсь ответить

9.Если на улице продают букеты из раннецветущих растений, охраняемых Красной книгой, то

тебя это мало волнует

подойдешь и объяснишь, что это делать нельзя

подумаешь, что это наказуемо законом

10.При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты:

охотно выступаешь в составе команды

чаще всего ты – активный болельщик

не участвуешь активно

11.Интересны ли тебе теле- и радиопередачи и жизни растений и животных?

Да, я смотрю и слушаю их постоянно

Довольно интересны

Только в редких случаях

12.При виде на поляне красиво цветущего разнотравья ты:

восхищаешься великолепием красок и форм в природе

испытываешь желание собрать букет

13.Испытывал ли ты когда - либо посадить дерево?

Нет

Не помню

Да

14.Считаешь ли ты, что композиторы, художники, писатели и поэты в своем творчестве часто преувеличивают значение природы?

Нет

Никогда

Да

Нет

Да

Очень в редких случаях

16.Как ты думаешь, где твои ровесники предпочитают провести свой выходной?

В зале с игровыми автоматами

Дома с друзьями

Совершая походы в лес или на реку

17.Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями?

Постоянно

Ухаживаю при желании

Редко

18.В твоей комнате можно увидеть плакаты, репродукции, картины с видами природы?

Да, при покупке я сознательно выбираю изображения природы

Да, но это случайное совпадение

Нет

19.Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления?

Да, с большим удовольствием

Не знаю, может быть

Нет

20.Назови поэтов и писателей, воспевающих в своих произведениях природу

21.Был ли у тебя случай, когда ты помог бездомному животному (покормил, вылечил, отнес к ветеринару)?

Да

Не уверен

Нет

22.Согласен ли ты с выражением «Человек – хозяин природы»?

Да

Не уверен

Нет

23.Движение Гринпис, общества защиты животных и т. п. кажутся тебе:

очень гуманными и ты с удовольствием в них принял бы участие

интересно об этом смотреть телепередачи

модным направлением и выгодным вложением денег на Западе

24.Твои домочадцы любят телепередачи природоведческого содержания?

Да, всегда с удовольствием их смотрят

Чаще всего это зависит от их настроения

Не знаю

25.При необходимости смог бы ты предложить программу конкретных действий по озеленению пришкольного или приусадебного участка?

Да, я смог бы подобрать нужные виды растений, правильно их разместить на участке и т. д.

Скорее всего, мне было бы интересно принять участие в подобной работе

Нет

26.Перечисли пять видов животных, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора

27.Твои отношения с учителем биологии и экологии можно отнести к следующей категории:

они строятся на взаимном уважении, так как я уделяю большое внимание биологии и экологии

у нас дружеские отношения, так как у меня нормальная отметка по биологии и экологии

наши отношения скорее нейтральные, чтобы не быть хуже

28.Есть ли у тебя любимый уголок природы (скамейка в парке, аллея на окраине города и т. п.)?

Да, и когда мне хорошо или плохо, я всегда прихожу туда один или с близкими друзьями

Затрудняюсь ответить, так как мне нравятся многие уголки природы в нашем городе и мне трудно сделать выбор

Нет

29.Перечисли профессий группы «Человек – Природа», сколько знаешь

30.Связываешь ли ты свое будущее с профессией группы «Человек – Природа»?

Да

Я пока не решил

Нет

31.Назови пять видов растений, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора.

32.Принято ли в вашей семье тщательно убирать за собой место отдыха на природе?

Да, это закон, который не обсуждается

Да, хотя иногда родители это делают за меня

Нет, зачем, когда кругом грязно, и наша уборка ничего не изменит

33.Назови изобретения, которые человек подсмотрел у природы

34.В твоем непосредственно окружении есть представители профессий группы «Человек – Природа», общение с которыми тебе интересно?

Да, они вызывают у меня уважение

Да, но я не очень интересуюсь их профессиональной деятельностью

Нет

35.Принимал ли ты участие в школьных, городских или региональных олимпиадах по биологии и экологии?

Да, и занимал там неплохие места

Да, но успеха это не принесло

Нет

36.По твоему мнению, природоведческие знания имеют первостепенное значение для современного человека?

Да, человек часть природы и поэтому обязан о ней все знать

Да, иначе природа ответит человеку плохой экологической ситуацией, а значит – негативными воздействиями на организм

Нет, я отдаю предпочтение техногенным успехам человечества, так как они определяют сейчас место человека в мире

Список самых загрязненных городов России:

Норильск. За год в атмосферу здесь выбрасывается 1.959 млн тонн вредных веществ. Только 0.5% из этого количества – это выбросы от автомобилей, а все остальное – это заводы, львиную долю которых составляют предприятия группы компаний «Норильский никель».

Для примера – содержание диоксида серы в атмосфере города превышает предельно допустимую норму в примерно в 30 раз, диоксида азота – в 24 раза, а формальдегида – почти в 100 раз. Но благодаря мерам по экологической безопасности, по сравнению с 2011 годом удалось снизить загрязненность на 1.4%.

2. Москва. В отличие от Норильска, здесь основную часть выбросов производят автомобили – на их долю приходится 92.8%. Больше всего загрязнений автомобили производят во время стояния в пробках.

Подсчитано, что за час стояния в пробках, один автомобиль выбрасывает в воздух более 30 кг смесей различных газов: диоксида азота, формальдегида, диоксида серы и тд

3. Санкт-Петербург. Здесь ситуация, аналогичная столичной – слишком большое количество автомобилей и неправильная организация дорожного движения приводят к тому, что 92.8% из всего количества выбросов – а это 488.2 тысяч тонн, приходится именно на автомобильные выхлопные газы.

4. Череповец. Больше половины из 364.5 тысяч тонн загрязнений приходится на промышленные предприятия, в особенности крупный металлургический комбинат «Северсталь».

5. Асбест. В этом городе, расположенном в Свердловской области, 98.6% загрязнений производится предприятиями асбестодобывающей и асбестоперерабатывающей промышленности. Общее количество выбросов – 330.4 тысяч тонн.

6. Липец. Общее количество выбросов – 322.9 тысяч тонн, 91.3% которых составляют стационарные источники. Основной «производитель» загрязнений в городе – Новолипецкий металлургический комбинат.

7. Новокузнецк. Общее количество годовых выбросов – 321 000 тонн, из которых 90.8% приходится объекты энергетики и промышленности.

8. Омск. В Омске за год в атмосферу попадает 291.6 тыс. тонн вредных веществ и 71.7% этих выбросов вырабатываются предприятиями и стационарными источниками.

9. Ангарск. Из 278.6 тыс. тонн выбросов 95.4% приходится на стационарные источники и объекты.

10. Магнитогорск. Величина годового выброса вредных веществ здесь составляет 255.7 тыс. тонн. 89.9% выбросов производит Магнитогорский металлургический комбинат и другие стационарные источники.

11. Красноярск. Несмотря на развитую промышленность, только 62.6% выбросов в городе приходится на стационарные объекты – все остальное это автомобили. Годовое количество выбросов в атмосферу – 233.8 тыс. тонн.

12. Челябинск. В Челябинске аналогична ситуация – из 233.4 тыс. тонн на долю промышленных объектов приходится только 62.8%.

13. Уфа. Количество выбросов в год – 205.5 тыс. тонн, на долю стационарных источников приходится 65.4%

14. Екатеринбург. 203.5 тыс. тонн. Стационарные источники производят только 16.1% вредных веществ, все остальное – это автомобильные выхлопные газы.

15. Воркута. Предприятиями города и автомобилями производится 197.3 тыс. тонн вредных веществ в год, из них на долю транспорта приходится только 2.1%.

16. Нижний Тагил. Количество выбросов в год – 149 тыс. тонн. 85.2% выбросов производят металлургические и другие промышленные предприятия.

17. Самара. За год в атмосферу в городе попадает 137.6 тыс. тонн токсичных веществ. Большинство загрязнений – 73.8% - приходится на долю транспорта.

18. В Братске годовое количество выбросов составляет 134.9 тыс. тонн. 88.8% загрязнений производится промышленными предприятиями.

19. Нижний Новгород. Из-за большого автопарка, 76.3% всех выбросов вредных веществ, общее количество которых составляет 134.4 тыс. тонн, приходится на долю автомобилей.

20. Волгоград. 134.1 тыс.тонн, 53.5% - автомобили.

21. Новочеркасск. 130.8 тыс.тонн вредных веществ в год. 94.2% выбросов производят промышленные объекты.

22. Новосибирск. Информация по Новосибирску спорная и плохо выдерживает критику. Согласно официальным данным, в городе в год производится 128.5 тыс. тонн вредных веществ, из которых 90.7% производят промышленные предприятия. Значит, на долю автомобилей в третьем по величине городе России приходится всего 12 000 тонн вредных веществ. При этом, даже в Хабаровске, который имеет население в 2.5 раза меньше, автомобилями выбрасывается ежегодно больше 50 тыс. тонн токсичных веществ, не говоря уже про Москву и Санкт-Петербург, где эта цифра превышает 900 тыс. тонн.

23. Орск. 123 000 тонн, из которых 86.9% производят предприятия.

24. Иркутск. 62.% от общего количество выбросов в атмосферу (107.8 тыс. тонн) производится промышленными объектами.

25. Сургут. 104.9 тыс. тонн, из которых 65.1% производят предприятия нефтегазовой промышленности.

26. Пермь. 65% всех выбросов в городе производится автотранспортом. Общее количество вредных веществ, попадающих в атмосферу – 100.4 тыс. тонн.

27. Казань. Как и в любом крупном городе, основное загрязнение атмосферы происходит отработанными выхлопными газами. Из 98 тыс. тонн они составляют 70.1%.

28. Хабаровск. Из 96.6 тысяч тонн в городе на долю промышленных объектов приходится 47.4%, остальное – выхлопные автомобильные газы.

29. Барнаул . Общая масса вредных веществ – 95.4 тыс.тонн, из них 54.4% производятся промышленными объектами.

30. Воронеж. Плотный городской трафик и большое количество автомобилей приводят к тому, что из 93.5 тыс. тонн токсичных веществ на долю выхлопных газов приходится 88.8%

31. Тула. 91.4 тыс. тонн, из них 66.5% - промышленные производства.

32. Ростов-на-Дону. Этот мегаполис ежегодно производит 89.4 тыс. тонн токсичных веществ, из которых 87% - отработанные выхлопные газы.

33. Кемерово. Почти половину всех вредных выбросов – 54.6% от 85.1 тыс. тонн в городе производится предприятиями угледобывающей, химической и цементной промышленности.

34. Ярославль. Промышленные объекты производят 52.1% из 84.4. тыс. тонн ежегодных выбросов в атмосферу.

35. Рязань. В Рязани за год в атмосферу попадает 80.9 тыс. тонн токсичных веществ. 62.4% выбросов – это отходы промышленных и стационарных объектов.

36. Саратов. 80.3 тыс. тонн. 74.8% всех выбросов – выхлопные газы автомобильного транспорта

37. Старый Оскол. В этом городе в год в воздух выбрасывается 80 тыс. тонн вредных веществ. 82.9% из них составляют отходы предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности.

38. Серов. Предприятия металлургической промышленности производят в год 92.4% загрязнений, общее количество которых составляет 79.4 тыс. тонн.

39. Тюмень. 70.1% всего количества атмосферных загрязнений, а это 78.6 тыс. символов, производится выхлопными газами автомобилей.

40. Тольятти. Годовое количество загрязнений – 71.3 тыс.тонн, из них на долю выхлопных газов приходится 57.1%.

41. Томск. Примерно половину всех выбросов в городе – 52.1% производят предприятия. Масса токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу за год – 70.8%

42. Краснодар. В этом мегаполисе ежегодно выбрасывается в атмосферу 70.5 тыс. тонн вредных веществ. 84.5% от этой величины составляют выхлопные газы.

43. Стерлитамак. Предприятия химической и нефтехимической промышленности, а также транспорт, ежегодно выбрасывают в воздух 68.9 тыс. тонн вредных веществ. На долю промышленных объектов приходится 83.3%.

44. Краснотурьинск. Из 68.8 тыс. тонн ежегодных выбросов в атмосферу токсичных отходов, на долю Богословского алюминиевого завода, золотодобывающих предприятий и ТЭЦ приходится 92.7% всех загрязнений.

45. Новороссийск. 67.8 тыс. тонн выбросов в год. Основные источники загрязнения – это предприятия цементной промышленности (75.8%) и автомобили.

46. Волжский. Несмотря на все усилия властей, в городе напряженная экологическая обстановка. За год в атмосферу выбрасывается 66.8 тыс. тонн токсичных веществ, из которых 75.2% приходится на вырабатываемые химическими предприятиями сероводород, окись углерода, диоксиды азота и серы.

47. Чита. Автомобили и энергетические предприятия города за год выбрасывают в воздух 65.4 тысяч тонн токсичных выбросов примерно в равных пропорциях.

48. Владивосток. Годовой выброс – 59.9 тыс. тонн. 59.8% от этого количества приходится на автотранспорт, остальное – на теплоэлектростанции.

49. Северодвинск. Основные источники загрязнения в городе – работающие на угле электростанции, которые производят до 85.3% выбросов токсичных веществ в атмосферу. Общая масса выбросов составляет 59.3 тыс. тонн

50. Оренбург. Из 58.5 тыс. тонн выбросов в городе 88.4% приходится на долю автомобильного транспорта.

51. Благовещенск. 77.3% из 58.3 тыс. тонн вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, производятся электростанцией и объектами золотодобывающей отрасли.

52. Киров. 56.6 тыс. тонн в год выбрасывается в атмосферу в столице Кировской области. 53% из них – это отработанные выхлопные газы автомобилей, остальное – отходы предприятий энергетической и нефтехимической промышленности.

53. Ачинск. Общее количество выбросов в год – 55.7 тыс. тонн. Из них Ачинский глиноземный комбинат и другие предприятия производят не менее 80.1% всех вредных отходов.

54. Улан-Удэ. За год в городе в атмосферу было выброшено 53.9 тыс. тонн вредных веществ. На долю энергетических предприятий и стационарных объектов приходится 49.2%, остальное – автомобили.

55. Калининград . 53.9 тыс. тонн. На долю выхлопных газов приходится 78.3%

56. Ульяновск. 53.1 тыс. тонн. Автомобили производят 69.1% всех загрязнений атмосферы.

57. Ноябрьск. Из 52.1 тыс. тонн атмосферных выбросов 79.9% - это отходы нефтегазовой промышленности.

58. Нижневартовск. 51.2 тыс. тонн вредных веществ в год. 60.5% - отработанные газы автотранспорта

59. Бийск. В городе выбрасывается в атмосферу 48.9 тыс. тонн токсичных отходов. На долю предприятий и стационарных источников приходится 71.6%.

60. Архангельск. 47.5 тыс. тонн, 60% всех отходов – это предприятия.

В библиотеке-филиале №2 в течение года проводилось анкетирование «Чистое дыхание планеты», с целью изучения отношения читателей к экологическим проблемам и повышения эффективности работы в этом направлении. Данная анкета охватывала все группы читателей, в ней приняли участие 110 человек, из них женщин - 62%, мужчин 38%.

Возраст: от 15 до 24 - 26% Образование: высшее - 14%
от 25 до 30 - 19% сред.- спец. - 58%
от 31 до 45 - 23% среднее - 28%
от 46 до 60 - 21%
свыше 60 - 11%

1.Считаете ли вы тему окружающей среды актуальной и целесообразной?
Да - 76% Нет - 24%

2.Какие экологические проблемы Земли, вас больше всего волнуют?
- глобальное потепление - 16%
- озоновые дыры в атмосфере - 12%
- стихийные бедствия - 46%
- другое - 26% (пожары по вине человека, загрязнение водоёмов, задымление от печей частного сектора…)

3. Из каких источников Вы черпаете информацию о жизни Республики, города в области охраны окружающей среды?
Газеты - 8%, ТВ - 42%, интернет - 19%, друзья, соседи - 10%, другое - 21%

5. Какую помощь в экологическом просвещении населения могут оказать библиотеки?
- проведение мероприятий (акций, уроков) - 32%
- оформление наглядных материалов (выставки, буклеты, памятки) - 13%
- освещать литературу по данной тематике - 19%
- другое - 36%

6. Актуально ли, на Ваш взгляд, привлечение молодёжи к участию в массовых субботниках, воскресниках и т.д.?
- актуально - 47%; не всегда - 16%; сомневаюсь - 13%; нет - 24%

7. Как Вы относитесь к развитию туризма в Хакасии?
- положительно - 73%; отрицательно - 16%; никак - 11%

8. Какие меры по сохранению природы республики в целом и города Вы бы предложили?
- административные штрафы - 15%
- привлечение к общественным работам - 12%
- собственный положительный пример - 27%
- тщательный контроль властей - 20%
- другое - 26%

Выводы: Анализ анкет показал, что пользователи библиотеки понимают и осознают, что размеры и ресурсы нашей планеты ограничены, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью нынешнего поколения и может сделать невозможной жизнь последующих поколений. Решить эти проблемы можно лишь совместными усилиями, но, прежде всего, надо начинать с себя. Будущее человечества зависит от того, какой станет окружающая среда, и как будут приспосабливаться к ней люди.
Анкетирование показало, что вопросы экологии волнуют значительное число респондентов, что тема эта актуальна и важна для каждого человека. Библиотека работает по экологическому направлению не первый год и четко понимает свою роль в экологическом образовании населения. Библиотека на мероприятиях, посвященных проблемам экологии, старается особое внимание уделять вопросам взаимодействия общества с природной средой. Простота изложения фактов, предлагаемая литература по этой теме, множество интересных примеров значительно облегчают диалог с читателями.