Солнечная радиация. Природно-климатические условия среды обитания и здоровье человека

1 слайд

* Лекция 3. Природно-климатические условия среды обитания и здоровье человека. Акклиматизация и ее гигиеническое значение. Солнечная радиация. Агафонов Владимир Николаевич

2 слайд

* Климат – это усредненный многолетний режим погоды, являющийся одной из основных характеристик данной местности. Особенности климата определяются: - поступлением солнечной радиации; - процессами циркуляции воздушных масс; - характером подстилающей поверхности (асфальт, лес, поля).

3 слайд

* Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями: температура, атмосферное давление, влажность воздуха, ветер, облачность, осадки, дальность видимости, туманы, состояние почвы, высота снежного покрова, осадки и т.д.

4 слайд

Важнейшие климатообразующие факторы: географическая широта, определяющая приток солнечной энергии; рельеф и тип земной поверхности (вода, суша, раститель ность); высота над уровнем моря; особенности циркуляции воздушных потоков; близость к морям и океанам. *

5 слайд

Основные климатические пояса: В зависимости от основных климатологических показателей на земном шаре выделяют семь основных климатических поясов: тропический (0-13° географической широты); жаркий (13 - 26°); теплый (26 - 39°); умеренный (39 - 52°); холодный (52 - 65°); суровый (65 - 78°); полярный (69 - 90°). *

6 слайд

* Климат делится на 4 климатических района: холодный - / Т- (-28-14) - (+4-20)/; умеренный –/ Т- (-14-4) -(+10-22)/; теплый - / Т- (-4- 0) - (+22-28)/; жаркий / Т- (-4+4) -(+28-34)/.

7 слайд

Виды климатических поясов: Щадящий - это теплый климат, характеризующийся малыми амплитудами колебаний температуры атмосферного воздуха и небольшими колебаниями суточных, месячных и годовых величин других метеорологических факторов. Такой климат предъявляет минимальные требования к приспособительным ме ханизмам. Раздражающий климат имеет значительные суточные и сезонные колебания метеорологических показателей. Такой климат вызывает повышенное напряжение адаптационных механизмов в организме людей. Раздражающим является холодный климат Севера, высокогорный климат и жаркий климат сте пей и пустынь. *

8 слайд

* Адаптивный тип представляет собой норму биологической реакции на окружающую среду, обеспечивающую наилучшую приспособляемость к окружающей среде, ее экологии. Различают 4 адаптивных экологических типа: тип умеренного пояса, арктический, тропический и горный. Адаптивные типы отличаются не только внешне, но и физиологическими процессами в организме, характером обмена веществ, набором характерных ферментных систем и специфических болезней и др.

9 слайд

* Акклиматизация - это приспособление организма человека к новым климатическим условиям. Достигается акклиматизация путем выработки у людей динамического стереотипа, соответствую щего данным климатическим условиям. Физиологические меха низмы акклиматизации разнообразны и зависят от конкретных климатических характеристик.

10 слайд

Фазы акклиматизации: Существует три фазы акклиматизации: начальная фаза, при которой в организме происходят физиологические приспособительные реакции, описанные выше на примере условий высокогорного, холодного и жаркого климата; фаза перестройки динамического стереотипа, которая может развиваться благоприятно или неблагоприятно. При неблагоприятном течении второй фазы у человека наблюдаются выраженные дезадаптационные процессы в виде: метеоневрозов, снижения работоспособности, обострения хронических заболеваний, развития миалгий, невралгий и других патологических состояний. У таких людей третья фаза - устойчивая акклиматизация не наступает, и человеку необходимо возвратиться в прежние климатические условия; фаза устойчивой акклиматизации характеризуется обычным уровнем и характером заболеваемости, стабильностью обменных процессов, нормальной рождаемостью и хорошим физическим развитием новорожденных детей. *

11 слайд

* Антициклоны - это области высокого давления с диаметром в 5 - 7 тыс. км, с возрастанием атмосферного давления от периферии к центру.

12 слайд

* Циклоны - это области пониженного давления с диаметром 2 - 3 тыс. км, с падением атмосферного давления от периферии к центру.

13 слайд

Формула Планка е = hf, где е – энергия кванта, f – частота колебаний, h – квантовая постоянная. *

14 слайд

ГРАНИЦЫ СОЛНЕЧНОГО СПЕКТРА 1) Инфракрасные лучи (ИК) - от 0,76 до 60 мк; 2) Видимые лучи - 400-760 нм; 3) Ультрафиолетовые лучи (УФ) - 10- 400 нм. *

15 слайд

Деление ультрафиолетового спектра Ультрафиолетовый спектр делят на 3 области: А - 400-320 нм (преимущественное эритемное и загарное действие); В - 320-280 нм (преимущественное антирахитическое или витаминообразующее действие); С - 280-200 нм (преимущественное бактерицидное действие) *

16 слайд

Действие ультрафиолетовых лучей 1. Усиление обмена веществ и ферментативных процессов. 2. Повышение тонуса центральной нервной системы и стимулирующее влияние на симпатическую нервную систему с последующей регуляцией холестеринового обмена. 3. Повышение иммунобиологической реактивности организма связано с увеличением глобулиновой фракции крови и фагоцитарной активности лейкоцитов. Отмечается также увеличение количества эритроцитов и содержания гемоглобина. 4. Изменение активности эндокринной системы: - стимулирующее действие на симпато-адреналовую систему (увеличение адреналиноподобных веществ и сахара в крови); - угнетение функции поджелудочной железы. 5. Специфическое образование витамина Д3. 6. Отмечают увеличение сопротивляемости организма к действию ионизирующего излучения. 7. Бактерицидное - губительное действие на микроорганизмы. *




Виды радиации: Прямая радиация. В ясный безоблачный день солнечное тепло и свет приходят к земной поверхности именно в виде прямой радиации. Рассеянная радиация. В пасмурный день солнца на небе не видно, но зато мягко светится весь небесный свод, это рассеянная радиация. Суммарная радиация. Излучения, которые достигают земную поверхность в виде суммы прямой и рассеянной радиации называется суммарной радиацией. Поглощенная радиация. Часть солнечной энергии, которая идёт на нагрев земной поверхности, называется поглощённая радиация. Отражённая радиация


Количество солнечной радиации в разных районах страны: Заполярье (г. Норильск) –менее 80 см 2 в год солнечной радиации; Заполярье (г. Норильск) –менее 80 см 2 в год солнечной радиации; Средняя Россия (Подмосковье)- от 80 до 100 см 2 в год солнечной радиации; Средняя Россия (Подмосковье)- от 80 до 100 см 2 в год солнечной радиации; Кемеровская область- 100 см 2 в год солнечной радиации; Кемеровская область- 100 см 2 в год солнечной радиации; Юг.(г. Астрахань)- более 100 см 2 в год солнечной радиации. Юг.(г. Астрахань)- более 100 см 2 в год солнечной радиации.


Распределение солнечной радиации на территории России: Самое большое количество солнечной радиации на территории России зафиксировано между 40 0 с.ш с.ш. (более 100 см 2 в год); Самое большое количество солнечной радиации на территории России зафиксировано между 40 0 с.ш с.ш. (более 100 см 2 в год); Среднее количество солнечной радиации(от 80 до 100 см 2 в год): Среднее количество солнечной радиации(от 80 до 100 см 2 в год): на западе с.ш с.ш. на востоке 54 0 с.ш с.ш. Наименьшее количество солнечной радиации: 62 0 с.ш с.ш.(менее 80 см 2 в год) Наименьшее количество солнечной радиации: 62 0 с.ш с.ш.(менее 80 см 2 в год)




В городе Норильск минимум солнечной радиации, потому что пункт наиболее удаленный от экватора.Поэтому люди очень мало получают витамина D. В Москве уровень солнечной радиации приблизительно находится в норме. В Кемеровской области солнечная радиация в норме и примерно постоянная. А вот у людей, живущих в Астрахани, вырабатывается активно меланин, высокая скорость обмена веществ в организме. Этот город наиболее близко расположен к экватору.

Цели урока: Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: солнечной радиацией и радиационным балансом.

Задачи урока:

  • Образовательная: начать знакомство с основными климатообразующими факторами: солнечной радиацией, её видами.
  • Развивающая: п родолжить формирование навыков и умений работать с картами и картосхемами.
  • Воспитательная: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Оборудование: м/м проектор, презентация к уроку (Приложение ), атласы, учебники, физическая и климатическая карты России, сборники ЕГЭ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

II. Повторение пройденного.

В этом году мы начали изучать природу России, давайте вспомним, что мы уже узнали.

  • Геологическое строение и рельеф.
  • Соседи России.
  • Административное устройство РФ.
  • 10 любимых объектов.
  1. Геологическое строение и рельеф проверим по тестам из сборников. (Ответы записываем в тетрадь для самостоятельных работ)
  2. Соседей России мы повторим, опираясь на мяч, на котором уже показаны некоторые страны. Итак, мяч передаем по цепочке, называя при этом страну, остальные называют соседей 2-го порядка. Слушаем друг друга внимательно, повторяться нельзя.
  3. Кто сможет рассказать административно-территориальное устройство РФ?
  4. Кто покажет на карте 10 любимых объектов России? (показ)

III. Объяснение новой темы.

Тема сегодняшнего нашего урока «КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ»

(Запись в тетради)

Разберите словосочетание «КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ» по составу

Что такое КЛИМАТ?

Климат (от греч. klíma, родительный падеж klímatos, буквально - наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам), многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле.

Слайд 1 (Запишите в тетради определение)

Слайд 2

Подберите синоним к слову факторы. (Причины)

А теперь составьте предложение, используя слова: климат, причины. (ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ КЛИМАТ РОССИИ)

Слайд 3

Работа в группах . -Вспомните из курса 7 класса факторы, от которых зависит формирование климата нашей страны. Из набора терминов, выберите подходящие. (Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин. Из 5 нужно выбрать 1 климатообразующий фактор и прикрепить на доске.)

Географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация, радиационный баланс.

ЗНАЕМ (записывается на доске):

  1. географическое положение
  2. циркуляция ВМ
  3. морские течения
  4. высота места над уровнем моря
  5. близость морей и океанов
  6. солнечная радиация

Слайд 4

На формирование климата оказывают влияние огромное количество факторов. Мы же сегодня узнаем больше про один фактор, как вы думаете какой? Солнечная радиация. Почему? (Без тепла нет жизни).

ХОТИМ УЗНАТЬ (записывается на доске):

  1. Виды солнечной радиации
  2. Радиационный баланс

Слайд 5

Климат России очень разнообразен. От холодного арктического на севере, до влажных субтропиков Черноморского побережья Краснодарского края.

Географическое положение (географическая широта) влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.

Слайд 6.

Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации. Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на (Ккал/см). Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? (При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается ).

Почему? (Широта определяет угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня.)

Работа по учебнику рисунок 28 с.80 (Дронов)

Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности? (Смотрим) (Чем меньше широта (ближе к экватору), тем больше угол падения солнечных лучей)

Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией?

Слайд 7 и 8

В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1 см? (Краснодар)

Почему? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)

Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?

(Южные)

Слайд 9

Почему летом количество солнечной радиации уменьшается к северу сравнительно медленно, а зимой очень быстро? (Зимой севернее полярного круга 66,5° с.ш. устанавливается полярная ночь, и поступление солнечной радиации прекращается)

Не все солнечные лучи, проходя сквозь слои атмосферы, достигают земной поверхности.

Слайд 10

Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, бывает прямой и рассеянной.

Слайд 11

В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация. Лучи Солнца можно увидеть в лесу. Сквозь листву деревьев прямые лучи проходят до поверхности Земли.

Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами.

Слайд 12

А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.

Слайд 13

Общее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, называется суммарной радиацией.

Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.

Работа в тетради.

-Перечертите схему в тетрадь и запишите определение суммарной радиации .

Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.

Работа по учебнику

Найдите в учебнике рисунок 30 с.81. Нужно определить суммарную радиацию в данных городах.

Красноярск – 95 Ккал/см

Якутск – 89 или не определена

Хабаровск – 111 Ккал/см

Слайд 14.

Разницу между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение выражают в виде радиационного баланса .

Радиационный баланс – один из важнейших факторов формирования климата. От радиационного баланса зависят распределение температур в почве и прилегающих слоях воздуха, интенсивность испарения и таяния снега и другие природные процессы. Радиационный баланс в России в среднем за год всюду положительный, за исключением районов с постоянным ледяным покровом. Зимой он на всей территории страны отрицательный, а летом – положительный .

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по картам (Суммарная радиация и радиационный баланс)

- Заполните таблицу, опираясь на карту, и сделайте вывод о том, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации и радиационного баланса.

2. Работа по сборникам ЕГЭ

Ответьте на вопросы части С3, стр.60 и 105

3. Ответьте на вопросы

  1. Что называется солнечной радиацией? (Тепло и свет, излучаемые Солнцем)
  2. Что такое суммарная радиация? (Тепло и свет, которые достигают поверхности Земли)
  3. Из чего складывается суммарная радиация? (Прямая + рассеянная)
  4. Какой вид радиации преобладает в пасмурный день? (Рассеянная радиация)
  5. Можно ли загореть в пасмурный день? (Можно, т.к. рассеянная радиация доходит и до поверхности Земли)
  6. Почему на одинаковой географической широте зимой температура воздуха разная? (Кроме угла падения солнечных лучей влияет также подстилающая поверхность, состояние атмосферы (облачность), циркуляция атмосферы)
  7. Что такое радиационный баланс? (Разница между величиной суммарной радиации и суммой отраженной радиации и теплового излучения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

4. Работа по рабочей тетради с 18, задание №2

V. Итог урока.

Итак, мы с вами узнали, что солнечная радиация является одним из климатообразующих факторов и бывает разных видов:

УЗНАЛИ (записывается на доске):

  • Солнечная радиация
  • Прямая радиация
  • Рассеянная радиация
  • Суммарная радиация
  • Отраженная радиация
  • Поглощенная радиация
  • Радиационный баланс

Подведите итог того, о чем мы узнали на уроке.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Слайд 2

5.1. Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. 5.2. Измерение рассеянной радиации. Пиранометр. 5.3. Измерение радиационного баланса. Балансомер.

Слайд 3

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр.

Актинометрические измерения - это измерения различных потоков радиации в атмосфере. Основными актинометрическими величинами являются следующие. 1.Прямая солнечная радиация. Присутствует только днем при ясном небе. 2.Рассеянная солнечная радиация. Присутствует в светлое время суток. 3.Радиационный баланс. Это алгебраическая сумма всех потоков с верхней полусферы минус сумма всех потоков с нижней полусферы.

Слайд 4

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Для измерения прямой солнечной радиации используется один из двух приборов ̶компенсационный пиргелиометр или термоэлектрический актинометр. Компенсационный пиргелиометр является абсолютным прибором, термоэлектрический актинометр – относительным. Абсолютные приборы основаны на сравнении измеряемого параметра с другим таким же параметром, значение которого можно регулировать в процессе измерения.Пример – чашечные весы. Абсолютные приборы не требуют калибровки и не имеют шкалы. Относительные приборы основаны на преобразовании измеряемой величины в другую физическую величину, значение которой измерить достаточно просто. Пример – пружинные весы со стрелкой. Относительные приборы калибруются путем сравнения с абсолютными.

Слайд 5

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Рис. 5.1.1. Внешний вид компенсационного пиргелиометра Ангстрема.

Слайд 6

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. 4 K ma G R 1 2 3 3’ Рис. 5.1.2. Схема компенсационного пиргелиометра. 1 – крышка; 2 – отверстия в крышке; 3, 3’ – черные пластины; 4– термопара; G – гальванометр; ma – миллиамперметр. Пиргелиометр направляют на Солнце. Одно из отверстий закрывают. Солнце освещает только одну из пластин. Она нагревается. Вторую пластину нагревают электрическим током от батареи. Ток регулируют резистором R. Разность температур между пластинами контролируют термопарой (4) с гальванометром G. Наблюдатель добивается нулевых показаний гальванометра, а затем измеряет ток i, нагревающий пластину, по миллиамперметру ma.

Слайд 7

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Поток тепла на платину, нагреваемую солнечной радиацией: (5.1.1) S – прямая солнечная радиация; – коэффициент поглощения пластиной солнечной радиации; s – площадь пластины. Поток тепла на платину, нагреваемую электрическим током i: R – сопротивление пластины. (5.1.2) При равенстве температур пластин оба потока равны:

Слайд 8

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Тогда получаем: где k – переводной множитель для данного прибора. (5.1.3) Пиргелиометр неудобен для полевых измерений. Измерения занимают длительное время. Он используется только для калибровки актинометра в заводских условиях.

Слайд 9

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Термоэлектрический актинометр. Рис. 5.1.3. Внешний вид термоэлектрического актинометра.

Слайд 10

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Рис. 5.1.4. Термоэлектрический актинометр М-3 (АТ-50). 1 - зачерненный диск, 2 - медное кольцо, 3 - термобатарея, 4 - последовательно сужающиеся диафрагмы, 5 - металлический цилиндр (корпус), 6 - отверстие в диске для наведения актинометра на солнце. к гальванометру 6 5 черный диск (1) 4 медное кольцо (2) Термобатарея (3)

Слайд 11

5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Черный диск нагревается солнечной радиацией. Медное кольцо имеет температуру воздуха. Разность температур между диском и кольцом пропорциональна величине прямой солнечной радиации. Эту разность измеряют с помощью термобатареи и гальванометра. Прямую солнечную радиацию рассчитывают по формуле: (5.1.4) где k – переводной множитель, определяемый на заводе; N – показания гальванометра в делениях; N0 – место нуля гальванометра (обычно 3-5 делений).

Посмотреть все слайды