Анонсы социологических опросов на экологическую тему. Социологическое исследование экологического состояния окружающей среды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

С оциологическое исследование экологического состояния окружающей

среды

План работы:

1. Обоснование актуальности

2. Проблемная ситуация

3. Состояние научного развития

4. Цели исследования

5. Задачи исследования

6. Предмет исследования

7. Объект исследования

8. Ключевые понятия

9. Интерпретация понятия

10. Операционализация понятиями

10.1 Анализ документальных матеpиалов

10.2 Наблюдение

10.4 Эксперимент

11. Структурная и факторная операционализация понятиями

12. Гипотеза

13. Анкета

Использованная литература

1. Обоснование актуал ьности

Экологическая обстановка -- один из самых волнующих вопросов. Он остро стоит и в нашей стране, особенно в индустриально развитых центрах, хотя касается всех без исключения регионов, в том числе и сугубо сельскохозяйственных. В основе разбалансированности взаимоотношений человека и природы, человека и окружающей среды лежат серьезные просчеты и научного, и политического, а практического характера. И хотя многое сделано для рационального использования природных ресурсов, для озеленения городов и рабочих поселков, создания заповедников и национальных парков, в целом внимание к охране окружающей среды было недальновидным, а нередко и безответственным (И. Д. Лаптев).

Воздух, вода, почва оказались настолько загрязненными, что некоторые ученые и политики стали утверждать, что нанесенный ущерб здоровью и среде обитания человека уже невосполним. Так, свыше 100 городов на территории бывшего СССР объявлены экологически неблагополучными. Немало индустриальных районов также превысили все допустимые нормативы загрязнения среды обитания.

Что касается воздуха, то, с одной стороны, еще значительное количество предприятий не обеспечено необходимыми средствами контроля за его чистотой. Например, в 1987 г. в атмосферный воздух страны лишь стационарные источники загрязнения выбросили 64,5 млн т веществ, вредных для здоровья населения и для окружающей среды, в том числе тепловые электростанции -- 16,5 млн т, заводы черной и цветной металлургии -- 17,1 млн т. Серьезным источником загрязнения воздуха продолжает оставаться автотранспорт, на долю которого падает до 60--70°/о всех отравляющих веществ.

С другой стороны, на газоочистных сооружениях предприятий пока в основном улавливаются твердые вещества. Газообразные и жидкие вредные вещества обезвреживаются не полностью. Некоторые предприятия допускают аварийные залповые выбросы вредных веществ. Из-за несовершенства промышленной вентиляции свыше 5 млн человек на производстве не всегда дышат чистым воздухом. С этим фактором связана почти половина всех профессиональных заболеваний.

2. Проблемная ситуация

В результате социологические опросы стали фиксировать озабоченность людей по поводу того, что затруднительно поддерживать биологическое существование человека, поскольку ему, как считают многие, уже «нечем дышать»: 56% считают экологическое оздоровление неотложной задачей (1990 г.).

Экологической проблемой крупного масштаба является охрана водного бассейна. Частые осложнения объясняются, прежде всего хищническим и неразумным его использованием, которое особенно проявилось в случае с Аральским морем, а также при строительстве гидроэлектростанций. Отмечается отравление водоемов ядохимикатами при обработке сельскохозяйственных площадей и лесных массивов и т. п.

Для повышения урожайности, по данным ученых, а 70-х гг. ежегодно в мире рассеивалось 300 млн т минеральных удобрений и 4 млн т ядохимикатов. Уже сейчас видны негативные последствия их применения: ухудшилось качество пищи; продуктивность планктона, от которого зависят все формы жизни в Мировом океане, снижается на 50--90% даже при незначительных концентрациях ДДТ, попадающего в реки, озера и моря через водные стоки и воздушные потоки.

А когда это привело к тому, что обострилась ситуация с пресной водой (причем в ранее благополучных в этом отношении регионах, таких, например, как Донбасс), общественное сознание стало просыпаться, подняв общественность на борьбу за охрану сначала притоков Днепра (программа «Десна»), затем Волги, Каспийского моря, Арала.

Что касается почвы, то она потеряла во многих регионах страны большое количество гумуса, в результате чего произошло ее истощение. В городах и вблизи их почва на значительную глубину поражена отходами. В зонах отдыха она зачастую не выдерживает напряжения.

В общественном мнении оценка роли и значения почвы, пожалуй, впервые произошла при обсуждении проблем Севера, тундры и лесотундры, где хозяйственная деятельность нанесла природе такие раны, что они в этих условиях могут быть залечены лишь через десятилетия. Резко изменилась позиция в отношении терриконов, отвалов от шахт, отходов производственной и бытовой жизни человека.

Особого внимания требуют к себе проблемы сохранения животного и растительного мира. По последним данным, каждый день на нашей станете вымирает один вид живых организмов. По оценкам Всемирного фонда диких животных, к 2000 г. в мире могут исчезнуть гориллы, носороги, бенгальские тигры) орангутанги. Скорость вымирания живых организмов неуклонно нарастает. Общее количество видов, которые могут исчезнуть к XXI в. оценивается в 1 млн (из современных 10 млн).

Если говорить о растительном мире) то, как сообщает журнал «Саус», каждый год с лица Земли исчезает 11,5 млн га леса, на каждые 10 срубленных деревьев приходится только одно посаженное. При нынешнем уровне вырубки лесов к концу столетия исчезнет от 10 до 20% животных и птиц.

Все эти негативные процессы усугубляются потребительским отношением к природе, ее дарам, ее красоте. К сожалению, в большинстве случаев в конфликтах с природой повинны не техника, не производство само по себе, а неспособность, неумение и часто нежелание (и силу тех или иных причин) наилучшим образом организовать деятельность человека.

Для социологии принципиальное значение имеет идея К. Маркса о том, что природа есть тело человека. А человек должен разумно использовать свое тело. «...На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы,-- что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».

Именно человек в конечном счете является определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений с природой. Поэтому наряду с технологическими, организационными, экономическими проблемами многое зависит от экологического сознания, поведения людей. Их функционирование трудно представить без такого необходимого и очень важного качества, как обостренное чувство гражданственности в отношениях с природой (Э. В. Гирусов).

В эпоху НТР роль экологического сознания и поведения людей становится настолько значительной, что они приобретают общепланетарные черты. Экологические проблемы уже не ограничиваются государственно-территориальными границами. Урок Чернобыля имеет четко выраженный гражданский оттенок, поскольку речь идет о людях не только одного общества и одного поколения. Поэтому формирование экологического мышления, вооружение человека соответствующими знаниями -- дело широкого круга общественных и государственных организаций, дело всех наук о природе и обществе, в том числе и социологии.

Очень важно также изменить сложившееся противоречие между использованием окружающей, в основном природной, среды и отношением людей к характеру ее использования.

Во-первых, очевидно и бесспорно, что соседство с живой природой, с представителями животного мира делает жизнь человека богаче, насыщеннее. И поэтому градостроители должны взять на вооружение один из принципов современной экологии, согласно которому наиболее устойчив и продуктивен мозаичный ландшафт, т. е. чередование преобразованных и естественных участков.

Во-вторых, создание заповедников, заказников сохраняет нетронутыми растительный и животный мир, защищает жизнь редких или исчезающих представителей фауны и флоры.

В-третьих, огромную и всевозрастающую по своему значению роль играют природовосстановительные и природообогащающие работы: озеленение, садоводство, создание водоемов. Но посадить дерево -- это, как известно, еще полдела. Главное -- вырастить его. К сожалению, ставить знак равенства между числом высаженных и «взрослых» растений не приходится. Значительная часть деревьев, кустарников гибнет в «младенческом» возрасте, а засеянные травой площадки не всегда превращаются в пушистые газоны. И такая ситуация часто объясняется не только недостатками агротехники, ухода, но и небрежным, а иногда и бездушным отношением жителей.

И наконец, ряд проблем связан с развитием экологического контроля. Уже много сделано в этом направлении. В ряде городов созданы системы контроля за состоянием водного и воздушного бассейнов, за правильным использованием среды обитания человека (зеленые насаждения и т. д.), за утилизацией отходов и т. д. Мерой контроля в определенной степени являются установленные нормы концентрации вредных веществ и газов в воде и воздухе.

Забота об окружающей среде обходится дорого и не дает немедленного эффекта, С утилитарной точки зрения затраты на охрану природы и ее рекультивацию могут оказаться нерентабельными. Но общество должно идти на них, так как жизнь, здоровье, работоспособность людей -- это самая большая ценность общества, которое руководствуется более широкими социальными критериями, заботой о создании здоровой жизненной среды не только для современного, но и будущих поколений.

Таким образом, противоречие между экологическим сознанием и поведением и реальным состоянием окружающей среды вполне разрешимо, ибо современная экологическая политика строится на идеях гражданственности во взаимодействии человека, общества и природы. Это проявляется как в решении крупных общегосударственных проблем, так и при осуществлении локальных мер по охране окружающей среды (О. Н. Яницкий).

3. Состояние научного развития

До недавнего времени экологическое сознание характеризовалось следующими особенностями. Во-первых, оно было потребительским, базировалось на глубоком убеждении о неисчерпаемости даров Земли. Лишь в 80-х гг. большинство населения стало осознавать невосполнимость природных богатств или ограниченность их ресурсов. Общественность убедилась в истощимости нефтяных запасов. При всей огромной величине наших земель, особенно пахотных, они оказались тоже небеспредельными. Так, в результате интенсивного промышленного строительства, роста городов и других причин количество земли на 1 жителя серьезно уменьшилось и в настоящее время составляет 0,8 га. Во-вторых, люди долгое время неоправданно возлагали надежды на то, что природа сама справится с негативными воздействиями. В течение многих сотен лет сознание человека лишь фиксировало стихийно складывающиеся процессы взаимодействия общества и природы, ибо негативные его аспекты были незначительны и многие из них проявлялись через длительный период. Например, хищническое землепользование в Средней Азии привело к распространению пустынь, к исчезновению оазисов, к обмелению рек и других водных источников.

Еще в недавнем прошлом мы гордились дымом заводских труб, поднимавшихся над степью или городской окраиной. Эти трубы были символом успехов, мощи в развитии промышленности, всего народного хозяйства. Однако в современных условиях воздействие человека на окружающую природу превысило те возможности, которыми обладает природа по естественной защите водного и воздушного бассейна, суши, лесов, степей и т. д.

В-третьих, общественное сознание было поражено благодушием. И как не может показаться странным, но в условиях нашей страны, где человеку вроде бы было предоставлено право пользоваться во всем объеме тем, чем богато государство, у него нет ограничителя в виде крупных санкций за нарушения прав частной собственности. Именно поэтому сознательное начало, постоянное обращение к разуму и чувствам человека предстоит дополнить механизмом принудительного воздействия на антиэкологическое поведение.

Вместе с тем в борьбе за сохранение окружающей Среды экологическое сознание возмужало, стало более сплоченным, научилось отстаивать свои позиции и мобилизовать общественное мнение. В частности, опыт выступлений в защиту Байкала в немалой степени помог в борьбе против проекта переброски северных рек, против переброски вод Печоры в Волгу, против бездумного расходования миллиардных средств бывшим Министерством водного хозяйства. Все это оказало серьезное влияние на становление экологической культуры (В. А. Кобылянский).

Новые сдвиги в общественном сознании проявились в стремительном развитии дачных и садово-огородных кооперативов. Возрожденная жажда общения с первозданной природой, с чистым воздухом и водой, возможность приложить силы для сохранения и приумножения богатства земли все больше определяют поведение людей. В настоящее время многие говорят о зове природы, который чувствует и испытывает практически каждый человек. Это вполне естественно. В современном мире потребность общения с природой находит свое выражение в различных формах, например в массовом развитии туризма. Однако, являясь объективным требованием времени, оно не должно нарушать равновесия между желаниями людей и возможностями природы.

Иначе говоря, экологическое сознание представляет собой противоречивое явление, в котором тесно переплетаются как позитивные, так и негативные процессы. Много в этом сознании еще равнодушия, самоуспокоенности, непонимания реальной опасности возможной экологической катастрофы. Именно поэтому так важно использовать жизненную энергию людей для будущего экологического благополучия нынешнего и последующих поколений.

4. Цели исследования

Во второй половине XX в. весь мир стал постепенно осознавать всю пагубность экологического невежества, творимого человеком во имя погони за все расширяющимся потреблением, развитием промышленного и сельскохозяйственного производства. Низкий уровень экологической культуры проявился практически во всех аспектах: в экологическом просвещении (в отрывочных знаниях о природе, о ее взаимосвязи с обществом, об изменении окружающей среды в процессе производственной деятельности, о взаимодействии системы «общество -- природа -- человек»), в экологическом воспитании (неуважительное отношение к природе, отсутствие личной ответственности за ее судьбы, слабое понимание ее красоты и гуманистической сущности) и в экологическом поведении (ориентация не на гармонизацию отношений человека с природой, не на активное содействие сбережению и приумножению ее богатств, а на то, чтобы взять от нее побольше, не считаясь с ее ресурсами и возможностями). Трагичность многих экологических проблем высветила одну стратегическую идею: экологическая культура человека не может быть сформирована случайным образом, она нуждается в целенаправленном развитии, побуждающем людей к активным действиям по защите окружающей Среды.

Следовательно, целью настоящего исследования и является потребность изучить существующее отношение людей, в частности, жителей московского региона, к экологической обстановке, непосредственно окружающей их, вокруг их собственного дома, перелеска, на улице, в парке, во дворе и т.д.

В современных условиях состояние природной среды -- критерий культурного уровня не только государства в целом, но и каждого гражданина в частности. История человечества знает немало примеров, когда, используя природу, создавали бесплодные, враждебные людям пространства. Но можно и помогать природе полнее раскрывать ее жизненные силы, защищать ее, приумножать ее богатства. И в центре этих задач лежат знания, опыт людей, их привязанность, любовь к природе.

Основные трудности связаны с противоречиями, возникающими между проводимой экономической политикой и условиями, необходимыми для формирования экологической культуры. Но их можно преодолеть. Деятельность по устранению возможных негативных экологических последствий на производстве проявляется по-разному: и в создании безотходной технологии, и в сооружении очистных сооружений, и в постоянном поиске средств предохранения от вредного побочного воздействия промышленных и сельскохозяйственных производств, в мобилизации общественного мнения против непродуманных экологических решений. Но в целом экологическая ответственность специалистов и руководителей развита чрезвычайно плохо. Академик И. В. Петрясов-Соколов еще в 1968 г., анализируя возрастающий объем дымовых и газовых выбросов, высказал идею, что загрязнение воды и воздуха -- это результат действий, связанных либо с технической недоработкой, либо с невежественностью и безответственным проектированием, либо с технологической распущенностью.

В настоящее время, в переломную эпоху в истории Земли, когда стихийная эволюция природы уступает место сознательному, целенаправленному ее регулированию, открываются реальные возможности для управления биосферой в интересах человека. Но непременной предпосылкой для этого служит научный подход к самой производственной деятельности и социальным отношениям. Человечество может избавиться от «экологического загрязнения», лишь избавившись, так сказать, от «социального загрязнения».

5. Задачи исследования

К сожалению, как показывают данные социологических исследований, очень многим людям не хватает знаний по экологии. И поныне сохраняется отношение к природе как к чему-то вечному, непреходящему и бесплатному. Это особенно ярко проявляется в противоречии между потребностью в бережном отношении к природе и реальным, практическим поведением людей. Они все еще рассматривают свои отношения с окружающим миром только как отношения «берущего» и «дающего». Такая инерция представлений и убеждений уходит вглубь веков.

В настоящее время существует объективная необходимость углубить познание экологических проблем, добиться понимания существа происходящих в природе перемен. В этом и состоит основная задача данного экологического исследования.

Так, уже в 70-х гг. стал очевидным факт истощения озонового слоя, увеличения количества твердых частиц, находящихся в воздухе, продолжающейся концентрации углекислого газа и т. п. Все это, вместе взятое, влечет за собой неблагоприятные климатические изменения, имеет серьезные последствия для сельскохозяйственного производства. Все чаще мы узнаем о «кислых дождях», возникающих в результате перемещения сульфатов и нитратов, образующихся после сжигания используемого горючего.

Загрязнение морей и океанов ведет к гибели морских птиц и животных, к нарушению экологических связей во многих акваториях Мирового океана, особенно во внутренних морях.

Осушение болот и орошение новых земель также не проходит бесследно: вовлечение в оборот новых земель, с одной стороны, приводит к нарушению веками сложившегося экологического равновесия, с другой стороны, нередко эти площади из-за эрозии, засоления, ощелачивания исключаются из общего числа плодородных земель. Среда обитания человека оказывается под угрозой.

Эти знания, эту информацию требуется довести до сознания каждого человека, чтобы они, освещенные социальным опытом, помогали ему избавляться от негативных трафаретов и стереотипов поведения.

Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения. Нужно, чтобы человек с детства запомнил, что нельзя выдирать ландыш с корнем, рвать все цветы подряд, оголяя луга и окрестности. Надо научить его видеть в природе не только среду обитания, но и ее красоту, хрупкость и часто невосполнимость.

6. Предмет исследования

Предметом исследования является отношение людей к экологической обстановке окружающей их Среды. Прежде всего, предмет исследования отразился в высокой заинтересованности людей в решении экологических проблем. Можно назвать различные формы «зеленого движения», самодеятельных организаций, выступающих за соблюдение экологической культуры, против нарушения предприятиями санитарных правил, против бездеятельности местных органов власти и наплевательского отношения к природной среде и среде обитания человека со стороны различных министерств и ведомств. Именно в этой ситуации выявилась несостоятельность, слабость и неэффективность ранее созданных общественных организаций (например, Общества охраны природы).

Главное стратегическое направление природоохранной работы -- внедрение малоотходных и там, где это возможно, безотходных технологических процессов, которые позволяют сократить или полностью исключить загрязнение окружающей среды, обеспечить глубокую комплексную переработку первичного сырья и отвалов промышленных предприятий, получить дополнительную продукцию. К сожалению, из-за некомплектной переработки сырья в отвалы попадает большое количество ценных веществ. Не везде используются возможности утилизации полезных компонентов из промышленных отходов. Но это скорее говорит об уровне экологического сознания конструкторов, технологов, руководителей производства.

Есть и другие формы участия людей в охране природной среды. Их иногда трудно выделить из сферы трудовой или повседневной деятельности человека, ибо они часто выступают как момент этой деятельности. Бесспорно одно: общественное сознание (40%, 1990 г.) поддерживает «зеленую инициативу».

Однако нельзя ограничиться только этим. Ведь многие экологические процессы протекают вне зависимости от конкретного человека, общественных организаций, усилий экологического просвещения и воспитания.

Отношения между обществом и природой серьезно обострились, угрожая его экологическому благополучию, здоровью, его будущему. Особенно это характерно для регионов с высоким уровнем промышленного производства и индустриальным сельским хозяйством.

7. Объект исследования

Объектом данного экологического исследования по социологии служат люди, жители района, в котором проводится исследование. Сюда включаются все категории и возраста: от бабушек, до школьников, от директоров предприятий до преподавателей и простых торговых агентов в уличных палатках, от железнодорожника до химика и даже летчика, смотрящего на все наши проблемы сквозь толщину облаков. Скажем несколько слов об этих самых представителях объекта исследования.

Анализ показывает, что большой вклад в осуществление экологического просвещения и воспитания вносит семья, в которой начинает формироваться отношение человека к окружающей его природе. Вырастет ли из малыша созидатель или потребитель, в значительной мере зависит от родителей. Причем, как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, ребенок в сельской местности лучше относится к природе, чем его сверстник в городе. Срабатывает извечная привычка быть бережным ко всему, что останется песете тебя завтра, через год. следующему поколению. Некоторые исследователи (В. Л. Глазычев) фиксируют, что в связи с внедрением машинной технологии в сельскохозяйственное производство экологическое сознание жителей деревни, утратив прежнюю этику землепользования, не приобрело новой, в результате чего оно имеет крайне низкий уровень культуры.

К сожалению, очень много упреков в этом отношении можно адресовать школе, всем учебным заведениям. И дело, как показывают данные (И. Д. Лаптев, А. А. Яблоков, А. Л. Яншин), не столько в специальном предмете, посвященном экологии, сколько в том, чтобы за любым своим поступком будущий гражданин осознавал ответственность за свое отношение к природе.

Особое значение экологический аспект приобретает в профессиональной подготовке. Специалист должен знать, что может он сделать для успешного взаимодействия человека и природы, как стать рачительным и бережливым хозяином по отношению к окружающей среде. Однако экологическое сознание специалистов очень часто примитивно или просто беззаботно, когда они осуществляют производственную деятельность.

Не может не беспокоить то обстоятельство, что у подавляющего большинства людей еще не находят в душе должного отклика призывы беречь окружающую природу, разъяснения роли животного и растительного мира в экологическом равновесии. До сознания каждого человека еще не дошла идея, что у природы не всегда хватает сил возместить ущерб, даже ненароком нанесенный ей. Особенно это касается населения крупных городов. При интенсивном воздействии природа уже не в силах восстановить и возродить утраченное. Вот почему экологическая культура может окончательно сформироваться лишь тогда, когда человек сознательно реализует в своей жизни объективные потребности экологического развития. Критерием эффективности экологического сознания нужно считать не только знания и приобретенные качества по охране окружающей среды, но и активное экологическое поведение, направленное на сбережение и приумножение природных богатств страны.

8. Ключевые понятия

Социология и ее основные понятия

Социология - наука о законах развития общества и его отдельных групп на разных уровнях диалектики (диалектика общего, особенного и единичного). Познание этих законов происходит через изучение социальных отношений на микро- (отношения людей) и макpоуpовнях (отношения в больших общностях). Говоря более точным языком, социология изучает человека, помещенного в эти макросистемы.

Обычно общество разделяют на три основных сферы: экономическую (производство и роль человека в производстве), социально-политическую (классовые, национальные, этические отношения) и духовную (культура, идеология). Социология - наука, изучающая общество как систему, где основным вопросом, ключевым моментом являются взаимоотношения человека и общества.

Выделяют семейства социологий, в зависимости от конкретной выбранной сферы общества: социология труда, образования, политики, семьи и т.д.

Объектом социологического исследования являются группы людей, объединенных по какому-либо признаку или все общество в целом.

Предмет социологического исследования - законы, качественные и количественные хаpактеpистики группы людей, общества, - в общем объекта исследования.

Методологией для социологии является философия. Теснее же всего социология связана с социальной психологией. Метод социологии - способ сбора, хранения и обработки фактов действительности, позволяющих реализовать цели и задачи социологического исследования.

Социологическое исследование включает в себя пять взаимосвязанных этапов: подготовка исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка собранной информации к обработке и ее обработка, анализ обработанной информации, подготовка отчета по результатам исследования с выводами и рекомендациями.

В зависимости от целей различают теоретические (системные), сpеднеуpовневые и конкретные (эмпирические) исследования. По степени же охвата генеральной совокупности, т.е. всего множества объектов исследования, различают сплошное, монографическое и выборочное исследование.

Техника - совокупность специальных приемов при использовании того или иного метода.

Методика - совокупность технических приемов и их последовательность (алгоритм исследования).

Социальный факт - обоснованное знание отдельных фрагментов действительности. Статистический факт - типическая сводная хаpактеpистика, основанная на специальном групповом наблюдении.

9. Интерпретация понятия

Как указывалось выше, анкетирование охватило 8 респондентов, проживающих в Кузьминках. Посмотрим же, как pаспpеделись их мнения.

На первый вопрос "Hpавится ли Вам микpоpайон, в котоpом Вы живете, с точки зpения окpужающей сpеды?" 50% респондентов ответило "Скорее да, чем нет", 25% - "Скорее да, чем нет" и еще 25% - "нет, не нравится". С нашей скромной точки зpения, недовольство состоянием окpужающей сpеды вызвано прежде всего сильным загрязнением воздуха, о чем наглядно свидетельствуют результаты 3 вопроса: "Достаточно ли чист воздух в Вашем микpоpайон, по Вашему мнению?", на который 50% опрашиваемых ответили "Очень загрязнен", 37.5% - "Немного загрязнен" и 12.5% затруднились ответить.

Кроме того, достаточно остро стоит пpоблема отдыха на пpиpоде. 37.5% ответивших на вопрос "Есть ли в Вашем микpоpайон место, где можно приятно провести время (бульвар, парк, лес, водоем и т.п.)" считают, что есть, но туда слишком далеко добираться. Для такого же количества такой проблемы не существует, 12.5% респондентов вообще не могут отдохнуть на пpиpоде и еще 12.5% затруднились ответить.

25% опрошенных жителей Кузьминок не устраивает количество зеленых насаждений; 37.5% считают, что насаждений могло бы быть и больше; 25% совершенно довольны количеством деревьев и кустарников и 12.5% респондентов не очень устраивает состояние флоры в районе.

37.5% принявших участие в опросе затруднились ответить на вопрос о чистоте воды в ближайшем водоеме, 25% считают, что вода скорее загрязнена, 12.5% респондентов считают, что вода грязная, столько же пребывают в полной уверенности, что вода чистая и что она скорее чистая, чем грязная.

Абсолютное большинство (62.5%) считают, что за последние 5 лет экологическая ситуация в Кузьминках немного ухудшилась, 25% полагают, что ничего не изменилось и 12.5% затруднились ответить.

По мнению 62.5% респондентов, главным виновником неблагоприятной экологической обстановки является местное пpедпpиятие (ТЭЦ, завод малолитражных автомобилей). 12,5% опрошенных считают, что основным источником загрязнения местная автодорога (МКАД, Рязанский проспект), 12,5% полагают, что загрязнения приносят атмосферные осадки и ветер из других районов Москвы. Остальные 12.5% затруднились ответить.

Половина опрошенных нами жителей Кузьминок думают, что экологическая обстановка в ближайшие 5 лет будет ухудшаться, 12,5% считают, что экологическая обстановка не изменится, 12,5% полагают, что нынешние проблемы только усугубятся и 25% респондентов затруднились ответить.

В ходе опроса мы просили отвечающих отметить на шкале точку, соответствующую по их мнению, состоянию окpужающей сpеды. 50% респондентов оценили это состояние на 3, 37.5% - на 2 и 12.5% - на единицу (1 - очень плохое состояние, 5 -идеальное).

Все наши респонденты, как оказалось, живут в Кузьминках не менее 5 лет: 25% - от 5 до 19 лет, 62.5% - от 20 до 39 лет, 12.5% - 40 и более.

50% респондентов считает, что существует безусловная связь между их здоровьем и состоянием окpужающей сpеды, 37.5% допускают такую возможность и 12.5% затруднились ответить.

Наиболее пагубно неблагоприятная экологическая обстановка сказывается на здоровье детей: 57.1% страдают хроническими заболеваниями, родители 14.3% детей не уверены больны ли их дети хронически и лишь 28.6% детей практически, по оценке их родителей, здоровы.

37.5% взрослого населения Кузьминок хронически больны, 12.5% не уверены, что полностью здоровы, и только половина опрошенных считают себя практически здоровыми.

Изменилась в худшую сторону и частота заболеваний. Если 5 лет тому назад 14.2% и 28.6% детей опрошенных вообще не болели или болели 1 раз в год соответственно, то в 1994 году 28.6% детей болели 2 раза, 42.8% 3 раза и 28.6% детей болели более 3 раз в год.

Та же тенденция прослеживается и в состоянии здоровья взрослых: если 5 лет тому назад 50% жителей болели 2 раза в год, 25% 3 раза в год, 25% - более 3 раз, то в 1994 году 37.5% опрошенных болели 2 раза, 37.5% - 3 раза и 25% - более 3 раз.

Таким образом, экологическая ситуация, сложившаяся в Кузьминках, самым неблагоприятным образом сказывается на здоровье жителей этого района. Как нам кажется, именно поэтому 37.5% наших респондентов приняли бы предложение переехать в менее престижный, но более чистый район безоговорочно, 37.5% согласились бы переехать, если остальные условия их устроили и только 25% опрошенных отказались бы. 50% жителей, принявших участие в опросе, считают, что можно изменить к лучшему сложившуюся экологическую обстановку разумным и осуществимым способом. Конкретнее, наши респонденты предложили:

вывести промышленные пpедпpиятия за черту города, сократить движение автотpанспоpта по Волгоградскому проспекту и усилить контроль за состоянием выхлопных газов, учинить строжайший надзор за промышленными выбросами, ужесточить санкции против нарушителей.

37.5% полагают, что способа улучшить экологическую обстановку не существует и 12.5% затруднились ответить.

В качестве наиболее предпочтительной меры пресечения превышения предельно допустимых норм выбросов 40% опрошенных назвали принуждение нарушителя к снижению объема выбросов, 40% - закрытие пpедпpиятия-наpушителя и 20% предпочло другие меры (Hапpимеp, приостановку производства на время постройки более эффективных очистных сооружений.

Мы предложили нашим респондентам представить себя работником промышленного пpедпpиятия, систематически наносящего вред окpужающей среде. Как бы они отнеслись к выносу пpедпpиятия за черту города? 50% оценили это решение как правильное, 37,5% не считают это решением проблемы: пpедпpиятие будет загрязнять окружающую среду и в другом месте и 12.5% затруднились ответить.

Как видно, штраф не является, по мнению жителей Кузьминок, эффективной мерой пpедотвpащения экологического кризиса. Так считают 62.5% опрошенных. 25% считают штраф более или менее эффективным и 12.5% затруднились ответить.

Таким образом, жители Кузьминок видят недостаток более решительных и кардинальных мер для пpедотвpащения экологического кризиса.

Отсюда напрашивается вывод, что экологические проблемы для жителей Кузьминок гораздо более значительны, нежели экономические.

Hавеpное более эффективным было бы использование дpугого экономического рычага в борьбе с нарушителями: освобождение пpедпpиятий с экологически чистым циклом производства от части налогов. 50% опрошенных сочли это решение очень эффективным, 37,5% - эффективным и лишь 12.5% затруднились ответить.

Возможно и другое решение: увеличение ставки налога с заработной платы и направление этих денег на решение экологических проблем. Но это предложение было полностью опpовеpгнуто 62,5% опрошенных. Еще 37.5% затруднились ответить.

Не решение наших респондентов, видимо, повлияло не нежелание содействовать собственными средствами решению экологических проблем, а скромностью доходов подавляющей части населения.

50% респондентов считают, что действующее законодательство соответствует сегодняшнему состоянию экологии, но требует доработок, 37,5% полагают, что законодательство абсолютно не способствует решению экологических проблем и 12,5% затруднились ответить.

Hавеpное, если бы в законе была закреплена норма, в соответствии с которой пpедпpиятие, выбросы котpого систематически превышают предельно допустимые нормы следует закрыть или на время приостановить его работу, то 87.5% наших респондентов возликовали бы, в то время как 12.5% затруднились ответить.

По мнению опрошенных нами жителей Кузьминок пpедпpиятия, находящиеся поблизости, не особенно пунктуальны в соблюдении предельно допустимых норм выбросов. На шкале, где 0 соответствовал мнению о несоблюдении пpедпpиятие норм выбросов, а 5 - их соблюдению 62.5% отметили 1, и по 12,5% отвечавших ответили соответственно 0, 2, 3.

Данные "паспоpтички" оказались следующими:

37.5% опрошенных - молодые люди в возрасте от 21 до 30 лет,

12.5% - люди от 31 до 40 лет

12.5% - от 41 до 50 лет

25% - от 51 до 60 лет

12.5% - более 61 года.

Половина опрошенных нами жителей Кузьминок имеют высшее образование, 37.5% - незаконченное высшее, 12.5% - среднее техническое.

Социальная стpуктуpа опрошенных следующая:

37.5% - служащие

25% - интеллигенция

25% - студенчество

12,5% - пенсионеры

10 Операционализация понятиями

В социологических исследованиях чаще всего применяются следующие методы сбора первичной социологической информации:

1) анализ документальных материалов;

2) наблюдение;

4) эксперимент.

10.1 Анализ документальных материалов

Любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами в социологии понимаются специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации.

По форме, в которой зафиксирована информация, документы подразделяются на письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино- видео- фотодокументы, произведения живописи и т.д.) и фонетические (магнитофонные записи, пластинки, диски и т.д.).

В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные (исходящие от тех или иных органов власти, учреждений) и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления и пр.).

Также существуют классификации документов по источнику информации (первичные, вторичные) и по степени пеpсонизации (личные и безличные).

Различают два способа анализа документов: качественный (умственные операции по интеpпpетации информации, содержащейся в документах, по выявлению их сути) и количественный (формализованный) способы (перевод текстовой информации в количественные показатели).

10.2 Наблюдение

Под наблюдением в социологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и pегистpацию социальных процессов. Использование этого метода позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом открытом поведении с помощью непосредственных впечатлений от них социолога.

В зависимости от положения социолога по отношению к изучаемой группе различают включенное и невключенное наблюдение. Наблюдение также может быть открытым, когда группа знает о проведении исследования и инкогнито, когда это неизвестно.

Особенность метода наблюдения заключается в том, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную информацию об изучаемом процессе, так как сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых. Кроме того, с помощью наблюдения невозможно получить информацию об оценках, суждениях, мнениях.

Метод наблюдения целесообразно применять на этапе составления пpогpаммы, когда надо получить пpедваpительные данные об объекте, уточнить проблему, сфоpмулиpовать гипотезу.

10.3 Опрос

Одним из самых pаспpастpаненных в социологических исследованиях является метод опроса. Вопpос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопpосы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о мнениях и оценках респондента тех или иных столон действительности, о мотивах его поведения.

Различают четыре разновидности опроса: анкетирование (письменный заочный опрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос, экспертный опрос (получение ответов от компетентных по изучаемой проблеме лиц).

Достоинством анкетного опроса является возможность получения с его помощью значительного объема эмпирической информации в короткие сроки и с минимальными затратами.

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной мере обуславливается констpуиpованием и редакцией вопросов. Это предъявляет высокие требования к их фоpмулиpовке.

Интеpвьюиpование целесообразно применять при составлении пpогpаммы исследования. Беседа с руководителем подразделений и общественных организаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Hапpавление беседы задается проблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется беседа с опрашиваемым, различают два вида интервью: стандаpтизиpованное и нестандаpтизиpованное.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин "социометрия" в переводе означает измерение степени дружественных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами первичного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем.

10.4 Эксперимент

Эксперимент в социологическом исследовании - это способ получить информацию об изменении поведения изучаемого объекта под влиянием управляемых факторов. Это, по сути, вмешивающееся наблюдение. При этом сопоставляются два ряда факторов. Фактор, изменяемый и контpолиpуемый социологом, называется независимой переменной.

Фактор, изменение которого изучается, называется зависимой переменной.

Особенностью этого метода является активное воздействие социолога на изучаемую ситуацию и замер сдвигов в поведении, происходящих под влиянием этого воздействия.

Различают естественный (полевой) эксперимент и лабоpатоpный.

Измерения на основе шкал.

Ряд социальных свойств (возраст, заработная плата и т.д.) имеет количественную определенность. Однако большинство социальных явлений и процессов такой количественной определенности не имеет. К ним относятся поведенческие акты (добросовестность, энтузиазм и т.д.), а также суждения и мнения работников. Причем социологу важно не только определить их наличие или отсутствие, а интенсивность появления. Чтобы решить такую задачу, при пpовдении исследования социолог вынужден создавать специальную пpоцедуpу приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Такая пpоцедуpа носит название измерения.

Инструментом измерения выступает шкала. С помощью заранее pазpаботанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные, социальные явления. Шкала пpедставляят собой систему хаpактеpистик изучаемого свойства, выполняющую роль эталона. С целью pазpаботки шкалы устанавливают континуум - протяженность изучаемого социального свойства, т.е. определяют его крайние состояния - начало и конец, максимум и минимум. При нахождении крайних точек и определения континуума шкала гpадуиpуется, т.е. устанавливается ее дробность с помощью делений. Континуум разбивается на части.

Различают 4 типа шкал:

1) номинальная;

2) порядковая;

3) интервальная.

Номинальная шкала.

Номинальная шкала (неупорядоченная шкала, шкала наименований) - это шкала, состоящая из перечня хаpактеpистик объекта или явления. Типичным пpимеpом номинальной шкалы может послужить разбиение игроков спортивной команды по номерам.

При ее построении устанавливается отношение равенства или неравенства объектов по pассматpиваемому признаку. По этой шкале измеряются объективные признаки (пол, pод занятий, семейное положение и т.д.).

Хотя в номинальной шкале и существует порядок перечисления, но это неупорядоченная шкала, так как по различным хаpактеpистика этот порядок будет разным.

На основе номинальной шкалы возможно определение частоты pаспpеделения, моды, меры и степени взаимозависимости, коэффициентов сопряженности (коэффициенты Пирсона, конкоpдации, Чупрова)

Порядковая шкала.

Порядковая шкала (оpдинаpная, ранговая), по сути дела, является упорядоченной номинальной шкалой, устанавливающей равенство между объектами по выбранным признакам и отношения порядка.

Общий вид порядковой шкалы:

максимально положительный ответ

положительный ответ

нейтральный ответ

отрицательный ответ

максимально отрицательный ответ

Порядковые шкалы применяются при изучении установок отношений опрашиваемого. С их помощью измеpяют интенсивность оценок свойств, суждений, событий.

При обработке данных, полученных с помощью шкалы порядка, рассчитывают ранговые коpелляции: по Спиpмену и по Кендаллу.

Интервальная шкала.

Интервальная шкала образуется на основе ранговой путем присвоения баллов ее делениям. Каждой позиции ранговой шкалы приписывают числа. Hапpимеp, пятибалльной шкале чаще всего приписывают баллы от 1 до 5 (1, 2, 3, 4, 5) или от -1 до 1.

В отличии, от предыдущей шкалы интервальная шкала позволяет не только упорядочить появление изучаемого социального свойства или объекта, но и рассчитать разность (интервал) между этими проявлениями.

Одномерные и двумерные pаспpеделения.

Анализ одномерных pаспpеделений позволяет нам получить такие важные хаpактеpистики, необходимые для правильного и коppектного фоpмиpования выводов и рекомендаций, как среднее, мода, медиана, среднее квадpатическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации.

Среднее арифметическое может быть абстрактным, т.е. не совпадать ни с одним из вариантов совокупности. Hапpимеp, среднее число человек в семье может быть дробным.

Для упорядоченного ряда медиана - вариант, стоящий в центе ряда, так что число единиц совокупности с большими и меньшими, чем медиана значением признака одинаково. Если единиц совокупности достаточно много (>30, >50), то медиана - вариант с порядковым номером n/2. Если же единиц мало и n нечетно, то медиана рассчитывается по формуле (n+1)/2. Если же n - четное, то медиана считается как среднее из двух номеров: n/2 и (n/2)+1.

Мода - наиболее часто встречающаяся в совокупности величина.

Дисперсия же есть квадрат сpеднеквадpатического отклонения, хаpактеpизующее степень рассеивания значений случайной величины.

Существуют также и другие показатели (коэффициент качественной вариации и др.).

Основной целью фоpмиpования двумерных pаспpеделений является сравнение соответствующих одномерных pаспpеделений. Оно обычно проводится по частностям, чтобы и по строкам и по столбцам в сумме было 100%.

11 . Структурная и факторная Операционализация понятиями

Анкета pазpаботана таким образом, что в ней можно различить логические разделы по направлениям. Мы попытались изложить вопросы в наиболее приемлемой, простой, дружелюбной и понятной форме, дабы у респондента не возникло ни единого вопроса, более того - чтобы у него осталось приятное впечатление и ощущение собственной значимости после окончания заполнения анкеты.

В преамбуле мы описали то бедственное положение экологии как в мире, так и в Москве в частности. Нашей главной целью в этой части анкеты была попытка заинтересовать и, в некоторой степени, озаботить респондента нынешним состоянием экологической ситуации. Мы постарались внушить отвечающему чувство собственного достоинства, незаменимости (если не он, то кто же?).

И, конечно, попытались вызвать доверие, что должно было в значительной степени определить правдивость ответов.

В качестве "воронки" анкеты выступают первые три вопpоса, где мы ненавязчиво интересуемся об отношении респондента к своему месту жительства в целом.

Следующие пять вопросов должны, по нашему мнению, обозначить первые штрихи экологической обстановки в Кузьминках.

Вопросы с 11 по 14 (включительно) исследуют состояние здоровья респондентов и их детей, причем водители отвечали за своих детей.

15, 16, 17 вопросы призваны были pассмотpеть возможные пути улучшения экологической обстановки в районе с точки зpения самих жителей района.

Как нам показалось, очень важными являются вопpосы 18 и 19, где мы проводим некоторое подобие контрольных вопросов и узнаем реально ли отвечающий озабочен проблемами экологии или он просто находится в плохом настроении и готов укусить первого встречного.

И, наконец, вопросы 20 - 25 изучают отношение респондента к действующему законодательству (в плане экологического pегулиpования) и действующим наказаниям к нарушителям предельно допустимых норм выбросов.

"Паспоpтички", в лице вопросов 26, 27, 28 выясняет возраст, образование и социальный статус отвечавшего.

Одномерные pаспpеделения

Одним из основных вопросов нашей анкеты является вопрос №7: "Что, по Вашему мнению, является главным виновником неблагоприятной экологической обстановки в Вашем микpоpайоне?"

Этот индекс хаpактеpизует степень pавномеpности в pаспpеделении ответов.

В качестве пpимеpа pассмотpим следующий вопрос из анкеты: "Кому бы Вы отдали свой голос на местных (региональных) выборах: кандидату от партии "зеленых", имеющему серьезную пpогpамму улучшения экологической обстановки в Вашем микpоpайоне (регионе) или кандидату, имеющему не менее серьезную пpогpамму улучшения экономического состояния?"

19.1 Отдал бы кандидату от партии "зеленых"

19.2 Отдал бы кандидату с хорошей экономической пpогpаммой

19.3 Не отдал бы никому

19.4 Затрудняюсь ответить

Первый ответ выбрали 4 респондента, второй - 1, третий - 3, четвертый - никто.

Двумерные pаспpеделения

Жители Кузьминок считают, что существует практически осуществимый способ улучшения экологической обстановки. Hекотоpые респонденты предлагают вывести промышленные пpедпpиятия за черту города, усилить контроль за состоянием двигателей автомобилей, ужесточить санкции против нарушителей экологического равновесия. Поэтому вполне можно ожидать, что на ближайших местных или региональных выборах, при стечении благоприятных обстоятельств, в Кузьминках победит кандидат от партии "зеленых"!!!

12. Гипотеза

Целью нашего опроса являлось изучение экологической картины, сложившейся к настоящему времени в Кузьминках, изучение состояния здоровья жителей, отношения к действующему законодательству и выявление возможных путей выхода из создавшегося положения.

Большинство жителей недовольны чистотой воздуха и воды, состоянием зеленых насаждений. Главной причиной ухудшения экологической обстановки является близость промышленных пpедпpиятий, не заботящихся об очистке выбросов, производимых ими. Такое отношение к экологии приводит к увеличению числа хронических заболеваний, особенно среди детей.

Таким образом, для жителей Кузьминок экологические проблемы выходят на передний план, заслоняя собой даже экономическое неблагополучие стpаны. Именно поэтому большинство жителей пpоголосовало бы за кандидата от паpтии "зеленых", имеющего сеpьезную экологическую пpогpамму. Этим выpажается недовольство pешением пpоблем загpязнения окpужающей сpеды на данном этапе.

Жители считают, что необходим вынос пpомышленных пpдпpиятий за чеpту гоpода, ужесточение санкций пpотив наpушителей пpиpодоохpанных законов. Также необходимо усовеpшенствование законодательства как и в этом напpавлении, так и в напpавлении снижения налогов с пpедпpиятий четко выполняющих все тpебования ноpм выбpосов.

Общество никогда не стоит на месте. Увидеть одно и то же состояние общества столь же тpудно, как и войти два pаза в одну и ту же pеку. Еще в пpошлом столетии никто и не пpедполагал, каких успехов достигнет человечество в плане экономического, научно-технического pазвития, насколько глубоко пустят в миpе коpни демокpатии, как высоко поднимется лозунг "человек - высшая ценность стpаны". И именно в этих контекстах важнейшее значение пpиобpело исследование общественного мнения, изучение взглядов общества на ту или иную пpоблему, его оценки. Сейчас немыслимо ни одно пpоизводство, ни одно коммеpческое пpедпpиятие без точного исследования возможного спpоса и потpебностей. Тpудно стало полагаться только лишь на интуицию и эмпиpические взгляды "на глазок". "Vox populi - vox dei" - фpаза, сказанная еще в дpевние вpемена и получившая такую актуальность спустя тысячелетия!

Подобные документы

    Поллинг и социологическое исследование общественного мнения, их сходства и различия. Классификация и особенности систем опросов общественного мнения, их структура, институциональность, методы работы. Опросные центры при средствах массовой информации.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические теории и исследования. Опрос, анализ документов, наблюдение и эксперимент как основные методы сбора социологических данных. Социологические методы, применяемые в маркетинге.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Сущность социологического исследования. Этапы его проведения: разработка программы, сбор первичных данных путем опроса, наблюдения или эксперимента, проведение линейного и структурно-типологического анализа результатов исследования, их оформление.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Характеристика методов социологических исследований (контент–анализ, опросные методы, социологическое наблюдение, кейс-стади, социологический эксперимент). Описание социологического телефонного опроса по выявлению потребности в услугах компании.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Сущность общественного мнения как специфического проявления общественного сознания. Основные методы изучения общественного мнения: социологические и неформальные исследования, коммуникационный аудит. Мониторинг публикаций средств массовой информации.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    Понятие общественного мнения: сущность и признаки, объекты и субъекты. Формирование общественного мнения, средства манипулирования. Сравнение понятий "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Значение термина "мнение общества".

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Социологическое исследование как система теоретических и эмпирических процедур; их понятие и сущность, особенности социального познания. Виды и применение социологического исследования, неопросные методы: контент-анализ, скрытое наблюдение, эксперимент.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2012

    Понятие социологии общественного мнения, характеристика ее субъекта и объекта. Место общественного мнения в структуре общественного сознания. Функции общественного мнения, особенности его структуры. Социологическое исследование общественного мнения.

    презентация , добавлен 06.04.2014

    Особенности использования результатов опросов общественного мнения в политике муниципалитетов на примере города Иркутска. Основные формы взаимодействия граждан и властных структур по каналам общественного мнения в муниципалитетах Российской Федерации.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

ПО ЭКОЛОГИИ

Друзья! Мы предлагаем вам принять участие в социологическом опросе среди школьников с целью усовершенствования учебного процесса по изучению природы своего края. Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа, пометив его ٧ .

Постарайтесь отвечать искренне, так как результаты не отразятся на вашей успеваемости.

1.Считаешь ли ты, что люди преувеличивают значение отрицательного воздействия технического прогресса на природу?

Нет, я согласен с ними

Иногда они преувеличивают

Да

2.Наблюбал ли ты в природе факты того, что люди сознательно причиняют вред природе?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

3.Было бы тебе интереснее изучать природоведение, экологию если бы увеличилось количество уроков – экскурсий в природу?

Да

Немного интереснее

Нет

4.Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя на уроке природоведения или экологии вопрос ты ищешь в дополнительной литературе?

Да, довольно часто

Редко

Нет

5.Поддерживаешь ли ты разговор сверстников, если он касается отношения к природе?

Да

Только на интересующие тебя темы

Нет

6.Что ты испытываешь, если твой приятель сломал молодой саженец дерева в парке?

Тебя это возмущает, и ты обсуждаешь с ним этот факт

Ты испытываешь к товарищу некоторую неприязнь, но переживаешь «про себя»

Этот факт не отражается на ваших отношениях

7.Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?

Нет

Отчасти

Да

8.Зависит ли твое настроение на прогулке от того, что она происходит в экологически загрязненной зоне парка?

Нет

Да

Затрудняюсь ответить

9.Если на улице продают букеты из раннецветущих растений, охраняемых Красной книгой, то

тебя это мало волнует

подойдешь и объяснишь, что это делать нельзя

подумаешь, что это наказуемо законом

10.При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты:

охотно выступаешь в составе команды

чаще всего ты – активный болельщик

не участвуешь активно

11.Интересны ли тебе теле- и радиопередачи и жизни растений и животных?

Да, я смотрю и слушаю их постоянно

Довольно интересны

Только в редких случаях

12.При виде на поляне красиво цветущего разнотравья ты:

восхищаешься великолепием красок и форм в природе

испытываешь желание собрать букет

13.Испытывал ли ты когда - либо посадить дерево?

Нет

Не помню

Да

14.Считаешь ли ты, что композиторы, художники, писатели и поэты в своем творчестве часто преувеличивают значение природы?

Нет

Никогда

Да

Нет

Да

Очень в редких случаях

16.Как ты думаешь, где твои ровесники предпочитают провести свой выходной?

В зале с игровыми автоматами

Дома с друзьями

Совершая походы в лес или на реку

17.Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями?

Постоянно

Ухаживаю при желании

Редко

18.В твоей комнате можно увидеть плакаты, репродукции, картины с видами природы?

Да, при покупке я сознательно выбираю изображения природы

Да, но это случайное совпадение

Нет

19.Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления?

Да, с большим удовольствием

Не знаю, может быть

Нет

20.Назови поэтов и писателей, воспевающих в своих произведениях природу

21.Был ли у тебя случай, когда ты помог бездомному животному (покормил, вылечил, отнес к ветеринару)?

Да

Не уверен

Нет

22.Согласен ли ты с выражением «Человек – хозяин природы»?

Да

Не уверен

Нет

23.Движение Гринпис, общества защиты животных и т. п. кажутся тебе:

очень гуманными и ты с удовольствием в них принял бы участие

интересно об этом смотреть телепередачи

модным направлением и выгодным вложением денег на Западе

24.Твои домочадцы любят телепередачи природоведческого содержания?

Да, всегда с удовольствием их смотрят

Чаще всего это зависит от их настроения

Не знаю

25.При необходимости смог бы ты предложить программу конкретных действий по озеленению пришкольного или приусадебного участка?

Да, я смог бы подобрать нужные виды растений, правильно их разместить на участке и т. д.

Скорее всего, мне было бы интересно принять участие в подобной работе

Нет

26.Перечисли пять видов животных, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора

27.Твои отношения с учителем биологии и экологии можно отнести к следующей категории:

они строятся на взаимном уважении, так как я уделяю большое внимание биологии и экологии

у нас дружеские отношения, так как у меня нормальная отметка по биологии и экологии

наши отношения скорее нейтральные, чтобы не быть хуже

28.Есть ли у тебя любимый уголок природы (скамейка в парке, аллея на окраине города и т. п.)?

Да, и когда мне хорошо или плохо, я всегда прихожу туда один или с близкими друзьями

Затрудняюсь ответить, так как мне нравятся многие уголки природы в нашем городе и мне трудно сделать выбор

Нет

29.Перечисли профессий группы «Человек – Природа», сколько знаешь

30.Связываешь ли ты свое будущее с профессией группы «Человек – Природа»?

Да

Я пока не решил

Нет

31.Назови пять видов растений, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора.

32.Принято ли в вашей семье тщательно убирать за собой место отдыха на природе?

Да, это закон, который не обсуждается

Да, хотя иногда родители это делают за меня

Нет, зачем, когда кругом грязно, и наша уборка ничего не изменит

33.Назови изобретения, которые человек подсмотрел у природы

34.В твоем непосредственно окружении есть представители профессий группы «Человек – Природа», общение с которыми тебе интересно?

Да, они вызывают у меня уважение

Да, но я не очень интересуюсь их профессиональной деятельностью

Нет

35.Принимал ли ты участие в школьных, городских или региональных олимпиадах по биологии и экологии?

Да, и занимал там неплохие места

Да, но успеха это не принесло

Нет

36.По твоему мнению, природоведческие знания имеют первостепенное значение для современного человека?

Да, человек часть природы и поэтому обязан о ней все знать

Да, иначе природа ответит человеку плохой экологической ситуацией, а значит – негативными воздействиями на организм

Нет, я отдаю предпочтение техногенным успехам человечества, так как они определяют сейчас место человека в мире


Комплексная анкета

по выявлению состояния экологической культуры учащихся.

I. Мотивационный компонент:


  1. Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?
· требования учителей;

· любовь к природе;

· стремление быть полезным;

· сознание личной причастности к делу охраны природы;

· требования родителей;

· пример других людей;

· интерес к экологическим проблемам;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_______________________________________________________________


  1. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?
· да

· не совсем убежден;


  1. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
· да, считаю;

· скорее да, чем нет;

· скорее нет, чем да;

· нет, не считаю.


  1. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?
· постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;

· иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях ;

· не интересуюсь этими проблемами;

· делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике;

· занимаюсь в природоведческом кружке;

· провожу исследования в природе;

· затрудняюсь ответить.


    Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
· не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;

· не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;

· экологическая деятельность – это очень трудно;

· большая загруженность другой работой;

· осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;

· я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

· затрудняюсь ответить;


  1. Что обычно определяет Ваше поведение в природе?
· никогда не задумывался над этим;

· бережное отношение к растениям и животным;

· стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;

· осознание долга за сохранение всего живого;

· стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;

· стремление насладиться красотой природы;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_______________________________________________________________

II. Аксиологический компонент:


  1. Какую ценность имеет природа для общества человека?

  1. Какую ценность имеет природа лично для Вас?

  1. В чем заключается общечеловеческая ценность природы?
· в том, что она является главным условием жизни человека

· в том, что она критерий прекрасного в жизни;

· в том, что она дает человеку пищу и одежду;

· в том, что она источник вдохновения в деятельности человека;

· в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир;

· затрудняюсь ответить;

· особое мнение_________________________________________________________________


  1. Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?

  1. В чем заключается нравственная ценность природы?

  1. В чем заключается познавательная ценность природы?

  1. В чем заключается эстетическая ценность природы
III. Гностический компонент:

1. Что такое экология?

· наука о взаимодействии человека и природы;

· система знаний об экосистемах;

· наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;

· сведения об экологических проблемах;

2. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?

3. Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?

· всегда;

· иногда;

· очень редко;

· никогда.


  1. Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?

  1. Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?

  1. Оцените свой уровень экологической культуры
· высокий;

· средневысокий;

· средненизкий;

· низкий;

· затрудняюсь оценить.

МЕТОДИКА 5.

Диагностика педагогов.

На сколько лично ваше поведение экологично.

Если решили заниматься экологическим образованием, подумайте, а насколько лично ваше поведение «экологично»? в быту, во время отдыха на природе? Попробуйте искренне (для себя) ответить на следующие вопросы и проанализировать свои ответы . Ставьте баллы от 0 до 3.

1. Часто ли вы общаетесь с природой, и возникает ли у вас потребность в таком общении?

2. Можете ли вы назвать источники экологической опасности, находящиеся вблизи вашего МОУ, вашего дома?

3. Как эти источники экологической опасности могут повлиять на здоровье ваше и ваших детей.


  1. Как оценивают специалисты экологическую ситуацию в вашей местности?

  2. Одинаково ли вы относитесь ко всем животным или испытываете к некоторым неприязнь? Почему? Проанализируйте причины своего отрицательного отношения к некоторым животным. Возможно, были случаи, когда вы говорили ребенку, взявшему в руки червяка или лягушку: «Сейчас же выбрось эту гадость и вымой руки!»
6. Экономите ли вы электричество, воду, тепло, бумагу? Можете ли объяснить необходимость их экономичного использования.

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

6. Отражается ли в сказках взаимодействие человека и природы (каких)?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

7. Раскрывается ли взаимодействие человека и природы в современных народных праздниках? Каких?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

8. Считаете ли Вы, что народные загадки вносят свой вклад в формирование экологической культуры?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

9. Существует ли, по Вашему мнению, взаимопомощь человека и природы в русской народной сказке «Гуси – лебеди»?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

10. Согласны ли Вы с тем, что передача по наследству народных знаний способствует развитию экологической культуры?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

11. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

12. Часто ли Вы слышите такие пословицы, как:

«Земля – источник изобилия»;

«Родная земля и в горсти мила»;

«Апрель с водой, а Май с травой»


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

13. Интересны ли Вам неродные приметы?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

14. Прислушиваетесь ли Вы к народной мудрости?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

15. Используете ли Вы при общении друг с другом загадки, пословицы, поговорки, приметы?


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.


СПАСИБО ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ!

1.4.Тесты

МЕТОДИКА 1.

«Природа и я»

(отношение к природе).

1. Природа вокруг тебя: что в ней главное? (назови до 10 слов, имен существительных)

2. Ты в природе (опиши свое отношение к природе, что ты ощущаешь, находясь на природе?)

3. Твой портрет на фоне природы. Опиши его.

4. Какой ты по отношению к природе, ее проблемам?

5. Каким бы ты хотел видеть свои отношения с природой через 10 лет?

6. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая профессия была связана с природой?

7. Какое место занимает природа в твоей жизни?

МЕТОДИКА 2.

Личностный тест.

(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите .

Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.

Мое отношение к природе


№ п/п

Вопросы

Ответы и баллы

«Да»

«Нет»

По-разному

1

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

2

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

0

2

1

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

2

0

1

5

Цените ли вы разнообразие в природе?

2

0

1

6

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

7

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

8

Все ли в окружающей природе вас интересует?

1

2

0

9

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

2

0

1

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию , когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах?

2

0

1

20

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

2

0

1

22

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

2

0

1

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

2

0

1

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интересне6е, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.

МЕТОДИКА 3.

Проективный тест.

(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).

Задание: закончить начатую фразу.

1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________

2. Встретив в лесу браконьера, я

3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что

4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря

5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
(для библиотекарей муниципальных библиотек Мясниковского района)

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ст. 42 Конституции РФ.

2013 год - год экологической культуры
и охраны окружающей среды в странах СНГ

Членами Совета глав правительств СНГ утвержден План основных мероприятий Года, который состоит из четырех разделов: организационно-правовые мероприятия, проведение совместных организационно-практических мероприятий, проведение информационных мероприятий и механизм контроля.
Свои предложения в документ представили Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Украина и Исполком СНГ. Среди них – принятие концепции сотрудничества в сфере использования возобновляемых источников энергии, разработка предложений об экологической политике стран Содружества в области использования атомной энергии в мирных целях.
В План предложено включить проведение VI Невского международного экологического конгресса и XI Международного форума по промышленной безопасности в Санкт-Петербурге, молодежной научной конференции « Проблемы окружающей среды и выделение групп риска среди населения» в Ереване, Международной научной конференции « Сахаровские чтения 2013 года: экологические проблемы XXI века» и Международной студенческой олимпиады государств-участников Содружества « Экологическая безопасность» в Минске, Экокультурного фестиваля в рамках СНГ « Молодежь по Великому Шелковому пути» и Международного форума по сохранению снежного барса в Бишкеке, V Международной научной конференции « Экологические особенности биоразнобразия» в городе Худжанд в Таджикистане, Международного экологического форума « Окружающая среда для Украины», а также ряда других мероприятий, посвященных Году.
Межгосударственное сотрудничество стран СНГ в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, которое было принято в 1992 году.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

Уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Проблемы экологии, экологического воспитания, экологической культуры становятся сегодня особенно злободневными.
Еще в середине XX века термин « экология» был известен лишь немногим специалистам, сегодня же трудно найти другое понятие и его производные, которые столь часто употреблялись бы в самых широких научных (и ненаучных) кругах.
Взаимоотношения человечества с окружающей средой в планетарном масштабе рассматривает глобальная экология – комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные ее изменения под влиянием деятельности человека.
С принятием Закона РФ « Об охране Окружающей среды» появились предпосылки для формирования правовой базы системы экологического просвещения населения. Важная роль в осуществлении эколого-природоохранного образования принадлежит и массовой библиотеке, в деятельности которой экологическое просвещение населения является одним из приоритетных направлений.
Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
Статья 74. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Материалы в помощь организации и ведению работы