Распашные ворота – изготовление и установка своими силами. Как сделать распашные ворота своими руками: чертежи Ворота для дачи своими руками чертежи

Основной функцией ворот является защита подворья частного дома или производственной площади от посягательств со стороны. Распашные ворота изготавливают простыми, без излишеств, или делают солидными и даже величественными, являющимися визитной карточкой хозяина дома.

Разновидности распашных ворот

В России въездные ворота распашного типа делают преимущественно из двух материалов: дерево и металл. Для ограждения частного двора устанавливают ворота своими руками из глухих створок, а общественные площади, дворы больниц, санаториев, образовательных учреждений изготавливают решетчатыми для осуществления окрестного обзора. По конструкции и пропускной способности они бывают:

  • двустворчатые или с одной створкой;
  • комбинированные, с устройством двери в одной из створок.

Двустворчатые ворота являются наиболее распространенным типом, так как для открывания перед ними не требуется большого пространства, каждая створка является половиной ширины ворот. Однополые варианты требуют значительного пространства перед въездом, так как распахиваются на всю ширину проезда.

Комбинированные варианты ворот предполагают экономию места в ограждении двора для устройства одновременного входа через ворота. Для этого создают небольшую дверь или калитку в одной из створок. Совмещают ворота с калиткой часто в гаражах, небольших дачах, складских помещениях. Такие варианты наиболее практичны, с точки зрения экономии, но для создания красивого стильного въезда лучше сделать калитку отдельно от ворот . По оформлению ворота делят на разновидности:

  • декоративная отделка с одной, наружной стороны;
  • створки ворот отделывают с двух сторон, такие варианты одновременно красиво смотрятся с внешней и внутренней стороны.

Распашные ворота строят своими руками, так как они относятся к простым конструкциям, для их изготовления не требуется вложение солидных средств. Конструкции из металла являются долговечными и не требуют сложного обслуживания в период эксплуатации. Прочность ворот из металла и дерева, выполненных по предварительно составленным чертежам и схемам может служить надежной гарантией защиты имущества на подворье.

В защиту ворот, выполненных своими руками по чертежам, можно сказать, что для устройства конструкции есть очень много возможностей сделать неповторимый и оригинальный дизайн, отличающий въезд от других дворов в округе. Фото дизайнерских решений можно посмотреть в каталогах. Не требуется выполнять сложные подготовительные работы, одновременно с устройством ворот своими руками по схеме есть возможность поставить автоматическое управление .

К недостаткам конструкции распашных ворот относят необходимость предусматривать перед входом значительного места для перемещения створок при открывании. Для некоторых открытых местностей при установке ворот обращают внимание на ветровые сезонные нагрузки, так как ворота имеют достаточную парусность и должны выдерживать порывы воздушного давления без разрушения конструкции.

Ворота своими руками можно изготавливать из таких материалов:

Чтобы в дальнейшем эффективно работала установленная автоматика , в качестве материала для полотен выбирают профнастил или поликарбонат, так как по весу они наиболее соответствуют весу створок для механизма открывания.

Древесину для створок используют крепкую, прочную и наиболее стойкую к атмосферным осадкам. В качестве материала хорошо подходит дуб, сосна и ель. Стойкость древесины можно увеличить применением специальных пропиток для обработки поверхности.

Для создания оригинального и красивого дизайна оптимально подходят дерево и металл в гармоничном сочетании. Например, деревянные створки эффектно выглядят с отделочными вариантами из металла. Фото показывают, как применяют фигуры и элементы из дерева на металлической основе ворот. Аристократично и изысканно смотрятся металлические кованые детали в конструкции створок. Выполнить их можно своими руками или заказать готовые в специализированных мастерских.

Популярным и распространенным повсюду для изготовления ворот своими руками является профлист, который отличается дешевизной и хорошим внешним видом. Листы материала имеют небольшой вес, профлист отличается различной рельефностью и цветовыми решениями, так что подобрать покрытие створок можно на любой вкус.

Профлист имеет невысокую цену, является практичным и долговечным в эксплуатации. Материал не подвержен воздействию внешних атмосферных разрушителей из-за особенной технологии изготовления. Листы покрытия имеют удобные размеры, чтобы порезка осуществлялась в минимальном количестве, следовательно, работа по изготовлению ворот своими руками идет быстро и легко.

Технологические особенности строительства ворот

Чертеж конструктивного решения

Как и всякое изделие, ворота в начале изготовления требуют составления чертежа или схемы, на котором будут указаны размеры створок, стоек и размещение поперечных связующих на распашных половинках.

В основе типичной конструкции лежит прямоугольный каркас из квадратного или круглого (трубы) профиля диаметром поперечного сечения от 25 до 45 мм . Каркас створки укрепляется поперек одной или двумя горизонтальными поперечинами из профиля диаметром от 20 до 40 мм. Их количество зависит от высоты и ширины створки. Для больших створок характерно расположение диагоналей, соединяющих два противоположных угла. Такая конструкция половинки ворот поможет ей держать жесткость, геометрические размеры и быть прочной.

Общее решение

Створки ворот навешивают на столбы при помощи петель, опоры изготавливают из металлических труб диаметром до 100 мм . Иногда для стоек применяют швеллер или двутавр, которые также неплохо работают в составе конструкции ворот. Для навешивания полки на трубу приваривают петли. На каждую створку достаточно двух петель.

В качестве опорных столбов устраивают бетонные опоры или выполненные из кирпичной кладки. На них своими руками крепят стойки ворот, которые в этом случае получаются навесные. Для их крепления в кирпичной кладке предусматривают закладные детали из толстого металла, заделываемые в кирпич штырями и раствором.

Своими руками изготавливают ворота для въезда всех видов транспорта шириной 3 м, если нет возможности сделать такую ширину, то разрешается уменьшить ее не более, чем на 20 см, иначе возникнут проблемы. Высота ворот может быт различной, и зависеть от проектного решения в каждом отдельном случае, но стандартной считаются ворота по высоте 2 м.

Для закрепления створок ворот обычно делают запорный механизм на одной из половинок в виде штыря буквой Г, являющимся стопором для открывания. Для входа штыря в землю вкапывают полую трубу, которая на 10 мм больше диаметра арматуры штыря. В качестве материала стопора может использоваться арматура или тонкая труба. Труба кожуха вкапывается на глубину около 50 см, стопор должен заходить в нее в закрытом состоянии не менее 5– 10 см. Помимо нижнего стопора, предусматривают горизонтальный запор, закрепленный на поперечине.

Обшивка створок чаще всего осуществляется профлистом, который органично вписывается в общую картину забора, выполненного из такого же материала. Материал на воротах крепят так, чтобы он находился на уровне 6– 8 см от основания земли.

Установка автоматизированного управления

Обычные распашные ворота можно подключить к централизованному управлению и сделать это своими руками. На сайтах, продающих автоматику для ворот можно посмотреть видео, как пользоваться прибором , и технологию его установки. Для удобства потребителя разработаны линейные электрические приводы.

Система управления состоит из двух приводов, управляющего блока, лампы сигнала, электромагнитного замка и антенны для приема. Работают приборы автоматического управления от сети 220 В. Элементы системы оформляют внешним видом под различные дизайнерские стили.

Если планируется установить автоматику, то крепкие бетонные, деревянные или кирпичные столбы следует сделать в обязательном порядке. Автоматическое управление может быть применено для открывания ворот наружу, внутрь, и в середину с доработкой столбов.

Блок управления может располагаться в соответствии с правым и левым управлением, главным является правильный подбор сечения провода в зависимости от мощности прибора. Для удобства установки своими руками к блоку прилагается схема , в которой предложено ориентировочное расположение элементов и указывается сечение провода.

Для расположения привода автоматических ворот нужно предусмотреть место около столба. Если заранее в конструкции не был расчета на такой прибор, то нужно аккуратно выдолбить в кирпичной кладке место под установку привода.

В соответствии с расчетами и чертежами элементы створок раскладывают и варят на ровной подготовленной поверхности. Все размеры должны четко соответствовать принятым в чертежах обозначениям. Заготовки отрезают болгаркой с напуском к размеру в 1 мм под углом 45º . Вначале варят контур створки, затем доваривают диагонали и поперечины.

Все подготовленные элементы каркаса обязательно очищают от ржавчины и обезжиривают. Створки обычно прямоугольной формы, но могут быть арочные или овальные. Перед сваркой все составляющие выкладывают в размер на горизонтальной плоскости и проверяют геометрические размеры рулеткой.

Для правильности соблюдения геометрических размеров в период эксплуатации на углах приваривают накладные детали в виде треугольника из листовой стали толщиной около 3 мм. Для предохранения замка от дождя делают защитный короб. Все места сварки шлифуют болгаркой со специальной насадкой и покрывают краской.

Петли размечают и приваривают к раме, не менее 40 см от верхнего и нижнего края. После этого обратную сторону петли прихватывают к навесному столбу, который подводят к раме. Проверив все расчетные размеры, можно окончательно приварить вторую половину петли.

Можно обойтись без сварки, но тогда придется прикручивать саморезами, под которые предварительно сверлить монтажные отверстия в толстом металле стойки. Профлист крепится к раме пресс-шайбами или стальными заклепками. Можно применить декоративные заклепки, но если нужно будет провести демонтажные работы, то это будет сделать проблематично. Крепят метизы только в местах углубления волны.

Монтаж распашных ворот начинают с установки столбиков, например, из металлических труб. Стойки можно выполнить из деревянного бруса, кирпичными или бетонными. В середину кирпичной кладки в обязательном порядке закладывают металлическую трубу или швеллер, наружу выводят закладные детали из уголка или арматуры для стоек с петлями.

Изготовление ворот своими руками можно назвать творческим процессом. Вариантов отделки, воплощенной хозяином для каждого отдельного случая можно рассматривать бесконечное множество, где можно воплотить свои собственные разработки или взять за основу уже готовые, которые можно посмотреть на фото и видео в интернете.

Металлические столбы-стойки заглубляются на 1 м, если опоры из кирпича, то под них делается армированный столбчатый фундамент. Трубы перед установкой зачищают от ржавчины и обрабатывают растворителем или бензином для обезжиривания, затем грунтуют и красят за один раз.

На земле определяют ширину изделия и по краям выкапывают две ямы глубиной не менее метра, на дне делают песчаную подсыпку и щебеночную подушку на толщину до 30 см . Опорные столбы ставят в яму и с помощью арматуры закрепляют в нужном проектном положении. Выставляют трубу при помощи уровня и отвеса. Если есть нивелир, то удобнее воспользоваться этим прибором.

Пространство вокруг столбов бетонируют раствором и оставляют набирать прочность на неделю для легких материалов ворот. Если створки изготовлены из толстого металла или с применением кованых элементов, тогда желательно подождать от бетонирования до начала навешивания створок две недели.

Сделать для дома ворота своими руками очень привлекательно с точки зрения экономии средств на оплату специалистов, кроме того, можно воплотить в жизнь личный дизайн и сделать стильный въезд во двор.

Классические распашные ворота могут иметь симметричные или ассиметричные створки, а также дополнительную калитку для входа. Независимо от типа конструкции их изготовление производится по одному и тому же принципу.

Установка опор

При пучении грунта зимой нагрузка на опорные столбы ворот может достигать до 10 т на 1 кв. м. Кроме того, они испытывают и существенную динамическую нагрузку в несколько сотен килограмм во время их открывания и закрывания. Поэтому для увеличения срока службы такой конструкции требуется надежная опора, углубленная в грунт на достаточную глубину.

Порядок установки воротных столбов:
1. В качестве опорных конструкций может использоваться трубы или профиль 2,5 мм диаметром от 60 мм и выше. Использование уголка не рекомендуется: он не способен обеспечить конструкции необходимую жесткость. Для поперечных перекладин профиль может быть чуть уже: до 30 мм.

Совет . Слишком массивный каркас создать слишком большую нагрузку на опорные столбы, поэтому при выборе толстостенного профиля соответственно усиливаются и они.

Опорные столбы

1. Для их установки готовится котлован на глубину промерзания грунта (при этом его глубина не может быть менее 1 м). К примеру, в Московской области она будет равна 1,4 м. Выкопать котлован можно с помощью земляного бура или вручную. При этом его диаметр должен как минимум в два раза превышать сечение трубы.


Котлован для заливки опорных столбов

2. Перед заливкой бетона на дне котлована устраивается песчано-щебневая подушка высотой 20 см.
3. Столбы закрепляются в котловане, выравниваются с помощью уровня и заливаются песчано-цементной смесью. Установка ворот производится не менее чем через неделю после ее полного схватывания.

Совет . Для предотвращения от растрескивания бетона перед заливкой землю вокруг следует пролить водой и утрамбовать. Для предотвращения от преждевременного просыхания верх фундамента следует прикрыть пленкой и периодически смачивать водой.

Основные этапы изготовления створок для ворот

2. Металлический профиль нарезается по заданным размерам.
3. С каждого края полосы угольником проводятся линии под углом в 45°, а затем по ним делается срез с помощью болгарки. Для улучшения прочности сварных швов места среза тщательно зачищаются до чистого металла.


Разметка стыков профиля

4. Профили воротины раскладываются на ровной поверхности и плотно стыкуются по углам. Для закрепления конструкции можно использовать угловые струбцины (зажимами для фиксации). Чтобы воротину не «повело», перед сваркой следует проверить угольником правильность расположения профилей внутри конструкции, а затем снаружи. Горизонтальность поверхности выверяется с помощью уровня .


Проверка горизонтали и углов

5. С помощью рулетки также контролируется высота и ширина воротины. В случае ошибки проверяется правильность срезки углов и расположение каждой из деталей.

Совет . Если швеллер или профиль чуть прогнут, его можно выровнять молотком, предварительно прогрев металл над газовой горелкой.


Проверка высоты и ширины конструкции

6. После подгонки всех узлов швы по углам вначале прихватываются, а затем завариваются сплошным швом. Все места сварки зачищаются болгаркой с лепестковой насадкой. В дальнейшем перед покраской небольшие раковины (пустоты), образовавшиеся в местах швов, можно обработать автомобильной шпаклевкой.
7. Далее пристыковываются поперечные перекладины под углом 90°. Чтобы ворота не «скрутило», кроме поперечных, для усиления жесткости в них должна быть устроена хотя бы одна диагональная перемычка . Определить угол ее сопряжения с профилем воротины можно только опытным путем: он зависит лишь от конструкции ворот.


Перекладины, идущие поперек воротины и по диагонали

8. Для навески ворот одна из сторон должна быть усилена с помощью небольшого отрезка из металлического уголка.


Усиление металлической полосы для приваривания петель

Сварка воротных петель

Простейшим устройством является штырь, на который надевается колпак. Для приваривания петель следует выставить воротину в одной плоскости со столбом с зазором не менее 5 мм. От верха и низа воротины отступается по 20 или 25 см и проводится отметина карандашом или мелом. Затем нижняя часть петли приваривается к раме (полотну ворот), а нижняя – к основанию.


Прихватка петель

Обычно петли привариваются через пластины (ушки) : к обеим частям петли прикрепляется небольшие полосы из металла, а затем уже эти пластины привариваются к воротам и раме. Такой способ позволяет обваривать и петлю, и пластину с обеих сторон, а затем прикреплять ее сверху, сбоку и снизу с помощью трех швов.

Для того, чтобы при сварке петли не спекались между собой, перед началом работ все движущиеся части следует тщательно промазать солидолом. Сварочный шов прокладывается снизу вверх.

Так как опоры при малейшем движении грунта будут всегда смещаться, между створками также необходимо оставить небольшой зазор размером в несколько миллиметров.

Обшивка каркаса

Обшивка ворот может быть любой: деревянной, выполненной из профлистов или листов металла и пр. Она крепится к воротинам с помощью саморезов. Если планируется приварка листового железа, следует выбирать более ровный холоднокатанный металл.


Обшивка деревом

Ниже предоставлены несколько чертежей распашных ворот , из которых вы можете выбрать наиболее подходящие. Собственную схему можно разработать и самостоятельно. Оптимальный ширина ворот для въезда как легковушки, так и грузовика – 3 м, высота – от 2 м и выше. Чтобы сэкономить материалы, можно скомбинировать ворота с калиткой для входа.

Важно! При создании собственного чертежа следует учитывать зазоры в несколько миллиметров между створками и столбами, а также между воротиной и грунтом.

Если предусматривается дальнейшая автоматизация распашных ворот, следует учесть, что она должна монтироваться только после идеальной регулировки хода створок. Если при их открытии приходится прикладывать какие-то усилия, причины выявляются и устраняются.


Схема 1


Схема 2


Схема 3


Схема 4


Схема 5


Схема 6

Автоматическое управление въездными воротами упрощает и делает более безопасным въезд автомобиля на участок или в гараж. Преимущества электрического привода очевидны - открыть и закрыть створки можно прямо из салона авто, а чтобы впустить в заснеженный двор машину гостей не придётся прощаться (хоть и ненадолго) с тёплым, уютным помещением. Высокая цена на качественную, заводскую автоматику вынуждает народных умельцев искать более доступные варианты. И они находятся. Сегодня надёжные автоматические ворота можно построить своими руками. Всё, что для этого понадобится, можно найти в гараже или за бесценок купить на рыночных развалах.

Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки

Если не брать во внимание чересчур оригинальные конструкции, то все существующие ворота можно разделить на три группы:

  • откатные;
  • распашные;
  • гаражные.

Распашные конструкции имеют самую богатую историю и знакомы всем по двум створкам, которые при помощи петель крепятся к боковым опорным столбам. Такие ворота отличаются простотой и надёжностью, но требуют места для открывания перед въездом на участок или во двор. Распахивающиеся створки являются незаменимым вариантом для узких проездов и в сравнении с другими конструкциями обладают максимальной надёжностью. Самый большой минус ворот этого типа заключается в повышенных требованиях к устойчивости боковых столбов. Недостаточная жёсткость стоек со временем приводит к их наклону, а это, в свою очередь, вызывает заклинивание створок. Недостатком является и то, что для их автоматизации потребуется пара синхронно работающих приводов, в то время как другие системы нуждаются лишь в одном исполнительном механизме.

Для автоматического открывания распашных ворот потребуется пара синхронно работающих приводов

Откатные ворота имеют полотно, которое можно отодвинуть в сторону буквально вплотную к забору. В зависимости от опорной поверхности, откатные системы делятся на три вида:


Сдвижная система является наиболее практичной, поскольку не зависит от наличия места перед въездом.

Откатные ворота сегодня используются как в частных домовладениях, так и для оснащения автостоянок, открытых площадок и различных промышленных объектов

Что же касается минусов, то к ним можно отнести необходимость в обустройстве фундамента и более сложную, чем у распашных ворот, конструкцию. Кроме того, сдвигающееся в сторону полотно на узком участке не поставить - потребуется не менее 5 дополнительных метров в сторону от проезда. Несмотря на это именно откатные ворота легче всего поддаются автоматизации и отличаются самим высоким удобством и надёжностью в работе.

Хоть для обустройства гаража и подходят все описанные выше конструкции, «истинно гаражными» считаются подъёмно-поворотные, секционные и роллетные механизмы. Такие системы являются наиболее сложными для изготовления в кустарных условиях, поэтому домашними мастерами практически не используются.

Приводы для автоматизации

Превратить вращательное движение вала электромотора в поступательное движение исполнительного механизма можно несколькими способами:

  • с помощью кривошипно-шатунного механизма;
  • винтовой или червячной передачей;
  • посредством рейки и зубчатого колеса;
  • цепной передачей.

С использованием этих кинематических схем надёжный, работоспособный привод можно соорудить даже в условиях гаража или небольшой домашней мастерской.

Для распахивающихся створок

Чтобы сделать распашные ворота автоматическими, на их створки устанавливают приводы линейного или рычажного типа. К первым относятся механизмы с червячной или винтовой передачей, работающие по принципу изменения длины штока. Рычажными называют конструкции, принцип действия которых напоминает движение руки. Они состоят из двух рычагов, которые соединяются подвижным шарниром.

Заводской привод линейного типа

Чаще всего используют линейные приводы - их можно установить на распашные ворота со створками, которые открываются в любую сторону. Если же полотна навешены на каменные или кирпичные столбы, то проще применить один из рычажных механизмов - они не так требовательны к расположению точки опоры.

В кустарных условиях линейные системы для автоматического открывания ворот чаще всего представлены заводскими актуаторами для спутниковых антенн или самодельными приводами с винтовой передачей. Для рычажных конструкций также используются готовые механизмы - в их качестве выступают приводы автоматических стеклоподъёмников или стеклоочистителей. Что же касается самоделок, то в сети можно найти и оригинальные решения из редукторного электродвигателя и составного рычага.

В домашних условиях привод для распашных ворот можно сделать из автомобильных стеклоподъёмников

Автоматика для сдвижного полотна

Для механизации откатных ворот можно использовать комплект заводской автоматики, в который входит привод, зубчатая рейка и блок управления с датчиками. Если же есть желание сэкономить, то не менее надёжную систему можно собрать из подходящего электромотора с редуктором, пары звёздочек и длинной цепи от автомобильной или сельскохозяйственной техники.

Схема самодельного привода для откатных ворот

Изготовление автоматических распашных ворот

Для распашных ворот промышленность выпускает множество приводов рычажного и линейного типа, рассчитанных на различное напряжение питания и усилие открывания. Эти механизмы отличаются высокой прочностью, надёжностью и способны обеспечить работоспособность конструкции в любых погодных условиях. Их можно было бы назвать идеальным выбором, вот только есть одно но - за пару простых исполнительных механизмов и блок управления придётся отдать более 300 евро. Именно поэтому автоматические распашные ворота лучше всего сделать своими руками.

Конструкция распашных ворот

Подготовительные мероприятия

Чтобы ворота были удобными и практичными, необходимо учитывать несколько факторов:

  • место установки;
  • способ открывания - внутрь или наружу;
  • габариты створок;
  • вид и способ монтажа опорных стоек;
  • тип, а также способ и точки крепления приводов;
  • метод прокладки кабелей к исполнительным механизмам;
  • тип питания (только от электросети или с резервным аккумулятором);
  • конструктивные особенности фиксатора;

Кроме того, потребуется учитывать особенности материалов, из которого будут изготавливаться ворота. Только ответив на этот вопрос, можно приступать к проектированию конструкции и выбору привода.

Размер створок

При определении размера ворот ориентируются на ширину автомобилей, которые будут заезжать на участок. Для проезда легкового транспорта будет достаточно проёма 2.5 м, тогда как грузовики и трактора потребуют проезжей части шириной от 3.5 м. Необходимо учитывать и то, смогут ли машины заезжать под прямым углом к проёму. В случае когда узкая дорога возле участка не позволяет сделать необходимый манёвр, проезд расширяют в 1.2 – 1.5 раза. Кроме того, обратите внимание, будут ли открытые створки выступать на проезжую часть. В случае, когда конструкция ворот не исключает такую возможность, к размеру проёма необходимо прибавить ещё и удвоенную толщину одного полотна.

Если конфигурация участка позволяет сделать широкие ворота, не стоит пренебрегать этой возможностью. Кто знает, может через пару лет на участок надо будет загнать строительный кран или самосвал? Как показывает практика, проёма шириной 4–4.5 м будет достаточно для проезда любой автомобильной техники.

Выбор материала

Для изготовления каркаса ворот лучше всего подходят стальные профильные трубы - они имеют высокую прочность, и, что очень важно, делают конструкцию максимально жёсткой. Для заполнения воротного полотна подходят:

  • металлические листы;
  • поликарбонат;
  • профнастил;
  • доски или штакетник;
  • ковка.

Изящно и оригинально выглядят ворота с комбинацией различных материалов. Например, кованых элементов с основанием из поликарбоната или дерева.

Распашные ворота можно сделать ажурными, с заполнением из металлических прутков или кованых элементов

Как правило, на выбор материала для ворот самое большое влияние оказывает толщина кошелька их владельца. Тем не менее, если делать створки своими руками, то можно сэкономить на оплате труда специалисту и за счёт этого выбрать более дорогую ковку или штамповку.

Для изготовления опорных стоек можно выбрать:

  • стальные трубы или швеллеры;
  • брус из твёрдых пород дерева;
  • железобетон;
  • каменную или кирпичную кладку.

Выбор материала, из которых будут изготовлены столбы, должен учитывать вес полотен. В противном случае под весом створок стойки будут сходиться и закрывание ворот будет требовать значительных усилий - о нормальной работе автоматических устройств в таких условиях не может быть и речи.

Изготовление распашных ворот не отличается высокой сложностью, а их конструкция предполагает использование оригинальных эскизов. Точно следовать какому-то чертежу нет необходимости - всё зависит от фантазии и финансовой состоятельности хозяина участка. Тем не менее представляем вашему вниманию чертежи и схемы автоматических распашных ворот. Надеемся, они помогут вам создать собственный проект без трудноустранимых ошибок и досадных оплошностей.

Фотогалерея: схемы и чертежи автоматических ворот

Распашные ворота с калиткой, врезанной в одну из створок Распашные ворота с двойным заполнением профнастилом Распашные ворота с калиткой и усиленным каркасом Распашные ворота без калитки Схема автоматизации распахивающихся створок Схема электрических подключений привода распашных ворот Схема автоматизации распашных ворот

Что понадобится в процессе работы

Для сооружения распашных ворот понадобится немало разнообразных материалов:

  • для монтажа опорных стоек - металлические трубы, камень или кирпич. Если столбы будут изготовлены в виде кладки, то следует подготовить металл для закладных;
  • для изготовления каркаса - профильные трубы сечением от 60х60 мм до 40х20 мм;
  • для заполнения каркаса - стальные листы, профнастил, дерево, поликарбонат или кованые элементы;
  • петли;
  • детали механизма запирания.

Лучше всего для оснащения автоматических распашных ворот подходят петли с привалочной плоскостью и опорным подшипником

Закладные детали представляют собой металлические элементы, которые устанавливают в кладочные швы для последующего крепления створок и других деталей конструкции. Изготавливаются из толстой листовой стали, металлических уголков, швеллеров и т. д.

Для устойчивости конструкции металлические стойки надо будет забетонировать, а под столбы из камня и кирпича соорудить фундамент. Для этого надо будет завезти на участок песок, щебень и цемент.

Сделать привод распашных ворот можно из новых или бывших в употреблении деталей и узлов от автотранспорта и бытовой техники. Так, в качестве деталей механизма автоматического открывания подойдут:


Систему дистанционного управления очень просто сделать из простенькой автомобильной сигнализации, подключив электромоторы приводов через обычное 12-вольтовое реле. Кроме этих деталей понадобятся концевые выключатели, сигнальная лампа и монтажные провода.

Для изготовления ворот не требуется специального инструмента или каких-то профессиональных приспособлений. Что же касается автоматического привода, то всё зависит от его конструкции - возможно, некоторые детали придётся выточить на станке или заказать у знакомого токаря. В остальном же следует подготовить или приобрести:

  • сварочный аппарат (лучше всего небольшой инвертор, который удобно перемещать по участку);
  • угловую шлифмашину (по-народному «болгарку»);
  • заклёпочник;
  • электродрель с набором свёрл по металлу;
  • набор гаечных ключей;
  • рулетка;
  • строительный уровень;
  • чертилка из инструментальной стали.

Кроме того, для земляных и бетонных работ будут нужны лопаты, ёмкости для сыпучих материалов и раствора, материалы для опалубки и трамбовка. Не забудьте и о том, что металлические поверхности надо будет защитить от атмосферных воздействий, поэтому заранее купите преобразователь ржавчины, грунтовку по металлу и алкидную краску для наружных работ.

Этапы строительства

Пошаговая инструкция по изготовлению автоматических распашных ворот позволит систематизировать процесс и избежать ошибок в работе.

Установка опорных стоек

Установка опорных стоек с армированием и без него

Металлические или деревянные столбы должны входить в землю на глубину не менее 1 м, иначе под весом створок они будут смещаться от вертикального положения. Для того чтобы установить опоры, необходимо:


При значительной массе каждого полотна, а также в случае изготовления столбов из камня или кирпича, потребуется нижняя перевязка металлических стоек и обустройство фундамента.

Усиление опорных столбов и фундамента для установки автоматических распашных ворот

Работу ведут по такому алгоритму:


После заливки бетон должен отстояться не менее 10 дней, которые можно потратить на изготовление створок. Весь этот срок основание опор периодически поливают водой - это повысит его прочность и позволит избежать растрескивания.

Сварка створок

Чтобы каркас во время сварочных работ не скрутило «пропеллером», рекомендуется на чистом и ровном месте обустроить простейший стапель. Для этого используют деревянные бруски и рейки, из которых собирают плоскую горизонтальную конструкцию.

Стапель для сварки створок

Основной причиной, которая приводит к нарушению геометрии створок во время эксплуатации, является ветровая нагрузка. Поэтому рама ворот должна быть максимально жёсткой - особенно это касается полотен с заполнением из таких материалов, как поликарбонат и профнастил. Лучшим материалом для изготовления каркаса считается профилированная стальная труба. Процедуру монтажа несущей рамы проводят в несколько шагов:


После этого к столбам приваривают ответные части петель и створки навешивают на место. Приступать к малярным работам пока ещё рано - это делают после того, как будут смонтированы кронштейны для крепления приводного механизма.

При установке створок на место можно воспользоваться любыми подходящими подпорками

Как соорудить привод

После установки ворот приступают к установке автоматического привода. Чтобы определить, какой из механизмов - линейный или рычажный, подойдёт, измеряют расстояние между плоскостью полотна и внешним краем столба (отмечено буквой М на нижнем рисунке).

Схема установки линейного привода на распашные ворота

Если указанный размер превышает 150 мм, то применяют рычажный механизм. В противном случае можно устанавливать привод линейного типа. Он относится к более современным и эстетичным. Если же линейную автоматику необходимо установить на массивных столбах из камня или кирпича, то в кладке делают ниши с закладными для крепления привода.

Крепление актуатора в нишу - один из способов совместить линейный привод с массивными столбами

Линейный механизм открывания ворот со створками весом до 100 кг можно изготовить из двух актуаторов для спутниковых антенн. Всё, что для этого понадобится - прикрепить к полотнам и столбам ворот кронштейны для их крепления. Выбирая актуаторы, предпочтение отдают устройствам с ходом штока не менее 350 мм.

Для более тяжёлых ворот линейный привод можно изготовить самостоятельно. Вот что для этого понадобится:


В процессе работы будут нужны всё те же болгарка, сварочный инвертор и электродрель, а также другой слесарный инструмент, который есть у каждого хозяина.

Изготовление привода ведут по следующей схеме:

  1. С домкрата снимают защитную крышку, демонтируют ручку и шестерни. При помощи стопорных колец и шайб сооружают фиксатор, предотвращающий продольный люфт винта.

    Бывший в употреблении домкрат необходимо полностью разобрать и почистить

  2. Воспользовавшись болгаркой, демонтируют опорную платформу подъёмного устройства.
  3. Механизм стеклоочистителей разбирают - в дальнейшем понадобится только электромотор с редуктором.

    Электродвигатель стеклоочистителя в сборе с редуктором

  4. Из отрезка профильной трубы 20х20 см длиной 6–8 см изготавливают присоединительную муфту, которую крепят к винту домкрата.

    Монтаж присоединительной муфты выполняют при помощи сварки

  5. В квадратном прутке 18х18 мм выполняют сверление, в котором нарезают резьбу под вал редуктора.
  6. Монтируют ответную часть присоединительной муфты на моторчик стеклоочистителей.

    Монтаж присоединительной пластины

  7. По углам пластины выполняют ряд сверлений, соответствующих присоединительным размерам корпуса редуктора.
  8. Электродвигатель и винтовую часть собирают при помощи длинных шпилек и гаек.

    Самодельный привод для ворот в сборе

Ещё один вариант изготовления привода из «жигулёвского» домкрата представлен на рисунке ниже. Механизм выглядит более громоздко, но зато не потребуется демонтировать планетарную передачу и продумывать фиксацию рабочего винта.

Ещё один вариант привода из моторчика дворников и домкрата от ВАЗовской «классики»

В случае когда для автоматизации ворот подходит только рычажный механизм, можно воспользоваться приводом стеклоподъёмников автомобиля ГАЗ или доработать парой рычагов любой подходящий редуктор.

Привод из стеклоподъёмника для автомобиля ГАЗ

Для подключения привода к сети напряжением 220 В используют понижающий трансформатор с выпрямителем на 12 В. Для отключения электродвигателя в крайних положениях используют концевые выключатели. При этом необходимо продумать, каким образом будет осуществляться реверс двигателя. Возможно, в этом вам смогут помочь несколько электрических схем, которые используются на реальных конструкциях.

Фотогалерея: схемы электрических подключений деталей привода автоматических ворот

Электрическая принципиальная схема с реле для привода распашных ворот Схема подсоединения элементов привода распашных ворот Схема для реализации реверса

Монтаж и настройка привода

Для установки привода к столбам и створкам необходимо приварить обычные П-образные кронштейны, которые будут обеспечивать подвижное соединение.

Узел сопряжения привода и створки ворот

В качестве оси вращения лучше всего использовать калёные болты диаметром 8–10 мм. Оцинкованные китайские метизы из ближайшего строймага лучше не использовать - слишком мягкая сталь будет быстро изнашиваться, а это не способствует надёжности и безопасности.

А теперь - несколько полезных советов по установке и настройке привода от специалистов, которые занимаются монтажом автоматических ворот:

  • устройство устанавливается электромотором и рычагом вниз, лучше всего по верхнему краю полотна;
  • в первую очередь выполняют крепление механизма к столбам, а затем - к створкам ворот;
  • после монтажа привода ворота необходимо открыть вручную и настроить работу концевых выключателей;
  • электропитание следует подключать при заблокированном приводе;
  • для того чтобы избежать поломки электродвигателя при блокировании створок, в электрическую схему вводят устройство, отключающее сеть при резком возрастании силы тока;
  • на видном месте устанавливают сигнальную лампу, которая будет включаться при подаче напряжения на электромоторы.

После монтажа проверяют плавность открывания и чёткость срабатывания «концевиков». Электромотор и редуктор защищают от осадков при помощи кожухов, которые можно сделать из подручных средств.

Видео: распашные ворота с самодельным электрическим приводом

Для человека, умеющего обращаться со сварочным аппаратом и «болгаркой», изготовление въездных или гаражных ворот - дело обыденное. Совсем другое дело - автоматизация процесса их открывания. Многие пасуют перед более сложной конструкцией из-за отсутствия привода, других пугает электрическая часть. Тем не менее сделать надёжную, работоспособную систему открывания несложно. Главное, чтобы её механизм соответствовал типу створок и их весу.

Любой приусадебный участок огражден забором и воротами. Такие конструкции обеспечивают безопасность личного имущества. Выбор и возведение ворот можно осуществить самостоятельно. Перед работой понадобится создать чертежи, учесть основы установки столбов и правильно подобрать материал конструкции. В процессе установки лучше следовать советам опытных строителей. При установке ворот своими руками понадобятся чертежи, фото и видео готовых конструкций.

Преимущества распашных ворот

Вне зависимости от конструкции, владелец участка может выбирать метод открывания створок - наружу или внутрь. Монтаж распашных ворот осуществляется без особых сложностей. Если правильно выполнять все этапы постройки, конструкция будет служить долго и исправно. Классические распашные ворота обладают рядом преимуществ:

  • высокая функциональность;
  • компактность;
  • отсутствие ограничений по размеру;
  • возможность использования любых материалов;
  • удобство эксплуатации.

Также такие ворота отличаются простотой монтажа, они нетребовательны к обслуживанию, достаточно прочны и могут быть возведены в самых разных дизайнерских решениях. Также распашные конструкции отличаются продолжительным сроком службы. Если появится необходимость, на них можно установить систему автоматического управления.

К недостаткам таких ворот относят:

  • важность учета ветровой нагрузки, актуальной для данного региона;
  • необходимость освобождения достаточного пространства для открытия- закрытия ворот.

Простой учет этих факторов позволяет понять, что плюсов у распашных ворот гораздо больше, чем минусов.

Конструкция распашных ворот

Вне зависимости от размеров, отделки, направления открытия и материалов исполнения распашные ворота включают:

  • Опорные стойки. Столбы должны соответствовать типу ворот.
  • Рама. Она выполняется из металла или дерева. Главное требование к раме - большая жесткость.
  • Обшивочный материал. Большой популярностью пользуется металлопрофиль.
  • Петли. Их выбирают в соответствии с массой ворот и их конструктивными особенностями.
  • Замки и запоры. Они представляют собой устройства, которые предотвращают попадание злоумышленников на территорию участка. Также такие механизмы имеют разнообразное исполнение.

Каждая деталь распашных ворот выполняет важную функцию. Правильная установка каждой из них является залогом долгой службы ворот. При постройке ворот своими руками необходимы чертежи, схемы, эскизы конструкций.

Ворота из профлиста

Наибольшей популярностью среди частных застройщиков пользуются распашные ворота. Створки могут открываться как в одну, так и в обе стороны. В качестве материала, который крепится к каркасу, используют профнастил. Также в полотне ворот можно сделать калитку.

Популярность распашных ворот достигается за счет продолжительного срока службы таких изделий. Металлические конструкции не требуют ремонта в сравнении с деревянными. Нередко дополняют системами автоматики. Кроме того, профилированный лист имеет ряд преимуществ:

  • дешевизна используемых материалов;
  • простой процесс изготовления;
  • достаточно большой срок эксплуатации;
  • внешняя привлекательность;
  • отличные характеристики.

Недостатком ворот из профлиста является подверженность воздействиям ветровых нагрузок. Такие створки необходимо устанавливать на усиленные петли. Также стоит заранее позаботиться о правильной установке столбов. К недостаткам таких конструкций относится необходимость освобождения пространства для открывания.

Однако достоинства ворот из металлопрофиля существенно превосходят их недостатки. Тем более многие проблемы не так критичны, чтобы обращать на них внимание.

Установка распашных ворот

Если распашные ворота планируется изготавливать из профлиста, понадобится установить достаточно крепкие столбы. Для опор лучше выбрать трубы диаметром от 80 мм. Также отлично справится с нагрузками и квадратная труба.

Створки сваривают из труб квадратного сечения. Лучше выбирать изделия с габаритами 10х25х3000 мм. Для их соединения потребуется использовать сварку. Каркас необходимо усилить диагональными натяжителями. Также обязательно предусматривается место для запора, замка и ограничителей.

Начинаются работы с монтажа опор. Этот этап требует определенной подготовки. Также важно пользоваться готовыми чертежами вороти фото. Из видео, на которых поэтапно выполняется монтаж распашных ворот, также можно получить немало информации. Полезная информация по теме находится в этом материале:

Способы установки столбов

Опорные столбы могут быть просто забыты в землю или забетонированы. Во втором случае опоры окажутся намного прочнее и надежнее. Также не стоит забывать о необходимости правильной установки петель. При забивании необходимо погрузить опоры в грунт на 130 см.

Использование такого метода установки столбов для ворот позволяет сэкономить время. Практически сразу после забивания опор можно крепить петли и вешать створки.

Другим способом является бетонирование. Его лучше совмещать с армированием опоры. Глубина ям составляет 150- 200 см. Диаметр каждого котлована зависит от сечения закапываемой трубы. Сначала подготавливается подушка (из песка и щебня, а затем заливается бетон).

Важно! Перед бетонированием в яму стоит поместить гидроизоляционный «стакан» из рубероида. Благодаря этому бетонное молочко не уйдет в землю, что сделает раствор более прочным. Бетон периодически надо утрамбовывать, выгоняя лишний воздух.

Изготовление и установка створок

После установки столбов понадобится выполнить створки. Этому процессу следует уделить особенно много времени. Работа выполняется поэтапно:

  • Сначала на ровную поверхность необходимо выложить профильную трубу или уголки, и сварить форму по чертежу.
  • Чтобы прочность конструкции была высокой, важно укрепить створки диагоналями.
  • Когда каркас будет готов, можно начинать его обшивку профилированным листом. Материал должен быть толщиной 2 мм. Слишком толстый металл выбирать не следует - тогда придется думать об усилении стоек.
  • После этого устанавливают петли. Сначала их одной половинкой приваривают к раме ворот, а затем второй - к столбу.
  • Когда все работы выполнены, необходимо позаботиться о безопасности - на ворота устанавливают замок и запор.

Такой же принцип лежит в основе монтажа калитки. Покраску створок можно выполнять как на весу, так и на земле - еще до монтажа на опоры. Разница в том, что на уже установленных воротах в процессе нанесения краски могут появиться потеки. По этой причине нужно отнестись к работам с особой внимательностью.

Раздвижные ворота

Раздвижные ворота отличаются особой функциональностью. Они не занимают много места, бесшумны, открываются достаточно быстро. Существует несколько типов раздвижных ворот:

  • откатные ;
  • подвесные ;
  • консольные .

Меньше всего востребованы ворота подвесного типа. Это объясняется появлением ограничений проезда, сложностью установки, множеством требований таких конструкций.

Если в регионе регулярно наблюдаются сильные заморозки, устанавливать откатные ворота на своем участке не стоит. Направляющие будут покрываться наледью, что снизит функциональность конструкции. Такие ворота будут требовать постоянного ухода. В остальном они достаточно хороши.

Соорудить откатные ворота своими руками может каждый. Для этого надо иметь чертежи и определиться с размерами створки. Также могут помочь различные видео и фото готовых конструкций. Основным условием монтажа откатных ворот является необходимость освобождения пространства вдоль забора.

На поверхности грунта устанавливают специальный профиль. Створка будет двигаться именно по нему. Сверху ворот также устанавливают специальные ролики. Чтобы ворота останавливались в нужном месте, проводят монтаж специальных фиксирующих элементов. Полезная информация находится в этом видео:

Установка консольных ворот

Консольные ворота считаются одними из самых сложных. Преимущество таких конструкций заключается в отсутствии необходимости оборудовать наземный рельс. Ворота не касаются поверхности грунта во время движения. Также при установке консольных ворот нет ограничений по высоте. Кроме того, необходимо устанавливать только 1 опорный столб. Используются такие конструкции в любое время и при любой погоде.

Створка выполняется достаточно просто. Она состоит из рамы и обшивки. К нижней части створки приваривают направляющую, внутрь которой помещаются роликовые каретки. По ним ворота могут перемещаться в обе стороны.

Совет! Как только каркас будет сварен, необходимо зачистить сварочные швы. Кроме того, со всех поверхностей следует убрать следы коррозии.

Створка консольных ворот условно делится на две части - ту, что закрывает проем, и ту, которая служит противовесом. Вторая часть должна иметь длину, равную 35- 50% длины первой. Под консольной частью оборудуется специальный фундамент, способный выдерживать значительные нагрузки во время эксплуатации ворот.

Для оборудования фундамента понадобится подготовить швеллер, который будет равен длине консольной части створки. Также стоит выкопать котлован, в который будет залит бетонный раствор. Длина ямы должна на несколько десятков сантиметров превышать длину швеллера. Фундамент заливается на глубину ниже уровня промерзания грунта. Кроме того, чтобы надежно закрепить швеллер в фундаменте, понадобится выполнить специальный арматурный каркас.

После того как заливка фундамента будет завершена, можно устанавливать створку. Такая работа также имеет свои нюансы и требует особого подхода.

Необходимая фурнитура

Необходимые для установки консольных ворот элементы представлены в строительных магазинах в большом разнообразии. Чтобы правильно выбрать фурнитуру, понадобится определиться с массой створки и ее габаритами. Также важно знать ширину проема.

Стандартный комплект элементов для установки раздвижных консольных ворот включает:

  • направляющую балку;
  • заглушки, которыми оборудуется балка;
  • концевые ролики;
  • дополнительное устройство, оснащенное 2 роликами;
  • роликовые опоры;
  • ловители роликов.

Такой набор является необходимым при установке консольных ворот. В процессе выбора важно узнать мнение специалиста.

Подъемно- поворотные ворота

Подобные конструкции отлично подходят для стандартного гаража. Применять их в качестве ворот на участке не рекомендуется - они имеют ограничение по высоте. Принцип работы конструкций достаточно прост - полотно сдвигается вверх, принимая горизонтальное положение. Такие ворота быстро открываются и закрываются, отличаются относительной простотой монтажа.

Когда происходит открывание створки подъемно- поворотных ворот, она начинается немного выступать наружу. Это стоит учитывать, подгоняя машину к гаражу. Если не рассчитать расстояние, ворота могут задеть автомобиль.

Такие ворота стали популярны отчасти благодаря своей компактности. В сложенном состоянии они практически не занимают места. Также они отличаются доступностью. Выполняется обшивка рамы из дерева, металлических листов или композита. Если сравнивать такие конструкции с распашными, они явно имеют больше преимуществ для установки в гараже.

Для изготовления подъемно- поворотных ворот понадобится начертить схему. Особенности монтажа конструкций:

  • При подготовке к установке подъемно- поворотной конструкции понадобится выполнить 2 рамы - для створки и ту, по которой ворота будут перемещаться.
  • Внутри гаража рама окажется г-образной формы.
  • Полотно оборудуется створками сверху и снизу.
  • Также к раме монтируют рычаги, поднимающие полотно в процессе открывания.
  • Обязательно предусмотреть амортизаторы, которые будут смягчать удар полотно во время закрытия.

Опорную раму крепят к проему при помощи анкеров. Установку автоматики следует проводить только после всех процедур по монтажу ворот. Работу лучше доверить специалистам, которые помогут провести электропитание.

Установка ворот подъемно- поворотного типа не займет много времени, если хорошо подготовиться к работе. Также процесс ускорится, если пригласить опытного мастера. Кроме того, необходимо пользоваться чертежами конструкции заранее рассчитать размеры створки и направляющей рамы. Как устанавливаются такие ворота, можно узнать из видео:

Итоги

Устанавливать ворота любого типа лучше согласно чертежам. Распашные конструкции чаще используются в индивидуальном строительстве, раздвижные - как для закрытия въездов на частные территории, так и при ограждении промышленных объектов. Подъемно- поворотные конструкции идеально подходят для оборудования въезда в гараж.

Каждый тип ворот обладает определенными преимуществами. Также у них имеются и определенные недостатки. Самый простой и доступный вариант - распашные ворота с двумя створками. В процессе монтажа таких конструкций особое внимание следует уделить установке опорных столбов.

Хороший, надёжный забор с красивыми воротами является не только защитой загородного участка от непрошеных гостей, но и даёт чёткое представление о его границах. Чтобы сделать ограждение более удобным и практичным, его ворота снабжают приспособлениями, которые упрощают их открывание и позволяют сделать этот процесс автоматическим. Одной из наиболее популярных конструкций является система с механизмом, который позволяет сдвигать полотно ограждения в сторону. Сегодня немало компаний занимаются установкой откатных ворот, но мы предлагаем изготовить их своими руками.

Устройство и принцип действия откатных ворот

В зависимости от типа и расположения опорной поверхности, откатные ворота делятся на рельсовые и роликовые, но, поскольку вторые имеют более надёжную конструкцию, то сегодня системы с нижней рельсовой направляющей практически не используются. Что же касается механизма с опорными роликами, то его несложно собрать самостоятельно, поскольку все комплектующие можно приобрести в торговой сети или сделать самостоятельно.

Популярные ранее сдвижные ворота с нижним направляющим рельсом сегодня вытеснила более надёжная конструкция с опорными роликами

Эти ворота можно соорудить двумя способами:

  • моноширмой,
  • двойной синхронной конструкцией.

Моноширма - это конструкция из одной створки, которая опирается на установленные сбоку от проёма роликовые направляющие (тележки или консольные опоры). По ним ворота сдвигаются в одну сторону, открывая место для проезда автомобиля. Такая система не требует верхней перетяжки между столбами и используется при высоте полотна не более 2 метров. Простота и удобство моноширмы способствуют её популярности для обустройства частных участков, открытых площадок и дворов.

Схема роликовых сдвижных ворот

Двойные синхронные ворота имеют пару створок, которые отъезжают в противоположные стороны. В отличие от моноширмы конструкция имеет два опорных фундамента и верхнюю балку, которая служит направляющей для дополнительных роликов. Консольная система способна выдержать полотно увеличенногоо веса, поэтому применяется для ворот высотой более 2 метров. Является хорошим вариантом для оснащения гаражей для грузовых авто и высоких ангаров, различных складов, промышленных объектов и т. д.

Поскольку для частного подворья необходимость в установке высоких ворот возникает нечасто, далее будем рассматривать одинарные системы. Кроме всего прочего, такие откатные ворота имеют упрощённую конструкцию, поэтому больше подходят для изготовления своими руками.

Роликовые тележки являются основными опорными элементами конструкции

Кроме направляющей и роликовых опор (консольных блоков или тележек) работоспособность конструкции обеспечивают несколько других элементов.

  1. Нижний и верхний улавливатель. Представляют собой П-образные кронштейны, установленные на краях улавливающего столба (опоры, стойки) и предназначенные для фиксации ворот в закрытом состоянии. Верхний улавливатель предотвращает «заваливание» створки набок, в то время как нижний фиксатор в дополнение к этой функции ещё и ослабляет нагрузку на ролики и направляющую.

    Улавливатели изготавливают из толстого металла, ведь от них зависит надёжность фиксации ворот в закрытом положении

  2. Поддерживающая шина или скоба (роликовый ограничитель). Устанавливается по верхнему краю основной стойки и служит для дополнительной фиксации полотна.

    Поддерживающая скоба в сборе с роликами

  3. Опорный ролик. Крепится к переднему торцу направляющей и служит в качестве заглушки, демпфера и опорного элемента. При вхождении створки в нижний улавливатель он смягчает удар и принимает на себя часть веса конструкции.

    Опорный ролик с резиновой демпфирующей подушкой

Кроме этого, некоторые детали системы снабжаются заглушками, которые предотвращают набивание снега и служат в качестве декоративных элементов.

Особенности проектирования конструкции

Прежде чем приступать к закупке материалов, следует составить хотя бы небольшой чертёж или эскиз с указанием основных размеров и расчётом необходимого материала.

Размеры полотна

Одним из основных вопросов в проектировании ворот является определение ширины и других габаритов конструкции. Прежде всего, следует определить расстояние между столбами ворот, поскольку все дальнейшие расчёты зависят от этой величины. При этом учитывают:

  • размеры автотранспорта, который будет въезжать на участок;
  • угол въезда автомобилей;
  • свободный зазор между габаритной шириной авто и опорами ворот, который должен составлять 0.3–0.5 м с каждой стороны.

Для легковых автомобилей среднего класса будет достаточно ворот шириной 2.5–3 м, тогда как грузовик или трактор требуют проёма размером не менее 3.5 метра.

Конструкция и размеры полотна сдвижных ворот с каркасом под металлопрофиль

Если же движение перпендикулярно линии ограждения затруднено и потребуется въезд под углом, то это значение необходимо увеличить ещё в 1.5 раза. А ведь надо учесть ещё и то, что машина по какой-либо причине (скользкая поверхность, неопытный водитель, неправильно закреплённый груз) может сместиться или наклониться в сторону. Поэтому оптимальной можно считать ширину створа ворот около 4.5 м - этого будет достаточно для любых ситуаций.

Рассчитывая ширину полотна, к размеру проёма прибавляют 20 см. Это необходимо сделать для того, чтобы при закрытых воротах со стороны опорных роликов двор не просматривался через щель. Если при изготовлении створки эта возможность не учитывалась, то из ситуации можно выйти, чуть сдвинув друг к другу столбы. При определении высоты ворот многие считают, что она должна быть такой же, как и у ограды, но обычно полотно делают немного меньшим. Это связано с тем, что нижний край ограждения устанавливают с минимальным зазором от уровня участка, в то время как створка земли не касается и устанавливается с зазором около 10 см.

Чертёж полотна сдвижных ворот без каркаса под заполняющий профиль

На самом деле, расстояние между нижней направляющей и уровнем двора регулируется при помощи опорных площадок, которыми выставляется высота роликовых тележек. В зависимости от их положения створки возвышаются над участком на высоту от 10 до 15 см.

Кроме того, на высоту полотна влияют размеры рамы его каркаса и ширина нижней направляющей. Чтобы в итоге ворота находились на одном уровне с забором, при проектировании необходимо учесть все эти нюансы и сделать точный расчёт.

Чертежи и схемы

Основой конструкции откатных ворот является направляющая, которая передвигается по консольным блокам.

Чтобы опорные ролики не препятствовали проезду, их сдвигают за боковой габарит. При этом створку удлиняют за счёт специального откоса, выполняющего функции противовеса. Избежать перекоса при закрывании откатных ворот можно в том случае, если длина откоса будет равняться ½ ширины створки.

Всю нагрузку при работе механизма берут на себя роликовые тележки, поэтому для их установки требуется прочное, надёжное онование. Фундамент выополняют в виде массивного железобетонного сооружения с верхней закладной площадкой из широкого металлического швеллера. В дальнейшем его будет удобно использовать не только для монтажа роликовых опор, но и для крепления привода автоматики.

Откатной тип имеет очень простую конструкцию. Понимания механизм работы достаточно для того, чтобы самостоятельно составить необходимые эскизы и сделать расчёты. Тем не менее предоставляем вашему вниманию схемы и чертежи конструкций, которые будут служить в качестве наглядных пособий и помогут в работе. Кроме всего прочего, один из готовых проектов можно взять за основу при изготовлении откатных ворот собственноручно.

Чертежи для изготовления

Монтажная схема для изготовления откатных ворот Чертёж роликовой опоры Чертёж полотна с направляющей рейкой Чертёж опорной скобы Монтажная схема закладной площадки Структурная схема откатных ворот Чертёж концевого ролика Спецификация деталей конструкции сдвижных ворот Чертёж направляющей с роликом в сборе

Что понадобится для сооружения своими руками

Приступая к строительству ворот, необходимо иметь набор комплектующих (фурнитуры), которые можно приобрести комплектом или изготовить самостоятельно. Что касается инструментов, то никаких специфических приспособлений не понадобится - всё необходимое можно найти даже у начинающего домашнего мастера.

Выбор деталей для механизма отката

Есть несколько вариантов комплектующих для откатных ворот в зависимости от ширины проёма и весовой нагрузки:

  • для ворот массой до 400 кг и шириной не более 4 м;
  • для полотен весом до 600 кг и шириной не более 6 м;
  • для створок массой от 600 кг и шириной 6 м и больше.

Выбирая тот или иной комплект для своих нужд, следует обязательно учитывать материал заполнения полотна, ведь он оказывает существенное влияние на вес створки.

Набор для создания состоит из таких деталей:

  • нижняя направляющая;
  • поддерживающая скоба с роликами;
  • роликовая опора - 2 шт.;
  • поддерживающая подставка роликовой платформы - 2 шт.;
  • опорный (концевой) ролик;
  • нижний и верхний улавливатели;
  • пластиковые заглушки.

Направляющая нижних роликов должна быть достаточно жёсткой, чтобы сохранять первоначальную форму и не деформироваться при ветровой нагрузке. Чтобы обеспечить это условие, ответственные производители изготавливают рельс из качественной конструкционной стали толщиной не менее 3.6 мм - на этот параметр и следует ориентироваться при его выборе.

Комплект фурнитуры для сборки откатных ворот

Поскольку всю массу ворот удерживают роликовые тележки, их подшипники должны быть качественными, а сами поверхности качения иметь высокую твёрдость. В продаже можно найти консольные блоки с пластиковыми роликами, которые снижают уровень шума при движении ворот. Учтите, что через некоторое время эти детали придётся менять, поскольку даже самые высококачественные термопласты не сравнятся с цементированной сталью. Перед монтажом подшипники опорных роликов рекомендуется вскрыть, чтобы проверить количество смазки - от этого зависит, будут ли ворота скрипеть при движении, и как долго эти детали будут работать без люфтов и заклиниваний.

Фиксацию створки сверху обеспечивает поддерживающая скоба. Чтобы обеспечить устойчивость и надёжность конструкции, её толщина должна быть не менее 4 мм. Что же касается установленных на ней направляющих, то лучше всего зарекомендовали себя резиновые ролики. Нагрузка на них не так уж велика, а вот то, что они не царапают каркас ворот в процессе эксплуатации, положительным образом влияет на эстетичность конструкции.

При выборе нижнего улавливателя следует учитывать, что он работает в паре с опорным роликом. Следует обязательно проверить, насколько свободно концевик входит в фиксатор. Кроме того, торцовый ролик предназначен для перераспределения нагрузки при закрытых воротах, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к основным опорным элементам системы.

Металлическая пластина, из которой изготавливаются улавливатели, должна иметь толщину не менее 4 мм, поскольку от её качества зависит надёжность фиксации створки в закрытом положении. Кроме того, прочность этих деталей должна обеспечиваться сварочным соединением.

Заглушки направляющего рельса подойдут любые. Главное, чтобы они препятствовали попаданию снега и выполняли декоративную функцию.

Выбор материала для зашивки полностью зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей, поэтому можно использовать:

  • профнастил, который имеет небольшой вес и легко монтируется при помощи заклёпок или саморезов. Профильные панели можно подобрать по толщине, цвету, глубине и ширине волны, а их покрытие способно долгие годы защищать металл от коррозии;
  • стальные листы - подбирают по толщине и размерам. Чаще всего используют как основу под кованые элементы ворот;
  • поликарбонат, с которым ворота будут самыми лёгкими;
  • штакетник или вагонку - их необходимо обрабатывать антисептическими средствами и покрывать лаком или краской. Только в таком случае можно рассчитывать на долговечность и эстетичный внешний вид пиломатериалов;
  • ковка - может использоваться как отдельно, так и в сочетании с поликарбонатом, пиломатериалами или стальными листами. Сегодня в торговой сети можно купить отдельные кованые элементы, из которых при помощи сварки несложно соорудить настоящее произведение кузнечного искусства;
  • филёнка (шоколадка) – для её получения металлические листы подвергают штамповке. В продаже можно найти «шоколадки» различных размеров. К каркасу их крепят сваркой или заклёпками.

Используя для обшивки полотна ковку, стальные листы или филёнку, следует учитывать значительное увеличение массы ворот при выборе роликовых опор и других элементов конструкции.

В продаже можно найти филёнку различного размера, что позволяет создавать ворота оригинального дизайна

Какой инструмент и материалы понадобятся

Сооружение откатных ворот потребует выполнения не только слесарных, но и бетонных работ, поэтому следует подготовить:

  • лопату;
  • лом или кирку;
  • трамбовку;
  • ёмкости для сыпучих материалов и бетона;
  • сварочный аппарат;
  • болгарку (угловая шлифовальная машина или УШМ);
  • отрезной и зачистной круг для УШМ;
  • молоток;
  • шуруповёрт;
  • набор рожковых ключей;
  • рулетку;
  • чертилку или карандаш;
  • компрессор с пульверизатором или кисти для малярных работ.

Если обшивка створки будет выполняться не металлом, а деревом, то могут понадобиться циркулярная или торцовая пила, рубанок, стамеска и другие столярные инструменты.

Для изготовления полотна ворот лучше всего подходят профильные стальные трубы

Кроме комплектующих и элементов обшивки, понадобится немало других материалов. Так, чтобы сделать откатные ворота для 4-метрового проёма, потребуется завезти на участок:

  • не менее 18 метров профильной трубы 50х50 мм или 60х40 мм со стенкой 2 мм - для сварки рамы каркаса;
  • до 20 погонных метров трубы 40х20х2 мм, которая понадобится для внутренних деталей каркаса;
  • швеллер № 20 длиной не менее 2 м - для сооружения закладной опорной площадки для роликовых направляющих;
    Вместо швеллера можно использовать два отрезка стального уголка с полкой длиной 100 мм, которые сваривают по длине. Устанавливать закладные только под каретки роликовых опор, равно как и бетонировать шпильки, не рекомендуется - в этом случае будет сложно выставлять ролики и регулировать устройство автоматического закрывания (привод).
  • толстый листовой металл для нащельников - закладных, которые устанавливаются в кладку при сооружении боковых опор (столбов);
  • около 15 м арматуры или стального прутка диаметром 10–12 мм, которые будут нужны для крепления швеллера и сооружения фундамента;
  • песок, щебень и цемент для приготовления бетона.

Следует заранее позаботиться об эстетичности конструкции, поэтому для окрашивания каркаса или всего полотна понадобится краска и грунтовка. Подойдёт любая алкидная эмаль для наружных работ и грунтовка для металлических поверхностей.

Поэтапный монтаж откатных ворот

Правильный подход к изготовлению откатных ворот позволит получить прочную, надёжную конструкцию и избежать ошибок в работе. Поэтому весь процесс лучше разделить на несколько этапов:

  • сооружение опорных столбов;
  • обустройство фундамента;
  • изготовление полотна и отдельных элементов конструкции;
  • монтаж конструкции.

Чтобы добиться успеха, необходимо всё делать согласно плану работ. Каждый шаг должен сопровождаться контролем геометрии и других технологических параметров. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что ворота сможет открывать даже ребёнок.

Установка столбов

Монтаж опорных столбов является одним из самых ответственных этапов, поскольку в дальнейшем они будут отвечать за устойчивость всей конструкции. Стойки можно сделать из различных материалов - дубового бруса, массивного металлопроката, кирпича или бетона. Рекомендуется бетонировать столбы на глубину не менее 1 м, а на участках с высоким уровнем грунтовых вод обустраивать общий фундамент под все конструктивные элементы откатных ворот.

Схема опорных конструкций откатных ворот

Если для стоек используются металлические трубы, то монтаж улавливателей и поддерживающей шины не вызывает трудностей - их можно закрепить сваркой. В случае когда столбы изготавливаются из камня или кирпича, в кладку необходимо устанавливать закладные. Эти крепёжные элементы представляют собой металлические площадки из толстой листовой стали, к которой приваривают отрезки металлического прутка или толстой проволоки. В процессе сооружения столбов гибкие элементы укладывают в швы, устанавливая нащельники на нужной высоте.

Итак, для монтажа опорных стоек копают яму диаметром не менее 0.5 м и глубиной более 1 метра, в которую устанавливают столб. Далее выставляют его при помощи уровня и заливают бетоном. Для надёжности на нижнюю часть металлической стойки можно приварить несколько поперечин из кусков уголка, труб, арматуры и т. д.

Строительство фундамента

Прежде чем приступать к монтажным работам, необходимо сделать разметку фундамента опорной площадки и подготовить котлован для его обустройства. В этих целях от плоскости ограждения отступают 0.5 м - это и будет ширина траншеи. Фундамент должен быть длиннее противовеса створки на 20–30 см.

Если для открывания ворот будет использоваться автоматика, то ещё на этапе установки столбов и сооружения фундамента в земле прокладывают электрические кабели. Для их защиты используют гофрированный пластиковый кожух.

В качестве закладной фундамента используется швеллер шириной до 20 см. Его длина равняется половине ширины проёма плюс припуск 10–20 см на установку площадок роликовых опор. Чтобы обеспечить монолитность закладной, её усиливают каркасом из арматуры.

Чертёж фундамента опорной площадки

Фундамент сооружают так:

  • копают траншею глубиной 1–1.5 м. На песчаных грунтах, а также при высоком уровне грунтовых вод дно котлована должно находиться ниже точки промерзания;
  • из металлического прутка или арматуры нарезают стержни: длинные 1–1.5 м (по глубине траншеи) и короткие 0.2 м. Последних потребуется в два раза меньше - они будут использоваться в качестве перемычек;
  • длинные куски арматуры приваривают к боковым полкам швеллера на расстоянии 30 см друг от друга, получая конструкцию, похожую на скамью с множеством ножек;
  • противоположные прутки соединяют попарно при помощи 20-сантиметровых перемычек на расстоянии 0.7–0.8 м от швеллера;
  • в траншею опускают конструкцию закладной, выравнивая швеллер по высоте участка.

    Швеллер должен выставляться строго по горизонтали таким образом, чтобы его верхняя плоскость совпадала с уровнем проезжей части. Если плитка, бетонное или асфальное покрытие ещё только планируется, то обязательно следует учитывать увеличение высоты проезда.

  • устанавливают опалубку и армопояс;
  • заливают бетон и тщательно его уплотняют.

По технологии фундамент должен выстояться в течение 28 дней, чтобы бетон достиг марочной прочности.

Обустройство фундамента опорной площадки

Изготовление створки

Для изготовления несущего каркаса полотна ворот используются профильные металлические трубы сечением не менее 50х50 мм. Чтобы не получить створку, которую повело «пропеллером», необходимо обустроить площадку со строго горизонтальной плоскостью. Для этого выбирают широкое, ровное место и с небольшими зазорами раскладывают на земле деревянные рейки или бруски. Контроль уровня осуществляют при помощи лазерного или пузырькового инструмента и строительного шнура.

Для сварки полотна сдвижных ворот удобно использовать деревянные подпорки

Сварку полотна ведут снизу вверх, укладывая отдельные элементы конструкции на подготовленную плоскость.

  1. Изготавливают наружную раму, которая является основным каркасом створки. Для этого к направляющему рельсу приваривают трубу рамы сечением 50х50 мм или 60х40 мм. После этого к её верхней плоскости крепят вертикальные трубы, монтируют верхнюю поперечину и откос. Сварочный шов можно выполнять прихватками длиной 2 см через каждые 0.5–0.6 м.
    Сварку каркаса ведут в шахматном порядке. Это позволит предотвратить перегрев отдельных участков и нарушение плоскостности конструкции.
  2. К основанию рамы приваривают элементы заполняющего каркаса, который понадобится для крепления профнастила и сделает конструкцию более жёсткой. Внутренние переборки изготавливают из труб 40х20 мм.
  3. Места сварки зачищают угловой шлифмашиной, после чего конструкцию покрывают грунтовкой.
  4. При помощи пульверизатора наносят два-три слоя алкидной краски.
  5. После высыхания защитного слоя полотно обшивают профнастилом. Для его крепления используют саморезы или заклёпки, отверстия под которые сверлят электродрелью.

Каркас, который будет обшиваться профлистом, деревом или поликарбонатом, перед заполнением необходимо покрасить

Если в качестве заполнения используются стальные листы или ковка, то их приваривают на этапе сооружения каркаса, после чего зачищают и только после этого ворота подготавливают к окрашиванию.

Инструкция по сборке конструкции

  1. Монтаж откатных ворот начинают с разметки. Для того чтобы обозначить траекторию их движения, вдоль проезжей части необходимо натянуть шнур. Зазор между ним и дорожным покрытием должен составлять 150–200 мм, а расстояние до опорного столба - равняться 70 мм (при рекомендуемой толщине полотна до 70 мм). В дальнейшем шнур будет служить осевой линией при установке консольных опор
  2. Определяют место установки передней роликовой тележки. Принцип здесь простой - чем дальше опоры разместить друг от друга, тем меньшей будет нагрузка на подшипники. Тем не менее ближний к проезжей части комплект опорных роликов устанавливают не по крайнему габариту столба, а на расстоянии 15 см в сторону отката. Это делается для того, чтобы торчащий из створки накатной ролик не выступал на проезжую часть. Чтобы определить крайнее положение задней консольной опоры, из общей длины полотна (с противовесом) вычитают 100 мм. Полученное значение откладывают от принимающего столба (на котором будут крепиться улавливатели) – эта точка будет внешней границей второй тележки.

    Определение мест установки роликовых опор

  3. Поддерживающие площадки роликовых опор выставляют по полученным точкам и прихватывают сваркой, после чего на регулировочные пластины устанавливают ролики.

    Роликовые опоры устанавливаются на опорную плиту посредством поддерживающих площадок. Это позволяет избежать перегрева роликов при монтаже и получить возможность выставить направляющую «в горизонталь»

  4. Полотно ворот ставят не место, накатывая направляющую на ролики. Проверяют правильность установки опор, после чего створку снимают, а сами тележки демонтируют.
  5. Надёжно приваривают регулировочные пластины.

    Перед тем, как приварить опорные площадки и установить тележки на место, полотно ворот снимают

  6. Устанавливают на место роликовые опоры и полотно, после чего ворота фиксируют в закрытом состоянии.
  7. Строительный уровень выставляют в одной плоскости с направляющей, после чего регулировочными болтами поддерживающих площадок выставляют ворота «в горизонт».

    Правильный монтаж роликовой тележки (с поддерживающей площадкой) позволит без проблем регулировать уровень направляющей балки

  8. Накатной ролик устанавливают внутрь направляющей, после чего крепят его болтами и для надёжности прихватывают сваркой.

    Монтаж накатного ролика

  9. Напротив ближнего к роликовым тележкам столба на верхний край полотна устанавливают роликовый ограничитель. Поддерживающую шину крепят сваркой, после чего регулируют установку ворот по вертикали.

    Скобу поддерживающей шины к столбу можно крепить сваркой - широкий диапазон регулировки каждого ролика позволяет без проблем выставить полотно ворот по вертикали

  10. Монтируют нижний улавливатель. Чтобы отметить место его установки, ворота фиксируют в закрытом положении, заводят скобу улавливателя под опорный ролик и прижимают до полного касания. Улавливатель крепят болтами, чтобы в дальнейшем можно было регулировать его положение относительно ролика.

    Если всё делать правильно и аккуратно, то в итоге должна получиться вот такая конструкция

    Видео: как установить откатные ворота своими руками

    Как оснастить их автоматикой

    Устанавливать на такие ворота систему автоматического открывания можно лишь в том случае, когда они легко и без рывков передвигаются по роликам. Для этого необходимо приобрести:

    • зубчатую рейку;
    • электропривод;
    • сигнальную лампочку;
    • концевые выключатели или фотоэлементы;
    • пульт ДУ;
    • блок управления.

    Сегодня нет необходимости покупать составляющие по отдельности - в продаже можно найти готовые комплекты автоматики. Для монтажа системы понадобятся такие же инструменты, которые использовались при изготовлении и установке ворот.

    Комплект автоматики для откатных ворот

    Электропривод крепят к тому же самому закладному швеллеру, что и роликовые опоры. Работу выполняют поэтапно.


    В целях безопасности на крайний столб устанавливают сигнальную лампу. После этого проверяют правильность электрических подключений и включают подачу электричества.

    В качестве привода откатных ворот можно использовать шуруповёрт или любой электродвигатель с редуктором, а для дистанционного управления применить недорогую автомобильную сигнализацию.

    Видео: откатные ворота с приводом, изготовленным из шуруповёрта

    Хоть откатные ворота и требуют больше финансовых вложений, чем обычные, львиную долю затрат можно сэкономить, если сделать их своими руками. Удобство в эксплуатации и комфорт, который даёт система дистанционного управления, сочетаются с высокой надёжностью и способностью экономить место на участке. Неплохой аргумент в пользу современной и функциональной конструкции, не так ли?

    Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.