Как заниматься эффективнее – важность ретроспективы в обучении музыке

как заниматься эффективнее

Что такое ретроспектива?

Это инструмент, который позволяет нам взглянуть назад, на совершенные действия, проанализировать их и выработать рекомендации на будущее, которые позволят лучше расти, как профессионалу. Ретроспективу применяют практически везде: в программировании, команда собирается каждую неделю и проводит оценку своей работы; Спортсмены просматривают записи своих матчей и разбирают с тренером ошибки; в бизнесе есть понятие извлеченные уроки, когда после каждой ошибки происходит сессия, где разбирают почему произошла проблема – именно так происходит постоянный рост качества, кстати, такое применяется даже в армии США.

Для музыканта ретроспектива – это возможность посмотреть на себя со стороны, заметить те вещи, которых заметить невозможно просто играя.

Зачем ее проводить?

Если мы не наблюдаем за собой, за своими ошибками во время игры, то мы не будем их исправлять. А это значит, что мы не будем расти профессионально, качество нашей музыки будет оставаться на том же уровне. Да, мы будем изучать новые техники – это повысит разнообразие звучания, но качество нет.

Преодоление медленного роста. Когда мы тренируемся, то как правило просто играем, но если перейти к осознанным тренировкам, то наш рост станет в разы быстрее. Одно дело просто так поиграть один час на гитаре, другое дело обратить внимание, что именно мешает нам расти быстрее и провести час за отработкой этого действия.

Как проводить анализ своей игры?

Техника очень простая, нам понадобится телефон или диктофон, но первое лучше. Итак, мы должны постоянно снимать себя на камеру. Важнее всего это делать – во время репетиций, во время концертов, во время тренировок.

Все очень просто – мы должны поставить телефон на штатив и включить запись видео, до начала процесса. Нужно правильно расположить телефон, чтобы снимать себя с нужного ракурса. Барабанщику лучше всего поставить за правое плечо – тогда будет видна вся установка, или сбоку от себя, если мы хотим проанализировать движение рук, посадку. Гитаристу лучше всего снимать гитару крупно, чтобы было видно лучше две руки.

Обратите внимание, что мы пытаемся анализировать во время каждой съемки:

Тренировки – это индивидуальный анализ себя, своей техники игры. Эти съемки должны происходить обязательно, каждый раз когда вы тренируетесь, не просто музицируете, а именно проводите тренировку. Съемка тренировок – лучший способ повысить свою эффективность и технику игры.

  1. До начала записи определитесь, что именно вы сегодня будете тренировать.
  2. После включите камеру и проведите тренировку.
  3. Выделите время на анализ видео записи – обратите внимание, на каждую мелочь в постановке рук, в использовании техник. Если вам кажется, что все просто отлично, то отправьте видео запись в сообщество или музыкальный форум и попросите профессионалов оценить вашу запись, расскажите, что именно вы тренировали. Прислушайтесь к советам. Помните, даже у олимпийских чемпионов есть тренер – самому достичь высокого уровня будет очень сложно.
  4. Выпишите себе в блокнот свои ошибки и недочеты.
  5. Найдите оптимальный способ их устранения.
  6. Следующую тренировку проводите уже на устранение 1-2 недочетов, также проводя видео-съемку.

Репетиции – на съемках репетиции группы уже нет смысла оценивать отдельных музыкантов. Мы должны смотреть работу коллектива, поэтому камеры стоит расположить так, чтобы было видно всю группу.

  1. Определитесь, что мы делаем – учить песни на репетициях бесполезно, поэтому мы можем оценивать “сыгранность” коллектива, сценическое поведение и образ, общее звучание партии, расстановку акцентов и выделений, эмоциональность игры.
  2. Запишите видео своей репетиции, только не стоит писать все три часа, определитесь с куском, когда все будут на своем максимуме и запишите именно его, например готовую песню.
  3. Желательно сразу проведите анализ, но всей группой. Поочередно разбирая действия каждого участника (Скорее всего придется смотреть запись не один раз).
  4. Составьте два списка – моментальные изменения, долгие изменения. Моментальные – это те которые можно поправить сразу, такие как поведение на сцене, эмоциональность, акценты в партии, настройки. Долгий список – это домашняя работа, сюда попадают ошибки музыкантов, сценическое поведение, партии инструментов.
  5. Раздайте задачи из длинного списка музыкантам для домашней проработки, четко определив критерии успеха и срок исполнения.
  6. Моментальные изменения исправляйте сразу, новую версию, с исправленными ошибками опять записывайте и повторите все еще раз.
  7. Повторяйте пока не доведете исполнение композиции до совершенства.

Концерты – оцениваем поведение каждого участника на сцене, отдельные действия, реакцию фанатов, сценические образы. С концертами все проще всего, так как обычно есть профессиональная или близкая к этому съемка, а звукорежиссер может снять звук с дорожек поканально (Обычно на это можно договориться с ним напрямую, возможно за небольшую плату). Важно помнить, что вы команда и даете общий результат, так что оценка и развитие каждого участника должно происходить в контексте всей группы.

  1. Организуйте запись видео, попросите друзей, если нет профессиональной. Расскажите друзьям, как и откуда снимать. Дополнительно поставьте камеры на сцене (У каждого есть камера в телефоне, а штатив для него стоит порядка 300 рублей).
  2. Подождите пока утихнут эмоции после концерта, этот анализ не нужно проводить сразу. Лучше выждать 7-10 дней.
  3. Садитесь всей группой перед большим экраном и просматривайте концерт, проводя оценку.
  4. Составьте список того, что вам не понравилось, список, что не понравилось фанатам.
  5. Проведите сеанс поиска аналогов среди популярных групп вашего стиля. Например, если вам не нравится ваш сценический образ, то посмотрите 30-50 групп из вашего стиля и поищите идеи для его развития.
  6. Проведите мозговой штурм всей группой по основным проблемам, выберите наиболее удачные решения.

В самом начале применение ретроспективы может показаться вам излишне массивным или слишком затратным по времени, но помните, что это упражнение поможет вам существенно продвинуться, как в своем техническом профессионализме, так и в продвижении своей музыкальной группы. Поверьте, те кто не смотрели записи со своих первых концертов не понимают, как бывает мы глупо выглядим.

1 комментарий для “Как заниматься эффективнее – важность ретроспективы в обучении музыке”

  1. Отличный пост. Жаль мне никто такую умную мысль в самом начале моего пути не сказал. Я бы гораздо быстрее “вылечил” свои ошибки постановки рук и общий подход к игре, а может даже и внешнему виду Х))

Добавить комментарий