60 лет развития бас-гитары или почему исчезли контрабасы.

    Соло гитарист на сцене

    Бас-гитара или просто бас – это один из основных участников любой музыкальной группы, начиная от поп-песен и заканчивая тяжелым металлом. Практически в любом направлении этот инструмент будет отвечать за низкие частоты. Но появился он не так давно. Сегодня мы вам расскажем, как проходила эволюция баса и его полная доминация над контрабасом.

    Первая причина замещения контрабаса

    Еще 60 лет назад контрабас активно использовался во многих стилях музыки, включая быстро набиравший популярность джаз. Но исполнение популярной музыки переходило от акустического звучания к электрическому. Пришли электрогитары. Барабаны стали ударной установкой и тоже стали использоваться в музыке гораздо больше. Все это привело к тому, что бас терялся на фоне этих громких и шумных инструментов.

    Транспортная проблема

    Контрабас просто огромный инструмент, он занимает очень много места, много весит, причем остается достаточно хрупким инструментов. Эти качества превращают его в ад путешествующей группы. А в те года команды начинали выступать все больше и больше, постоянно перемещаясь между клубами. Дополнительно музыка становилась живее, и музыканты хотели обретать подвижность на сцене.  Да, было транспортное колесо для контрабаса, но оно решало проблему перемещения только в плоскости, холмы, ступеньки и отсутствие нормальных дорого – все еще представляло огромные проблемы.

    Колесо для перемещения контрабаса

    Недостаток басистов

    В то время было много гитаристов (Как и в любые времена), а басистов не хватало. Поэтому многие гитаристы часто выступали в качестве исполнителей на контрабасе. Но была проблема, что эти инструменты были абсолютно не похожи и на освоение требовалось много времени. Именно поэтому требовалось, чтобы контрабас был как можно сильнее похож на гитару.  Исходя из всех потребностей его уменьшили, переместили в горизонтальный вид и добавили ремень, чтобы было удобно играть стоя.

    Потом были добавлены лады

    Музыка быстро менялась и росла ее сложность, а с ней вместе и сложность басовых партий. Музыкантом нужна была быстрая возможность играть композиции меньше задумываясь над точностью исполнения, но не теряя в качестве. Решение было очевидно, так как бас был уже очень сильно похож на гитару, то и решение в виде ладов пришло быстро. Кстати, сейчас все еще не проблема найти бас-гитару без ладов.

    Изменения струн

    Развитие затронуло и струны. На контрабасе у струн плоская обмотка, за счет этого они более гладкие, но звук не такой яркий. Поэтому потребовались обновления и обмотка на струнах бас-гитары стала круглой, а значит струны более «рифленные». Сами струны же стали гораздо тоньше. На басу все еще можно получить мозоли на кончиках пальцев, но это ничто по сравнению с толстенными струнами контрабаса.

    Первый серийный бас

    Fender precision bass 1958г.

    Первым серийно начал выпуска бас-гитару Лео Фендер в 1951 году, сделав ее по форме, очень напоминающей знаменитую гитару Stratocaster. Бас получил название Fender Precision Bass. Слово precision (точность) было выбрано как раз за счет появления ладов на бас гитаре, что говорило о повышенной точности игры.

    Лео Фендер

    Конечно контрабас в те года был еще очень популярен, но начал быстро терять позиции. Новый инструмент давал яркое звучание, необходимую громкость, ну и конечно же решал транспортную проблему.

    Развитие бас-гитары

    Первая модель, хоть и совершила революцию, но была еще достаточно неразвита. У нее были очень простенькие датчики, точнее один датчик и всего две регулировки – громкость и тон. Второй позволял убрать высокие частоты и тем самым получить более похожий на контрабас звук.

    Сама гитара была плоская и достаточно массивная, что делало игру не такой удобной.

    Но главное уже было – можно было подключать гитару к усилителям и получать более громкий звук, обеспечить более качественную запись.

    Развитие бас-гитары шло по двум направлениям – это изменение самого инструмента. В первую очередь пошло развитие звукоснимателей, сделав их более качественными. Далее совершенствовалась форма, струны, дерево – почти каждый элемент с того времени стал удобнее.

    Второе направление – это изменение партий и роли инструмента в группе. Усложнение и развитие партий потребовало развитие и инструмента, например, появились 5-ти и 6-ти струнные варианты. А звучание стало немного выше и более подходящее солирующему инструменту. Так как бас перестал быть просто «низким звуком», а начал полноценно участвовать в формировании мелодии, плотно заняв свое место в группе и в рядах солирующих инструментов и в рядах ритм секции, объединяя ритм и мелодию.

    Самое сильное влияние на развитие инструмента и его роли в музыке оказали музыканты:

    Carol Kaye – The Wrecking Crew
    Jackie Fox – The Runaways
    Kim Deal – Pixies / The Breeders
    Kim Gordon – Sonic Youth
    Esperanza Spalding
    Tal Wilkenfeld
    Meshell Ndegeocello
    Roy Johnson – Lionel Hampton
    Bill Black – Elvis Presley
    James Jamerson – The Funk Brothers
    Jack Bruce – Cream
    John Entwistle – The Who
    Paul McCartney – The Beatles
    Les Claypool – Primus
    Stanley Clarke
    Jaco Pastorius
    Mark King – Level 42
    Flea – Red Hot Chili Peppers
    Marcus Miller

    Добавить комментарий