fbpx

60 лет развития бас-гитары или почему исчезли контрабасы

Бас-гитара или просто бас – это один из основных участников любой музыкальной группы, начиная от поп-песен и заканчивая тяжелым металлом. Практически во всех направлениях музыки этот инструмент будет отвечать за низкие частоты. Но появился он не так давно. Сегодня мы вам расскажем, как проходила эволюция баса и его полная доминация над контрабасом.

Причины снижения популярности контрабасов

Еще 60 лет назад контрабас активно использовался во многих стилях музыки, включая быстро набиравший популярность джаз. Но исполнение популярной музыки переходило от акустического звучания к электрическому. Пришли электрогитары. Барабаны стали ударной установкой и тоже стали использоваться в музыке гораздо больше. Все это привело к тому, что бас терялся на фоне этих громких и шумных инструментов. Контрабасу срочно потребовалось подключение к усилителю. А сделать из гитары бас оказалось гораздо проще, чем подзвучивать контрабас.

Контрабас просто огромный инструмент, он занимает очень много места, много весит, при этом остается достаточно хрупким. Эти качества превращают его в ад путешествующей группы. А в те года команды начинали выступать все больше и больше, постоянно перемещаясь между клубами. Дополнительно музыка становилась живее, и музыканты хотели быть подвижными на сцене, чтобы превращать выступление в шоу. Шагом решения этой проблемы было изобретение транспортного колеса для контрабаса. Но стоит учитывать, что это решало проблему только на прямых участках дороги, ступеньки, подъемы, само выступление, да и банальную транспортировку в самолете колесо не упрощало. Поэтому многие музыканты стали переходить на бас гитару. В первую очередь из-за размеров.

Колесо для перемещения контрабаса

В то время было много гитаристов (Как и в любые времена), а басистов не хватало. Поэтому многие гитаристы часто выступали в качестве исполнителей на контрабасе. Но была проблема, что эти инструменты были абсолютно не похожи и на освоение требовалось много времени. Поэтому требовалось создать инструмент, который бы обеспечивал низкие частоты, вошел в ритм секцию, позволил играть с любой громкостью и был максимально похож на существующую гитару. Именно все эти требования и привели к тому, что бас был скопирован с гитары с минимальным количеством изменений.

Музыка быстро менялась и росла ее сложность, а с ней вместе и сложность басовых партий. Музыкантом нужна была быстрая возможность играть композиции меньше задумываясь над точностью исполнения, но не теряя в качестве. На контрабасе нет ладов, а на гитаре есть. Решение было очевидно, добавить лады на бас гитару.

Развитие затронуло и струны. На контрабасе у струн плоская обмотка, за счет этого они более гладкие, но звук не такой яркий. Поэтому потребовались обновления и обмотка на струнах бас-гитары стала круглой, а значит струны более «рифлёные». Сами струны же стали гораздо тоньше. На басу все еще можно получить мозоли на кончиках пальцев, но это ничто по сравнению с толстенными струнами контрабаса.

Все эти изменения привели бас-гитару к современному виду, в котором мы ее знаем сейчас. Да, все еще есть многие музыканты использующие контрабас, но его эра как популярного инструмента закончилась, сейчас это больше оркестровое использование или в небольших, но колоритных джаз ансамблях.

Первый серийный бас

Fender precision bass 1958г.

Первым серийно начал выпуска бас-гитару Лео Фендер в 1951 году, сделав ее по форме, очень напоминающей знаменитую гитару Stratocaster. Бас получил название Fender Precision Bass. Слово precision (точность) было выбрано как раз за счет появления ладов на бас гитаре, что говорило о повышенной точности игры.

Лео Фендер

Конечно контрабас в те года был еще очень популярен, но начал быстро терять позиции. Новый инструмент давал яркое звучание, необходимую громкость, ну и конечно же решал транспортную проблему. Поэтому очень многие басисты и гитаристы переходили на новый инструмент. Ну и конечно развитие рок музыки внесло свою лепту. Образ рок, а тем более метал музыканта никак не вяжется с контрабасом. Поэтому музыканты новых стилей и течений музыки однозначно отдавали свой выбор в пользу бас гитары.

Развитие бас-гитары

Первая модель, хоть и совершила революцию, но была еще не достаточно развитой. У нее были очень простенькие датчики, точнее один датчик и всего две регулировки – громкость и тон. Второй позволял убрать высокие частоты и тем самым получить более похожий на контрабас звук. Сама гитара была плоская и достаточно массивная, что делало игру не такой удобной.

Развитие бас-гитары шло по двум направлениям – это изменение самого инструмента. В первую очередь пошло развитие звукоснимателей, сделав их более качественными. Далее совершенствовалась форма, струны, дерево – почти каждый элемент с того времени стал удобнее.

Второе направление изменений – это изменение партий и роли инструмента в группе. Усложнение и развитие партий, а раньше контрабас играл в основном "шагающую линию" по четыре ноты на такт потребовало развитие и инструмента, например, появились 5-ти и 6-ти струнные варианты. Звучание стало немного выше и более подходящее солирующему инструменту. Так как бас перестал быть просто «низким звуком», а начал полноценно участвовать в формировании мелодии, плотно заняв свое место в группе и в рядах ритм секции, объединяя ритм и мелодию.

Самое сильное влияние на развитие инструмента и его роли в музыке оказали музыканты:

Carol Kaye – The Wrecking Crew
Jackie Fox – The Runaways
Kim Deal – Pixies / The Breeders
Kim Gordon – Sonic Youth
Esperanza Spalding
Tal Wilkenfeld
Meshell Ndegeocello
Roy Johnson – Lionel Hampton
Bill Black – Elvis Presley
James Jamerson – The Funk Brothers
Jack Bruce – Cream
John Entwistle – The Who
Paul McCartney – The Beatles
Les Claypool – Primus
Stanley Clarke
Jaco Pastorius
Mark King – Level 42
Flea – Red Hot Chili Peppers
Marcus Miller

Подпишись на нашу рассылку или читай в соц. сетях.